главная

БИОГРАФИЯ

СЛУЖЕНИЯ

ПРОПОВЕДИ ТРУДЫ ПОСЛАНИЯ ИНТЕРВЬЮ

ИЮЛЬ 2000 ГОДА

ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Тихвино-Онуфриевский храм (Воронеж.), 26 июня (9 июля) 2000 г.

Как много чудотворных икон в лике Русской Православной Церкви! Сегодня мы чтим одну из них - Тихвинскую, названную так по месту своего явления. В каком бы виде ни были представлены чудеса – то ли это чудотворные иконы, то ли чудодейственные воды источников, то ли исцеления, - все это проявление милости Божией к нам, грешным и недостойным, живущим на земле. Как только мы видим, что нет другого выхода - при нашествии иноплеменников, неизлечимых болезнях, чувстве немощи человеческой и так далее, мы обращаемся с молитвой к Богу. И мы обращаемся с молитвой к Богоматери. И Она простирает Свое покровительство, Свое милосердие на нас: исцеляет от болезней, напастей, скорбей, являет чудотворные иконы и другие знамения. Но проходят годы и чудеса становятся историей, и мы считаем, что они совершались для тех людей, которые жили в далеком прошлом, а кто-то скажет: а было ли это? И нас как будто это не касается. Для нас мало того, что являлись иконы и чудеса, мы хотим чего-то другого. Мы хотим решать сами все свои проблемы и думаем, что в состоянии выполнить нечто такое, что может перевернуть мир и сделать нас лучше, чем мы есть на самом деле. И чем дольше так думаем, тем дальше уходим от истинного источника исцеления, от покаяния и призывания имени Божия и имени Богоматери, - от того к чему стремились и что совершали наши благочестивые предки, отцы и деды, когда чувствовали немощь души и тела, когда видели, что силы неравны в борьбе, когда понимали, что болезни и напасти – это Промысл Божий.

Святой преподобный Пимен Великий говорил, что благодарит Бога за то, что Он послает ему болезни, потому что это означает, что Господь не забыл его грешного и требует и зовет к покаянию, не оставляя на попечение диавольское. Но мы, к сожалению, пока не рассуждаем так. Мы рассуждаем со стремлением свалить все то, что происходит с каждым из нас, как вину, на другого, на обстоятельства, на жизнь, на время, как будто бы в другое время на Руси было лучше. И никогда и ни в чем не признаем себя участниками процесса осквернения души и тела. Никто и никогда еще в наше время не сказал друг другу: ну что мы грешим против ближнего своего, что мы осуждаем власть придержащих, они такие же люди, как и мы, вышли из нашей среды. Многие из них не знали, что такое Церковь, и принимали участие в разрушении храмов. Как эти люди могут сегодня стать на путь покаяния и спасения? Надо им помочь, надо им разъяснить, надо им на своем собственном примере показать, что мы действительно верующие христиане, а не просто называемся ими. Мы приходим в храм не только потому, что это праздничный день, но по зову души и сердца. И прибегая к Богоматери, ко Господу, уповая на Его помощь и раскаиваясь в своих собственных грехах, каждый из нас и все мы можем рассчитывать на милосердие и помощь Божию. И тогда явится это чудо, чудо избавления нас от греховного бремени, чудо исцеления нас от зависти, злобы, ненависти, лицемерия, ханжества. Если же мы, прославляя сегодня Богоматерь и слушая, что Она избавила народ от страстей и болезней, будем воспринимать все это как сухую холодную страницу истории, но не часть нашей жизни, тогда мы еще долго будем находиться в оцепенении, в окаменелом состоянии нашей греховности и нашего нераскаяния, еще долго будем бродить, подобно блудному сыну, вдали от отчего дома и потреблять в пищу то, что предназначено животным. Мы еще долго будем такими, если не встряхнемся и не воскликнем сердцем и душой: преблагословенная Матерь Божия, помилуй нас и исцели нашу душу!

Ведомые многие годы атеистическим государством, мы пришли к разбитому корыту нашей духовной природы, и нет другой движущей силы, кроме нашей собственной души, нашей молитвы и нашего обращения к Богу, чтобы выйти из этого состояния. Мы имеем достаточно примеров из истории нашего Отечества - и хороших и плохих. Но, как говорит апостол Павел, “все испытывайте, хорошего держитесь” (1 Фес., 5, 21). И мы должны выбрать из многогранной истории нашего Отечества благодатные зерна возрождения духа и души, возрождения человека. Тогда только мы решим все те проблемы, которые касаются нашей жизни и жизни нашего государства. Да поможет нам в этом милосердный Господь молитвенным предстательством преблагословенной Девы Марии, икону в честь Которой, Тихвинскую, мы ныне прославляем.