"...вероисповедание значения не имеет..."


7.06.07
руководитель отдела религиозного образования и катехизации
Воронежской и Борисоглебской епархии протоиерей Василий Попов
ответил на вопросы журналистов «Воронежского обозрения»

- На федеральном уровне идея преподавания в средне-образовательных учреждениях курса «Основы православной культуры» (или курса с подобным содержанием) была отвергнута. По чьей инициативе его планируется ввести на территории Воронежской области?

Я не стал бы так категорично говорить о том, что этот курс был отвергнут на федеральном уровне, да он и не задумывался в таком масштабе, прежде всего, по двум причинам: 1) перегрузка федерального компонента учебной программы; 2) наличие в рамках РФ территорий компактного проживания представителей других вероисповеданий (например, Татарстан, Башкорстан и др. территории).

В нашем регионе инициатором введения ОПК стал Координационный совет по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, в который входят представители Главного управления образования, ВОИПКиПРО, Воронежской епархии РПЦ, преподаватели вузов города, директора школ города и области, педагоги. Однако эта идея не родилась неожиданно. К ней мы шли давно, анализируя опыт других соседних регионов, а также образовательных учреждений Воронежской области, в которых, отвечая на запрос родителей, уже давно ведутся подобные факультативы.

- Существует ли договор о сотрудничестве между Управлением образования области, Институтом усовершенствования учителей и Воронежской епархией РПЦ? Если такой договор не существует, ведутся ли переговоры о заключении подобного договора?

Да, подобный договор существует уже давно, точнее, не договор, а договоры. Еще в 1995 г. был подписан договор между областным комитетом образования и Воронежской епархией РПЦ. В 2000 г. он был перезаключен. В 1998 г. был подписан договор о сотрудничестве между ВОИПКиПРО и Воронежской епархией РПЦ, на основе которого в институте появился Центр духовно-нравственного воспитания. 24 мая текущего года был заключен трехсторонний договор между всеми перечисленными структурами о сотрудничестве в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

- Чем вызвана необходимость курса «Основы православной культуры»?

Прежде всего, должен сказать, что с появлением обсуждаемого указа ничего практически не изменилось. В некоторых школах уже более пятнадцати лет, еще с начала 90-х годов, ведется преподавание «Основ православной культуры». К выходу приказа около 30% общеобразовательных учреждений Воронежской области серьезно (и не один год) трудятся в данном направлении, приобщая детей к традициям православной культуры по заявлениям родителей. В области существует три экспериментальные площадки на базе общеобразовательных школ (СОШ № 19 г. Воронежа, Эртильская СОШ № 3, Кодинцовская школа Каменского района), которые уже длительный период работают в направлении духовно-нравственного просвещения детей и молодежи. Озвученный руководителем главного управления образования обсуждаемый указ только придал этой инициативе упорядоченную основу.

Сама же инициатива образовательных учреждений, педагогов, родителей вызвана нравственным состоянием общества, в целом, и молодежи, в частности. У подрастающего поколения утрачена грань между добром и злом, нет нравственных ориентиров, а примером для подражания становятся герои рекламных роликов, многочисленных ток-шоу и низкопробной кинопродукции, зачастую западного, американского, производства. Сейчас мы часто ругаем прежние годы советской власти, но тогда были герои для подражания, хоть и замифологизированные, с идеологической подоплекой, но все-таки герои, ориентировавшие подрастающее поколение на идеалы. Сейчас в этом отношении – глубочайший вакуум. Цель учебного курса «Основы православной культуры» – познакомить детей с традиционными моральными ценностями, сформированными в нашей стране на основе христианской веры. Мы надеемся, что с помощью данного предмета нам удастся остановить нравственную деградацию наших соотечественников.

Кроме того, шокирует безграмотность современных выпускников школ в вопросах отечественной культуры. В частности, это касается произведений классической литературы, живописи, храмостроительства, сюжетов Библии. Что касается Библии, то это не просто религиозный источник, но величайшее произведение европейской культуры. И, как заметил наш президент, не сможет молодой человек получить эстетическое удовольствие от посещения Эрмитажа, если он не знаком с библейской историей. В этом проявляется культура личности.

- Планируется ли ввести в качестве регионального компонента программы средних школ курс «Основы отечественной (российской) культуры», «Основы воронежского краеведения» (речь идет не о конкретном названии курса, а о его содержательной стороне)? Планируется ли ввести в программу средних школ курс «Основы исламской культуры» или же курс, предполагающий изучение любой другой религии, исповедуемой на российской территории? Планируется ли ввести в программу средних школ курс «Основы атеистической культуры»? Почему?

