ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ |
Проект учебной программы
(Для начальных классов)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной России подрастающее поколение
особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров.
Сделать это можно только на фундаменте традиционной для
Отечества православной культуры. При знакомстве с традициями,
благочестивым укладом жизни православного народа у детей
постепенно формируется тот нравственный идеал, который
складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский
человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и
эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его
духовное возрастание.
Данный курс разработан для учащихся II-IV
классов общеобразовательной школы. Программа имеет три основных
направления, которые присутствуют в каждом году обучения,
углубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями
детей. Таким образом, учебно-воспитательный процесс идет
концентрически.
1-е направление – знакомство с жизнью
Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря
и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью,
взаимоотношениями православных людей.
2-е направление – показ воплощения
нравственного идеала Православия на примере жизненного подвига
конкретных людей.
3-е направление – нравоучительное чтение и
беседы на материале близких детям жизненных ситуаций.
Особое внимание в программе уделено развитию
и обогащению речевой культуры детей. Этому способствует введение
в речь учащихся церковнославянских слов и оборотов, которые
стали основой формирования литературного русского языка. Цель
такой работы со словом - пробудить интерес и любовь к родному
языку, повысить общую грамотность учащихся. Выполнение
поставленных задач способствует воспитанию таких качеств
личности, как любовь к окружающему миру, к своей Родине, к своим
близким. Трудолюбие, милосердие, скромность и почитание старших
дети должны воспринимать как качества, необходимые каждому члену
общества.
Учебный курс призван помочь школьнику дать
правильную нравственную оценку явлениям окружающего мира,
углубить его культурологические знания, а также повысить общий
уровень гуманитарного образования.
Занятия проводятся один раз в неделю по
одному часу. В конце учебного года предусмотрены
итогово-обобщающие уроки по изученным темам.
Учитывая нравственный потенциал
содержательного материала, рекомендуется оценивать знания
учащихся только положительной оценкой.
Предлагаемая учебная программа построена на
основе программы учителя МОУ СОШ № 19 г. Воронежа Л.И.
Романовой, апробированной в течение многих лет в условиях
экспериментальной площадки по возрождению духовно-нравственных
традиций отечественной педагогики.
2 КЛАСС
ТЕМАТИКА ЧТЕНИЙ И БЕСЕД
Значение и польза знаний. Рассказ о
детстве святого преподобного Сергия Радонежского (его стремлении
к знаниям), о святых равноапостольных Мефодии и Кирилле,
просветителях славянских. Притчи о мудрости царя Соломона.
Стихи, пословицы, загадки о знаниях.
Народные праздники и обычаи. Рассказы и
стихи о праздниках Рождества Христова, Крещения, Пасхи. Народные
обычаи, связанные с ними. О праздновании именин и дня рождения.
Красота русских храмов. Чтение рассказов
и беседы о внешнем и внутреннем убранстве православных храмов,
колокольном звоне и церковном пении.
Доброе сердце дороже золота. Произведения
о добрых и злых поступках, о скромности, сострадании, послушании
и честности.
Их помнит и любит народ. Произведения о
святом преподобном Сергии Радонежском, святом преподобном
Серафиме Саровском.
Дружбой дорожить умейте. Рассказы, стихи,
пословицы о дружбе, отношении к младшим.
3 КЛАСС
ТЕМАТИКА ЧТЕНИЙ И БЕСЕД
Человек и окружающий мир. Произведения о
красоте и совершенстве природы, об отношении человека к
окружающему миру.
Праздники и обычаи моего народа. Рассказы
и стихи о православных праздниках: Рождестве Христовом, Пасхе,
Покрове Пресвятой Богородицы, Введении во храм Пресвятой
Богородицы, Благовещении и др.; о народных традициях и обычаях,
связанных с ними; о чине прощения; о постах.
Храни душу свою. Рассказы, стихи, сказки
и пословицы о доброте, самопожертвовании, любви, милосердии, о
красоте внутренней и внешней, о путях исправления плохого
поступка.
Кто родителей почитает, тот вовеки не
погибает. Рассказы, стихи, сказки, пословицы об отношениях в
семье. Произведения о матери.
Знания и труд все перетрут. Произведения
о пользе труда и знаний. Евангельская притча о сеятеле и
семенах. Знакомство с церковнославянской грамотой.
