Сонм новомучеников и исповедников Российских, шесть лет
назад причисленных к лику святых Русской Православной Церковью,
оставил нам огромное количество удивительных по своей силе примеров
святости, которую они стяжали. И в этой связи особенно интересно то,
что христианская оценка бесовской одержимости тех представителей
русского общества, которые совершили переворот в начале ХХ века, за
полстолетия до того была дана в до сих пор не до конца изученном
произведении Ф.М. Достоевского «Бесы» словами старца Тихона, основой
для создания образа которого послужило житие нашего родного святого
— святителя Тихона Задонского.
В одном из своих писем Федор Михайлович так
говорит о святителе: «...Может быть, именно Тихон-то и составляет
наш русский положительный тип, который ищет наша литература...
Правда, я ничего не создам, я только выставлю действительного
Тихона, которого я принял в свое сердце давно с восторгом. Но я
сочту, если удастся, и это для себя уже важным подвигом»; «...но не
все будут мрачные лица; будут и светлые. <...> В первый раз,
например, хочу прикоснуться к одному разряду лиц, еще мало тронутых
литературой. Идеалом такого лица беру Тихона Задонского. Это тоже
святитель, живущий на спокое в монастыре. С ним сопоставляю и свожу
на время героя романа».
В работах литературных критиков Достоевского — В. Малягина, К.
Мочульского, Н. Лосского — образу Тихона уделяется не так много
внимания. Возможно, это связано с тем, что глава «У Тихона» не вошла
в официальный текст романа. С первых же строк описания старца Тихона
и окружающей его обстановки видно, что первооснова образа —
Воронежский и Задонский святитель. Монастырь, в котором «на спокое»
проживает архиерей Тихон, Достоевский назвал Богородским. Писатель
отмечает и сложные отношения старца с братией монастыря и ее
настоятелем, болезненность Тихона, что также, очевидно, заимствовано
из жития.
Но большее значение имеют его черты как истинного христианина —
смирение, твердая вера («Бог повелит — и гору сдвину»),
проницательность, прикрываемая юродством. Внешняя слабость старца
противопоставляется гордости, силе и надменной мудрости главного
героя романа — Николая Ставрогина.
Ставрогин приносит старцу исповедь о своих преступлениях, которую он
намерен предать огласке. Прочитав ее, тот указывает на некоторую
некрасивость слога, тем самым обличая неискренность и стремление к
вычурности, эффектности, то есть тщеславно-гордый внутренний мотив
действий бесноватого героя.
Проницательный и прозорливый старец пытается мягко остановить
Ставрогина, говоря ему, что его намерение — «удивительный подвиг...
если бы это действительно было покаяние и действительно христианская
мысль». Для отца Тихона очевидно, что обнародование исповеди
Ставрогина вызовет в обществе насмешки, которые последний не в силах
будет вынести и совершит еще большее преступление.
Именно такой приговор выносит старец всем поступкам и намерениям
бунтарей века XIX и века ХХ, потому что в этих делах нет ничего
героического и истинным их мотивом является диавольская гордыня,
переходящая в одержимость. Как отмечает К. Мочульский, «красивая
маска человекобога рассыпается тленом в лучах истинной красоты
духа».
Старец не просто показывает Ставрогину, что его исповедь — не более
чем очередное выражение гордости, но и предлагает ему иной путь —
тихого, смиренного покаяния, который он сам называет «подвигом
величайшим». Но одержимый отвергает предложение уйти на пять-семь
лет в послушание схимнику и отшельнику, которое даже не требовало от
него оставления мира.
Такой путь имеет значение и для нас. Современные богословы отмечают
опасность развивающейся в наши дни в церковной среде погони за
внешними эффектами, «чудесами», яркостью в ущерб подлинному
незаметному внутреннему христианскому деланию.
Новомученики на деле прошли тот путь смирения и любви, о котором
говорит старец Тихон. Это очень образно отразил М. Волошин в
стихотворении «Потомкам»:
Ослушники законов естества —
В себе самих укрыли наше солнце,
На дне темниц мы выносили силу
Неодолимую любви, и в пытках
Мы выучились верить и молиться
За палачей. Мы поняли, что каждый
Есть пленный ангел в дьявольской личине,
В огне застенков выплавили радость
О преосуществленье человека,
И никогда не грезили прекрасней
И пламенней его последних судеб.
Интересно, что и возглавивший Собор новомучеников
и исповедников Российских Патриарх Московский и всея Руси Тихон
носил имя в честь епископа Воронежского, Задонского и всея России
чудотворца.
А. ЕФРЕМОВ
|