Курс «Основы отечественной (российской) культуры» уже изучается в рамках федерального базового предмета мировой художественной культуры. Насколько я знаю, рассматривается вопрос о введении и курса краеведения (во всяком случае, готовится к изданию соответствующий учебник, в написании которого приняли участие и сотрудники епархиального управления). Что касается учебного курса «Основы исламской культуры», то хотелось бы Вам напомнить, что мы проживаем в районе компактного расселения русского народа, который является носителем православной культуры. Следовательно, у нас нет необходимости изучать исламскую культуру. Вот если бы мы жили в Татарстане, тогда другое дело. Тем более что представители ислама находят возможность передавать своим детям религиозные традиции, объединяясь в диаспоры. Ну а по поводу «атеистической культуры» задайте вопрос атеистам, а не представителям епархии. Кстати, а существует ли вообще атеистическая культура?

- Изучалось ли отношение родителей, учителей, учеников к идее данного курса? Если да, то кем и каковы результаты проведенных исследований?

Два года назад епархиальный отдел образования был завален письмами от родителей и педагогов, желающих введения данного учебного курса в школы области. Тогда около 300 писем из разных районов нашей области были переданы в областную Думу и в главное управление образования.

Осенью 2006 г. институт общественного мнения Qualitas (Воронеж) провел опрос горожан на предмет отношения к введению предмета «Основы православной культуры».

Кроме того, в последнее время Центр духовно-нравственного воспитания ВОИПКРО проводил анкетирование на предмет введения ОПК учителей разных специальностей и из разных районов области, проходивших курсовую подготовку в институте.

Большинство опрошенных выразили желание, чтобы их дети обучались основам православной культуры.

- Где и кем была разработана методика учебного курса «Основы православной культуры»? Кто финансировал (финансирует) разработку и издание методических и учебных пособий по данному курсу? Из чего состоит учебно-методический комплект учебных пособий по данному курсу?

Как я уже сказал, прежде чем предложить свою программу данного курса, специалисты епархиального отдела образования и Центра духовно-нравственного воспитания ВОИПКиПРО изучили опыт других областей. Так, например, в настоящее время более чем в 50 регионах России ведется преподавание ОПК в различных формах, а в 4 областях ОПК введен как обязательный предмет по выбору в региональном компоненте. В Белгородской области ОПК как обязательный предмет преподается по решению областной думы и с согласия родителей и школьников с 1-го по 11-й класс. Предмет называется «Православная культура». В Калужской области в средних и старших классах ОПК ведется как предмет регионального компонента; в начальных преподается как факультатив. В Брянской области в начальных классах – региональный компонент; в остальных классах – факультативы. В Смоленской области – начальные классы и 8 классы – региональный компонент, остальные – факультативы. В Курской области – все классы – факультативно, но есть районы, где охват факультативами составляет 98 %, т.е. ведется повсеместное преподавание ОПК. Совет ректоров Самарской области рекомендовал расширить преподавание ОПК в образовательных учреждениях региона, а именно к факультативному преподаванию ОПК в 1-9 классах планируется с 1.09.07 ввести факультативы и в 10-11 классах школ области. В Московской области во всех классах преподавание ОПК ведется факультативно. В Тверской области ОПК могут быть включены в качестве обязательного компонента в школьную программу с 1 января 2007 года на основании рекомендаций областного экономического совета по поддержке Русской Православной Церкви, пообещавшего оказать финансовую помощь введению курса в школы. Во Владимирской области проект факультативного преподавания курса ОПК с 5-го до 9-й классы был одобрен законодательным собранием области.

Специалисты епархиального отдела образования и Центра духовно-нравственного воспитания ВОИПКиПРО проанализировали имеющиеся в соседних областях программы, учебные пособия, и на их основе составили свою программу с учетом региональных особенностей. А в соответствии с программой составлялся и учебно-методический комплект. Т.к. принято решение о поэтапном введении ОПК в общеобразовательные учреждения области, к настоящему времени подготовлен комплект пособий для 2 класса. В него входят: учебная программа, методическое пособие для учителя, хрестоматия для учителя, рабочая тетрадь для ученика.

Что касается финансирования, то сотрудники епархиального отдела получают зарплату от епархии, а сотрудники Центра духовно-нравственного воспитания ВОИПКиПРО, соответственно, из бюджета института. В финансовых же расходах по изданию учебно-методических пособий, исходя из пунктов подписанного договора, предполагается долевое участие всех трех сторон.

- Кто будет преподавать курс? Учителя? Каких предметов? Каким образом будет вестись их подготовка? Будет ли иметь значение мировоззренческая позиция учителя? Его отношение к религии?

Конечно же, мировоззренческая позиция учителя будет иметь значение. Это должен быть сочувствующий православию человек, хорошо знающий русскую культуру. Вопрос о его посещении храма подниматься, конечно же, не будет. Важно, чтобы среди преподавателей данного курса не оказались представители тоталитарных сект. Кстати, если у нас не будет вестись преподавание «Основ православной культуры», эта ниша вскоре будет занята адептами религиозных сект. Они уже сейчас проявляют неимоверные усилия, подкрепленные денежными средствами, чтобы им открыли доступ в школы к нашим детям. Дети не просвещены христианством, о чем мы с Вами уже говорили. А христианство, в отличие от новомодных сект и от неоязычества, показало в веках свое оздоравливающее влияние на человека и общество.