Их почитает мой народ. Произведения о св.
прп. Сергии Радонежском, святителе Николае Чудотворце,
великомученике Георгии Победоносце, равноапостольных Мефодии и
Кирилле, учителях славянских, мучениках Борисе и Глебе, Вере,
Надежде, Любови и матери их Софии.
Святыни моего народа. Рассказы и стихи об
особо чтимых иконах и о храмах.
4 КЛАСС
ТЕМАТИКА ЧТЕНИЙ И БЕСЕД
Наша Родина - православная Русь.
Произведения о любви к Родине. Осознание понятий: «Родина»,
«Отечество», «Православие», «патриотизм».
Народные традиции. Произведения о
православных праздниках. Различение гражданских и церковных
праздников. Соответствие народной жизни в прошлом событиям
церковной жизни, положительные стороны благочестивого уклада
русского народа. Дни покаяния.
Ими гордится Россия. Произведения о
святом равноапостольном князе Владимире, благоверных князьях
Дмитрии Донском и Александре Невском, первопечатнике И.Федорове,
о Петре I, А.В.Суворове, сестрах милосердия.
Нравственный идеал русских сказок и былин.
Моя родословная. Составление своей
родословной. Значение самых распространенных на Руси имен и
фамилий. Обычай поминовения усопших.
Добро и зло в душе человека. Произведения
о нравственной красоте, об очищении души от дурных качеств.
СЛОВАРЬ
Учебный курс призван значительно пополнить
словарный запас младших школьников терминами православной
культуры и духовной традиции.
2 класс:
ангел, апостолы, Благовещение, Богородица,
буквица, грех, заповеди, икона, иконостас, именины, исповедь,
кадило, кириллица, колокольня, колядки, крещение, кроткий,
культура, лампада, молитва, монах, мученик, небесный
покровитель, отрок, Пасха, Покров, пост, причастие,
равноапостольные, святки, святой, смирение, сретение, старец
Симеон, фреска, хоругвь.
3 класс:
архангел, Библия, благовест, Благодатная,
великомученица, Вербное воскресенье, говение, Голгофа,
Евангелие, евангелист, житие, искупление, лепта, лествица,
милосердие, мощи, омофор, покаяние, преподобный, притча,
Радоница, рака, распятие, риза, святитель, таинство, тропарь,
усопший, успение, херувим, чудотворец.
4 класс:
берестяные грамоты, благодатный огонь,
волхвы, воскресение, гордыня, ислам, исповедник, канун,
католичество, книгопечатник, крестное знамение, крестный путь,
лавра, ладан, монастырь, мусульманин, «нести свой крест»,
паломник, паломница, паломничество, панихида, пергамент,
подвижник, праведник, Православие, православный, причастие,
родословное дерево, святитель, столпотворение, терпимость.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 КЛАСС (30
часов)
Значение и польза знаний.
Откуда человек получает знания? Для чего люди
должны учиться? Библейская притча о мудрости.
Значение письменности в получении знаний.
Пословицы о буквах, словах, книгах.
Наша письменность, ее истоки.
Рассказ о святых братьях Кирилле и Мефодии.
Церковно-славянский алфавит. Особенности
церковно-славянского языка. Его применение.
Работа с тетрадью: особенности начертания букв,
буквы, с которыми простился русский язык,
художественное оформление заглавных букв.
Новые слова: святой, кириллица, буквица.
Трудолюбие и стремление к знаниям.
Детство преподобного Сергия Радонежского.
Отношение отрока Варфоломея к родителям.
Чудесное исполнение его мечты.
Качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность.
Работа с тетрадью: гласные буквы
церковно-славянского алфавита, совпадающие с
русскими («аз», «есть», «иже», «он»).
Загадки о книге и буквах.
Новые слова: отрок, ангел, монах.
Осенние праздники и осенние труды.
Народные традиции, связанные с осенними
православными праздниками Рождества и
Покрова Пресвятой Богородицы. Радость и
святость совместного труда.
Покровские храмы на Руси. Покровский собор в г.
Воронеже.
Работа с тетрадью: гласные буквы
церковно-славянского алфавита, совпадающие с
русскими («ук», «ерь», «ю»).
