БИОГРАФИЯ | ПРОПОВЕДИ | ТРУДЫ | ПОСЛАНИЯ | ИНТЕРВЬЮ |
ЖИТЬ С ПРАВДОЙ |
НЕДЕЛЯ 32-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
(О ЗАКХЕЕ) Наша заботливая Матерь Церковь начинает готовить своих чад к приближающемуся Великому посту задолго до его начала, постепенно вводя каждого в процесс размышления, анализа своей жизни, окружающей действительности, своей роли в этом мире. Предлагаемые нам евангельские повествования открывают для нас все новые и новые грани и тонкости человеческой души, человеческой природы, как положительные, так и отрицательные. Если в евангельском рассказе говорится о пороках, Святая Церковь учит, как избавиться от них. Если речь идет о положительном примере, она старается утвердить в нашем сознании его необходимость для нас и предлагает доступные средства, позволяющие нам развить в себе то или иное доброе свойство человеческой природы и встать на путь, приближающий нас к совершенствованию и следованию за Господом. Сегодняшнее чтение из Евангелия рассказывает о Закхее, который был начальником мытарей, то есть сборщиков налогов. Имя Закхей в переводе с сирийского означает праведный, справедливый, но оно не соответствовало сути этого человека, его действиям, его поступкам. Он взимал подати не всегда честно и справедливо. И вот к этому человеку, о котором все знали в том селении, что он правдой и неправдой отбирает последнее у людей, - именно к этому человеку идет Христос. Некоторые думают: как же так? Мы вот такие добрые (мы, потому что мы сами себя так оцениваем), почему же Он идет не к нам, а к нему? А Христос говорит в Евангелии - да, он такой человек, но и он сын Авраама, и он достоин спасения. Вспомните жизнь преподобной Марии Египетской. Преодолев себя, отстранив все, что было от мира, только она - и никто другой - перешла Иордан пешком по воде. Вот что может человек с молитвой, с Богом. Бог пришел спасти нуждающегося во спасении: “взыскать и спасти погибшее” (Лк. 19, 10), и наша характеристика каждого (вот “он такой”, а “она такая”, “оно такое”) не совпадает с оценкой Господа. Значит, наш суд неправеден. Значит, наша оценка друг друга предвзятая, человеческая, греховная - несправедлива. Сегодняшнее Евангелие напоминает нам об этом. Не будем спешить давать оценку происходящему, наипаче оценивать жизнь, и труды, и деятельность, и поведение ближнего своего. Никто не знает, как его душа воздыхает к Богу, никто не знает, как он обращается к Нему - с какими словами, молитвами, просьбами. Мы видим только внешнюю сторону жизни каждого из нас. Святая Церковь, готовя нас к Великому посту - ко времени покаяния, очищения, молитвы, благодарения, кротости, воздержания, на примере Закхея говорит нам, что человек должен посмотреть в глубины своей души, своей жизни, своих дел - и оценить их. Но каким образом? Где этот критерий? Закхей увидел в Господе свет любви и милосердия, ту истину, к которой стремится душа каждого из нас. И с той святостью, которую явил ему Собой Милосердный Господь, он сопоставил свою жизнь. Она открылась для него во множестве грехов, во множестве несправедливых поступков, и перед ним предстало вдруг все его ничтожество, все недостоинство. И Господь, видя глубину раскаяния этого человека, говорит ему: “Закхей! сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме” (Лк. 19, 5). Раскаяние приблизило Закхея к Богу, и Господь откликнулся на зов его души, и еще больше, чем думал сам Закхей. Он хотел только видеть Бога, но Господь вошел в его дом. Он вошел в дом его души и освятил это место, и раскаявшийся Закхей сказал: “Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо” (Лк. 19, 8), дабы быть с правдой, истиной, со светом - ради чего и стремиться жить надо. Вот сколько таит в себе внутреннего, духовного смысла прочитанный сегодня отрывок из Евангелия. Я желаю всем нам, чтобы в преддверии Великого поста мы начали делать те шаги, к которым призывает нас Святая Церковь. Следующая неделя предложит нам уже новое евангельское повествование - как бы новую ступень, ведущую нас ко спасению, и так далее. И, наконец, придет то время, когда Святая Церковь воспоет гимн покаяния, воспоет молитвословия Великого поста. Не останемся внизу, иначе мы с вами не будем знать, как войти в это время покаяния и спасительного очищения, не приобретем навыка духовного, своего собственного, личного опыта, и в который раз будем встречать Воскресение Христово, не освободившись от груза греха, который всю свою жизнь несем в душе и не пытаемся выбросить вон. Хотелось бы, чтобы мы почувствовали прикосновение к своей душе очистительной благодатной силы Господней, которая раскрыла бы перед нами всю глубину нашей греховности, нашего недостоинства, нашего горделивого превозношения - всего того, что удаляет от Бога, а не приближает к Нему. Пусть сегодняшнее евангельское повествование станет для нас тем начальным уроком, над которым мы будем размышлять, подобно ученику, получившему задание на дом. Поразмыслим, выйдя из храма Божия, и дома, и на работе, и в другой обстановке о том, что мы сегодня слышали и каковы мы с вами по сравнению с Закхеем и с другими, кто приближался к Господу, кто стремился прийти к Нему, преодолевая непреодолимое - горы греха. И приблизился к Нему. Если мы, действительно, желаем
этого, осеним себя крестным
знамением и, испросив у Господа
благословения и помощи, поступим так,
как поступил Закхей. Аминь. |