- Преподавание такого курса требует чрезвычайной осторожности, деликатности и очень высокого профессионализма. Кто, когда и где будет проводить подготовку учителей, которые должны вести курс «Основы православной культуры»? Кто будет финансировать эту подготовку? Сколько учителей, преподающих данный курс, требуется подготовить к 01.09.2007 г. по Воронежской области? По городу?

Вы абсолютно правы, перечисляя принципы педагогической деятельности по введению данного курса. Подготовку учителей мы будем проводить через Центр духовно-нравственного воспитания ВОИПКРО, который уже почти десять лет занимается вопросом подготовки преподавателей ОПК. За это время (1998-2007 гг.) количество проблемных областных и зональных курсов, которые организовал и провел ВОИПКиПРО при участии епархии, составило 66 (из них 23 выездных). В общей сложности прошли обучение около 1500 преподавателей школ города и области. Было проведено 20 семинаров по проблемам преподавания ОПК, организованных как в городе Воронеже, так и в районах области. Кроме того, с 1991 г. у нас действуют трехгодичные епархиальные курсы православных педагогов и катехизаторов, которые также посещают педагоги общеобразовательных школ города. Пять лет в г. Воронеже существует методический семинар для педагогов, работающих в направлении духовно-нравственного воспитания детей. Так что за долгие годы предварительной работы сформирован педагогический актив преподавателей ОПК. Что касается численности требуемых учителей, то этот вопрос компетенции главного управления образования.

- Разработана ли уже учебная и методическая литература по курсу? Будут ли школы в полной мере обеспечены ею к началу учебного года? Сколько стоит комплект учебных пособий для учащегося? Где можно приобрести эти учебники?

Да, подобная литература уже разработана. В настоящее время прорабатываются технические вопросы по ее изданию. Всем школам к началу учебного года будут разосланы учебно-методические пособия. Для учащихся предусмотрена Рабочая тетрадь стоимостью 40-50 рублей. Будем искать возможность бесплатно обеспечить детей этими пособиями.

- Что подразумевает словосочетание «обязательный факультатив»? Если «факультатив» образовано от «факультативный» (-знач. «необязательный», «нерегулярный», «не входящий в обязательную программу»), то нет ли здесь противоречия? Обязателен ли он для посещения учащимися? Кто будет финансировать проведение занятий по данному курсу в школах? Кто будет оплачивать работу учителя, ведущего данные «факультативные» занятия?

Не совсем понятно, почему Вы взяли слово факультатив в кавычки. Это – действительно факультатив, но внесенный в список обязательных факультативов. Следовательно, он обязателен для администрации учебных учреждений, которая и будет его оплачивать. Для родителей и детей же существует право его выбора.

- Каким образом и в какой форме родители могут отказаться от преподавания их ребенку этого курса? Каковы последствия подобных отказов – для родителей, для учеников, для учителей, для администрации школы?

Родители или лица их заменяющие могут отказаться от посещения ребенком этого курса в форме заявления на имя директора. Естественно, что никаких последствий ни для кого это решение не повлечет.

- На учеников какого вероисповедания рассчитан данный курс? Если конфессиональная принадлежность детей имеет значение, то кто должен ее определять? Родители? Сами дети? Учителя?

В данном случае вероисповедание не имеет значения, т.к. данный учебный курс не носит религиозного, вероучительного характера. Напомним, что «Основы православной культуры» - предмет культурологического цикла, просветительской направленности. Человек любой национальности и любого вероисповедания, живущий в стране с определенной исторической культурой, обязан знать эту культуру, и относиться к ней с уважением. Когда православные священнослужители посещают Иерусалим, то экскурсоводы советуют им передвигаться по городу и его окрестностям без наперстного креста. И священнослужители выполняют эти рекомендации, уважая религиозные чувства коренного населения (мусульман и иудеев). Это цивилизованный подход к традиции культуры другой страны. Почему же у нас в России представители иных национальностей не должны знать и уважать традиционную нашу культуру.

- Какова продолжительность данного курса? В каких классах он будет преподаваться? Какие оценки будут выставляться за знания в рамках данного курса? Где они будут отражаться? Какое место занятия по данному курсу будут занимать в учебном расписании: во время учебных занятий или во время, свободное от обязательных занятий?

Курс рассчитан на учащихся 2-11 классов. Но его форма в разных классах – различна. Со 2 по 7 класс ОПК будет преподаваться как факультатив обязательного списка. В 8 классе - как предмет духовного краеведения региональной компетенции. В 9-11 классах - как элективный курс обязательного списка. От оценок мы думаем отказаться, заменив их зачетной системой. Все остальные вопросы носят технический характер, и ответы на них могут дать только соответствующие специалисты.