Новые слова: молитва, Богородица, Покров.
Именины и день рождения.
Значение имен. Почему нужно дорожить своим
именем? Что празднуют в день именин и в день
рождения? Четыре правила именинника.
Чтение рассказа "Именины" (1, сс. 10-14) и беседа о прочитанном.
Работа с тетрадью: согласные буквы
церковно-славянского алфавита, совпадающие с
русскими («буки», «веди», «глагол»).
Новое слово: именины.
Мой небесный покровитель.
Кто является небесным покровителем человека.
Чтение рассказа «Ангел Хранитель»()
Устные рассказы детей о своем небесном покровителе.
Новое слово: небесный покровитель.
Что такое голос совести?
Чтение рассказа "Совесть" (1, сс. 4-9) и беседа о
прочитанном.
Что помогает человеку слышать голос совести? Икона и
картина.
Работа с тетрадью: согласные буквы
церковно-славянского алфавита, совпадающие с
русскими («добро», «живёте»).
Новые слова: икона, иконостас, лампада.
Гордость рождает зло.
Чтение рассказа "Зло" (1, сс. 15-18) и беседа
о прочитанном.
Заучивание пословиц о добре и послушании.
Работа с тетрадью: согласные буквы
церковно-славянского алфавита, совпадающие с
русскими («земля», «како», «люди»).
Как сохранить дружбу?
Чтение рассказа "Смущение" (1, сс. 19-22) и беседа о прочитанном.
Почему православные храмы венчает крест?
Рассказ о кресте и крестном знамении.
Работа с тетрадью: согласные буквы
церковно-славянского алфавита, совпадающие с
русскими («мыслете», «наш»).
Новые слова: кадило, колокольня.
В преддверии светлого праздника.
История праздника Рождества Христова и
народные традиции, связанные с ним.
Чтение отрывка из романа И.С.Шмелева "Лето Господне" и беседа о прочитанном
(22, сс. 144-146).
Работа с тетрадью: согласные буквы
церковно-славянского алфавита, совпадающие с
русскими («покой», «рцы», «слово», «твердо»,
«ферт»).
О любви и кротости.
Чтение «Легенды о незабудке» и беседа о прочитанном
().
Отношения Иисуса Христа и его учеников - апостолов.
Отношение Христа к людям. Накормление семью хлебами.
Заучивание пословиц о любви.
Работа с тетрадью: согласные буквы церковно -
славянского алфавита, совпадающие с русскими ( «цы»,
«червь», «щи», «ща»).
Новые слова: апостолы, кротость, кроткий человек.
Рождество Христово и Новый год.
Чем отличаются два праздника?
Чтение стихов о праздниках, знакомство с народными обычаями, колядками.
Новое слово: колядки.
О доброте и сострадании.
Чтение стихотворения А.Плещеева "Чудный дар" и беседа о прочитанном.
Рождественская викторина, конкурс рисунков.
О скромности и терпении.
Легенда о рождественской елке. Чтение и беседа
о прочитанном.
Заучивание стихотворения о зиме по выбору учителя.
Работа с тетрадью: правила ударения в
церковно-славянском языке.
Новое слово: святки.
Вода живая.
Значение праздника Крещения Господнего и народные
обычаи, связанные с ним.
Чтение отрывка из повести
И.С. Шмелева "Лето Господне" (22, сс. 154-155)
и беседа о прочитанном.
Работа с тетрадью: употребление букв «ер» и «ерь» в
церковно-славянском языке, правила чтения
(отсутствие буквы «ё»).
Заучивание пословиц и отгадывание загадок о зиме.
Новое слово: крещение.
Образец доброты и кротости.
Любовь к людям, смирение и трудолюбие
святого Серафима Саровского.
Рассказы детей о хорошем поступке.
Работа с тетрадью: буквы, с которыми простился
русский народ («ять» и «фита»).
Новое слово: смирение.
Встречи добрые и злые
Беседа по сказке Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка».
Какие встречи происходят на пути героини? Как
проявляется ее характер? Что помогает Дюймовочке
найти свое счастье?
Рассказ о православном празднике Сретение Господне.
Работа с тетрадью: буквы кириллицы, отсутствующие в
русском алфавите («оник»).
Новые слова: сретение, старец Симеон.
Как нужно просить прощения.
Обычай покаяния в "прощёный день".
Чтение
рассказа Б. Ганаго "Детская исповедь" (14, сс.
26-27). Беседа о прочитанном.
Работа с тетрадью:
буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите
(«юс малый»).
Новые слова: исповедь, причастие.
Подвиг любви.
Чтение отрывков из сказки Г.-Х. Андерсена «Дикие
лебеди» (2,) и беседа о прочитанном.
Терпение и стойкость героини сказки. Что ее сделало
сильной? Как она должна была спасти братьев? Легко
ли ей было молчать, когда ее несправедливо обижали?
Почему она молчала и не пыталась спасти свою жизнь?
Пост, его смысл. Значение поста как средства
воспитания характера.
Новое слово: пост.
О мужестве и верности.
Нравственный подвиг святых Бориса
и Глеба, их самоотверженность, верность слову,
стойкость. Почему святые. Борис и Глеб не
противились своему брату?
Почитание святых Бориса и Глеба (храмы в их честь,
города, названные их именами).
Рассказы детей о мужестве и верности.
Работа с тетрадью:
буква кириллицы, отсутствующая в русском алфавите
(«омега»).
Новое слово: заповеди.
Береги честь смолоду.
О верности слову героя рассказа Л. Пантелеева
«Честное слово». Можно ли представить героя рассказа
взрослым? Каким человеком он будет?
Рассказ о первых христианских мучениках за веру.
Работа с тетрадью:
буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите
(«от»).
Новое слово: мученик.
О любви к животным.
Чтение рассказа В. Бианки "Зябличиха" и беседа о прочитанном. Отношение к
животным христианских святых.
О народном обычае выпускать птиц на праздник
Благовещения.
Работа с тетрадью:
буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите
(«зело»).
Новое слово: Благовещение.
Весенние праздники и заботы.
И.С. Шмелев "Лето Господне". Чтение отрывков и беседа о прочитанном.
Чтение стихов о весне (по выбору учителя).
Работа с тетрадью:
буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите
(«кси»).
Праздник Воскресения Христова.
Смысл и значение праздника Пасхи. Народные обычаи, связанные с ним. Рассказ "Радуга" (1,
сс. 29-32). Чтение и беседа о прочитанном.
Чтение стихотворения А. Майкова о Пасхе (3, с. 422).
Новое слово: Пасха.
Пасхальная радость.
Концерт для родителей, выставка детских работ.
О послушании.
Рассказ "Сон Лизы" (1, с. 46-53). Чтение и беседа о прочитанном.
Что такое грех? Что значит быть послушным учеником?
Когда послушание невозможно?
Работа с тетрадью:
буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите
(«пси»).
Новые слова: грех.
Чему нас учат русские народные сказки.
Анализ сказок «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка», «Царевна-лягушка». К чему ведет
непослушание и своеволие?
Чем лечится гордость? К чему приводит зависть?
Работа с тетрадью:
буквы кириллицы, отсутствующие в русском алфавите
(«ижица»).
Герои - защитники Отечества.
Кто изображен на гербе Москвы?
Рассказ о мученическом подвиге святого Георгия
Победоносца.
Рассказы о героях Великой Отечественной войны.
Работа с тетрадью: надстрочные знаки.
Подвиг святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.
Почему в день памяти свв. равноапостольных братьев
Мефодия и Кирилла отмечается праздник славянской
письменности и культуры? Для чего была создана
церковно-славянская грамота?
Повторение изученного материала: викторина.
Новые слова: культура, равноапостольные.
Святыни родного города.
Урок-экскурсия к храму. Напутствие на лето. |
3 КЛАСС (30
часов)
Этот мир придуман не нами.
О совершенстве природы, ее красоте и гармонии, об отношении человека к
дарам земли. Что украшает землю? Хлеб
- дар земли и создание рук человеческих.
Стихотворения А. Кольцова о крестьянском труде (по выбору учителя).
Присказка о спелом и пустом колосе.
Семена добра и правды.
Сравнение засеянного поля cо школой. Притча о
сеятеле и семенах. Объяснение ее содержания:
поле-душа, семена-знания.
Повторение изученного о церковно-славянском языке.
Загадки о знаниях, книгах, словах.
Новое слово: притча.
Золотая осень - золотой праздник.
Почему на Руси 21 сентября праздновался как день
Матери? Народные обычаи, связанные с этим
праздником.
Чтение стихов о маме (по выбору учителя).
Новые слова: Благодатная, архангел, херувим.
О почитании родителей.
Пример дочерней преданности в сказке "Великодушная
дочь" (10, с. 6).
Вера, Надежда, Любовь как пример преданности и послушания.
Подготовка к домашнему сочинению "Моя милая мама".
Народный заступник.
Рассказ о жизни преподобного Сергия Радонежского.
Что значит «преподобный». Кротость,
любовь, мудрость, верность - черты народного
нравственного идеала, воплощенные в личности
и жизни преп. Сергия Радонежского.
Работа с тетрадью: чтение и перевод с
церковно-славянского тропаря преп. Сергию
Радонежскому.
Новые слова: тропарь, таинство, преподобный.
Под покровом любви.
Заготовка яблок и другие труды накануне праздника
Покрова
Пресвятой Богородицы. Чувство
защищенности, уверенности, общей радости.
Чтение отрывка
из романа И.С.Шмелева "Лето Господне"(22, сс.
73-75). Беседа о прочитанном. Нежность к
новорожденной девочке
Новое слово: омофор.
Братская любовь крепче каменных стен.
Об отношении братьев и сестер в семье. Рассказы детей о своих близких.
Крепость братской любви на примере подвига
святых мучеников Зиновия и Зиновии.
Пословицы и загадки о братьях и сестрах.
Новое слово: проповедь.
Святыня моего народа.
Рассказ о Казанской иконе Божией Матери. Чем
отличается икона от портрета? Особо чтимые
на Руси иконы.
Чувства верующих, переданные
в стихотворении А. Майкова "Икона" (3, с.374).
Работа с тетрадью: чтение и перевод с
церковно-славянского надписей на иконах.
Новые слова: риза, лепта.
Принести другому радость.
Сказка Г.-Х. Андерсена "Пятеро из одного стручка"
(). Чтение и беседа о прочитанном. Пять
жизненных дорог. Подлинные герои сказки. Человек
должен жить ради счастья других людей.
Пословицы о любви.
Что ты знаешь о своем имени?
Рассказы детей о значении их имен. Почему нельзя
человеку давать прозвища.
Самые
распространенные имена на Руси.
Рассказ о житии великомученицы Екатерины.
Работа в тетради: церковно-славянское
написание имен.
Новые слова: житие, великомученица.
Зло и добро в душе человека.
Сказка "Волшебные цветы"(, ). Чтение и беседа о
прочитанном. Непослушание и своеволие рождает
плохие качества в душе человека.
Противопоставление плохих и хороших качеств
человека. Что нужно сделать, чтобы хороших черт
характера стало больше.
Мини-сочинение «Что я хотел бы исправить в своем
характере».
Библия – главная книга человека.
Библия как книга истории мира и людей, как учебник
жизни человека. История ее создания, ее составные
части. Евангелие. На каком языке написана Библия. О
чем рассказывает Библия. Чему она учит.
Новые слова: Библия, Евангелие.
Праздник девочек.
Смысл праздника Введения Богородицы во храм и
народные обычаи, связанные с ним.
Значение
ступеней храма.
Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва Ангелу Хранителю".
Объяснение его содержания.
Пословицы о покаянии.
Кто скрывается под маской Санта Клауса?
О добре, самоотверженности и мужестве святителя
Николая.
Рассказ-быль "По молитве матери" (21, сс. 16 -18).
Новые слова: святитель, чудотворец.
О чем возвестила звезда?
Значение праздника Рождества Христова и народные обычаи, связанные с ним. Евангелие
и евангелисты. Чтение отрывка из романа И.С.
Шмелева "Лето Господне" (22, с. 150). Радость
ожидания, чистота и строгость накануне праздника.
Чтение стихов о Рождестве (по выбору учителя).
Человек живет для добра.
"Сиротка" (святочный рассказ) (21, сс. 20-24).
Чтение и беседа о прочитанном. Великодушие
бедняка, приютившего сирот; счастье человека,
совершившего добрый поступок.
Пословицы о милосердии.
Новое слово: милосердие.
"Добро творить - себя веселить".
Коллективное сочинение сказки о добром деле в Рождественскую ночь. Место
действия, портреты героев, события, вывод.
Гордость – дружбе помеха.
Рассказ "Наследство" (10, с. 54). Чтение и беседа о прочитанном.
Пословицы о дружбе.
Работа с тетрадью: чтение и перевод
церковно-славянского текста.
Народная память.
Обычай поминовения усопших. Милостыня и добрые дела. Рассказ Добровольского
"Сережа" (). Чтение и беседа о прочитанном.
Новые слова: успение, усопший.
Святой Митрофан Воронежский – небесный покровитель
города Воронежа и всех жителей Воронежской области.
Житие святого Митрофана Воронежского.
Его мудрость, верность, мужество, милосердие,
сострадание. Завещание святителя Митрофана. Места г.
Воронежа, связанные с именем святителя Митрофана
Воронежского. Мощи святителя.
Новые слова: мощи, рака.
Проводы зимы.
Народные обычаи, связанные с масленицей. Чтение отрывка из книги И. С. Шмелева
"Лето Господне" (22, сс. 151-152). Беседа о
прочитанном. Стремление к покаянию - одна из
основных нравственных черт православного народа.
Новые слова: говение, благовест.
Храни душу свою.
Путь исправления дурного поступка на материале сказки К.Г.Паустовского
"Теплый хлеб" (). Ступени спасения. Раскаяние
лечит душу.
Новые слова: искупление, лествица, покаяние.
О красоте внутренней и внешней.
Притча "Ожерелье Марии" (10, с. 204). Чтение
и беседа о прочитанном. Любовь, кротость,
послушание и трудолюбие - лучшие украшения человека.
Пословицы о красоте душевной.
Новое слово: Вербное воскресенье.
Жизнь, отданная за людей.
Чтение сказки С. Лагерлёф «Красношейка» (12,
сс.150-157) и беседа о прочитанном. Стихотворение А.
Полонского "Пасхальные вести".
Новые слова: Голгофа, распятие.
Любимый праздник моего народа.
Значение праздника как дня всеобщей любви и примирения. Народные обычаи,
связанные с праздником Пасхи.
Чтение рассказа "Враги" (1, с. 30-32),
отрывка из романа И.С.Шмелева "Лето Господне",
рассказа В.А. Никифорова-Волгина "Светлая
заутреня" (13, сс. 38-40). Беседа о
прочитанном.
Стихотворения о Пасхе (по выбору
учителя).
Новые слова: Пасха, пасха, кулич, благодать.
Радоница.
Смысл этого дня. Связь живых и мертвых.
Чтение рассказа В.А. Никифорова-Волгина Радоница"
(12, сс. 94-95). Беседа
о прочитанном.
Новые слова: Радоница.
О мужестве и славе.
Рассказ о вмч. Георгии Победоносце. Подвиг русских
воинов, защищавших Родину.
Чтение стихов о героях Великой Отечественной войны
(по усмотрению учителя).
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».
Рассказ "Внучка" (10, с.6). Чтение и беседа о
прочитанном.
Заповедь о почитании родителей.
Пословицы о молодости и старости. Рассказы детей о бабушках и дедушках.
Молнии слов светозарных.
Викторина о церковнославянском языке и создателях славянской азбуки святых
равноапостольных Мефодии и Кирилле.
Чтение текста на церковнославянском языке. Словарная
работа: примеры соответствий в русском
и церковнославянском языках.
Напутственное слово на лето: "Подарил мне душу Бог и
просил, чтоб я сберёг". |
4 КЛАСС (30
часов)
Мы - дети России, Руси Святой.
Имя нашей Родины. Об отношении к Родине. Рассказ о
Воронеже, его достопримечательностях и святынях. Стихотворение И.Никитина "Русь".
Новые слова: Православие, православный.
Труд и благочестие в жизни нашего народа.
Праздники гражданские и церковные. Осенние работы и осенние праздники.
Освящение каждого дела.
Чтение отрывка из романа И.С.Шмелева "Лето Господне" (22, сс. 70-71) и беседа
о прочитанном.
Новые слова и словосочетания: крестное знамение,
"нести свой крест", «крестный путь».
Подвиг святого князя Владимира.
Выбор веры. Крещение Руси. Изменение народной жизни.
Чтение отрывка из летописи о крещении Руси.
Стихотворение В. Афанасьева "Родина" (3, сс.
286-287). Беседа о прочитанном.
Новые слова: католичество, ислам, мусульманин.
Примеры красоты душевной.
Кого народ называет святым? Рассказ о святителях
Воронежских Тихоне Задонском и Антонии (Смирницком).
Памятные места Воронежского края.
Новые слова: святитель, праведник, исповедник.
Собиратель Русской земли.
Понятия о героизме и народных героях. Преподобный
Сергий Радонежский и его время. Подвиг святого
Сергия Радонежского. Чтение Жития Сергия
Радонежского (отрывки по выбору учителя). Беседа о
прочитанном.
Новое слово: подвижник.
Троице-Сергиева Лавра – духовный центр России.
Москва – столица России. Троице-Сергиева Лавра –
духовная столица Отечества. Паломничество к святым
местам. Просмотр видеофильма о Троице-Сергиевой
Лавре. Подготовка к домашнему изложению "Паломница".
Новые слова: монастырь, лавра, паломничество,
паломник, паломница.
Какого человека можно назвать счастливым.
Чтение сказки О. Уальда «Счастливый принц» () и
беседа о прочитанном. Что такое счастье? Богатство и
счастье: это одно и то же?
Пословицы о счастье.
Мой род.
Значение памяти. Человек и его род. Откуда
происходят фамилии? Составление своего родословного
дерева. Чтение
отрывка из книги С.Е. Шамаевой "Ваня, Аленка и
бабушкины сказки" (20, с. 100). Беседа о
прочитанном.
Новое слово: родословное дерево.
Наш язык - зеркало духовной жизни.
Значение языка в жизни отдельного человека и целого
народа. Откуда к нам пришли слова. Библейский сюжет
о строительстве вавилонской башни. Словом можно
ранить и словом можно исцелить. Какое значение
словам отводит Библия. Худое слово – погибель для
души.
Новое слово: столпотворение.
Не устоять худу против добра.
Чтение Сказки о семиглавом Змее и волшебном щите(5,
с. 112). Беседа о прочитанном.
Как возникают злые черты в душе человека? Чем
их можно победить?
Словарная работа: синонимы и антонимы.
Вечные заповеди Божьи.
Как Бог дал людям десять заповедей. Зачем Он это
сделал.
Чтение и отгадывание сказки-загадки "Заповедный
путь" (5, сс. 113-114).
О борьбе добра и зла в душе человека.
О преодолении плохих качеств.
Новое слово: гордыня.
Дни очищения души.
Что такое пост? Почему наш народ соблюдал посты? Рассказ В.А. Никифорова-Волгина "Великий пост"
(13, сс. 3-9). Чтение и беседа о прочитанном.
Новое слово: причастие.
Цена дурного поступка.
Сказка Г.-Х.Андерсена "Девочка, наступившая на хлеб" (2, с. 196). Беседа о прочитанном.
В чем причина зла в душе человека? Время
раскаяния. Кто и что может помочь исправлению
души?
Праздник Рождества Христова.
Зачем родился Христос.
Чтение рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа
на ёлке». Беседа о прочитанном. Почему никто из
людей не помог мальчику? Кто ему помог? Праздник и
дела милосердия.
Новые слова: Евангелие, евангелисты.
Подарки Рождества Христова.
Урок-концерт. Песни, стихи, литературно-музыкальные
композиции о празднике. Конкурс рисунков и
ученических поделок.
О помощи ближним.
Легенда "Дары Артабана" (21, сс. 68-74). Беседа о прочитанном.
Составление плана пересказа. Пересказ по плану.
Инсценировка сказки.
Новые слова: волхвы, ладан.
Оглянись вокруг.
Беседа о милосердии и сострадании. Чтение сказки Г.-Х. Андерсена "Девочка со спичками" (2, сс.
66-68) и беседа о прочитанном.
Дни поминовения.
Рассказ о поминовении усопших и особых днях -
родительских субботах. Чтение рассказа "Бабушкины
часы" (10, с.105) и беседа о прочитанном.
Новые слова: канун, панихида.
Герои Земли Русской.
Рассказ о жизни и подвиге святого Александра
Невского. Девиз Александра Невского. Черты его
характера. Нравственный облик А.В.
Суворова. Заветы
А.В. Суворова.
Для чего нужны деньги?
Чтение сказки Н. Лескова «Неразменный рубль» () и
беседа о прочитанном.
Зло порождает зло.
Сказка "Непослушные дети" (3, с. 44). Беседа о неотвратимости наказания за
жестокость к матери. Какие дурные черты характера
привели героев к трагедии? Какая заповедь
была ими нарушена?
О своих и чужих недостатках.
Сказка "Волшебные очки" (10, с.38). Скрытый смысл сказки. Народная мудрость о
скромности и терпимости.
Новое слово: терпимость.
Праздник праздников.
Поэты и писатели России о Светлом Воскресении
Христовом. Чтение рассказов и стихов о
празднике Пасхи (по выбору учителя).
Просмотр видеофильма о сошествии Благодатного огня в
Иерусалиме.
Новое слово: благодатный огонь.
Победа над смертью.
Сказка "Сосновое семечко" (5, с.115).
Уроки природы: жизнь и смерть, возрождение,
жертвенность.
Новое слово: воскресение.
Любовь и сила духа.
Беседа по сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева»
(2, сс.). Что произошло с Каем? Почему Кай совершил
предательство? В чем сила Герды? Что ей помогло
победить Снежную Королеву? Как соотносятся события
сказки с современностью?
Работы учащихся по иллюстрации сказки.
Новое словосочетание: творить молитву.
Сестра милосердия.
Рассказ о русских женщинах - сестрах милосердия. Любовь, мужество, терпение,
трудолюбие сестер милосердия.
Жизнь и подвиг святой княгини Елизаветы Федоровны.
Стихотворение А. Хомякова "Подвиг".
Книга и ее создатели.
Значение церковнославянского языка. Просветители Земли Русской - святые
равноапостольные Мефодий и Кирилл. Первые книги
Руси, их особенности. Книгопечатник Иван Федоров.
Первые учебники.
Новые слова: пергамент, книгопечатник, берестяные
грамоты.
Итоговое занятие.
Игры, шарады, викторины по пройденному материалу. |
Литература
1. Ангел Хранитель. Сб. рассказов. М., 1998.
2. Андерсен Г.-Х.Райский сад: Сказки. М., 2002.
3. Борисова Т.С., Чернова-Мисюра С.О. Русская словесность.
М., 1999.
4. Владимиров Артемий, свящ. Учебник жизни. М., 1997.
5. Литературное приложение // Возрождение отечественных
традиций духовно-нравственного воспитания (из опыта работы
экспериментальной площадки СОШ № 19 г. Воронежа): Воспитательная
система. – Воронеж, 2006, сс. 110-116.
6. Ганаго Б. Будем как дети: Семейные вечера. Минск, 2002.
7. Ганаго Б. Детям о вере. Минск, 1997.
8. Давыдова Н.В. Православный букварь. Свято-Троице-Сергиева
Лавра, 1997.
9. Зернышки: Добрые истории для малых ребят. Разные выпуски.
Рязань, 2004-2005 гг.
10. Искра Божия. Сост. протоиерей Григорий Дьяченко. М.,
1903.
11. Киселева Т.В. Чудесная дружба. М., 1999.
12. Лагерлеф Сельма. Легенды о Христе. М., 2004.
13. Никифоров-Волгин В.А. Мягкий свет детства. М., 1998.
14. Православные святые. СПб., 1996.
15. Православный церковный календарь. М., Изд. Московской
Патриархии, 2005.
16. Простые беседы о душе. Сборник бесед. Коломна, 1994.
17. Святая юность. Рассказы о святых детях, о детстве и
отрочестве святых. М., 1994.
18. Тихомиров Д., Тихомирова Е. Букварь. М., 1991.
19. Толстой Л.Н. Азбука. Л., 1976.
20. Шамаева С.Е. Ваня, Аленка и бабушкины молитвы. Воронеж,
1996.
21. Шамаева С.Е. Родная природа. Ч. I, II. Воронеж, 2001.
22. Шмелев И.С. Лето Господне. М., 1982. |
|