главная

СВЯТЫЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

Святитель Тихон и Достоевский


Сонм новомучеников и исповедников Российских, шесть лет назад причисленных к лику святых Русской Православной Церковью, оставил нам огромное количество удивительных по своей силе примеров святости, которую они стяжали. И в этой связи особенно интересно то, что христианская оценка бесовской одержимости тех представителей русского общества, которые совершили переворот в начале ХХ века, за полстолетия до того была дана в до сих пор не до конца изученном произведении Ф.М. Достоевского «Бесы» словами старца Тихона, основой для создания образа которого послужило житие нашего родного святого — святителя Тихона Задонского.

В одном из своих писем Федор Михайлович так говорит о святителе: «...Может быть, именно Тихон-то и составляет наш русский положительный тип, который ищет наша литература... Правда, я ничего не создам, я только выставлю действительного Тихона, которого я принял в свое сердце давно с восторгом. Но я сочту, если удастся, и это для себя уже важным подвигом»; «...но не все будут мрачные лица; будут и светлые. <...> В первый раз, например, хочу прикоснуться к одному разряду лиц, еще мало тронутых литературой. Идеалом такого лица беру Тихона Задонского. Это тоже святитель, живущий на спокое в монастыре. С ним сопоставляю и свожу на время героя романа».

В работах литературных критиков Достоевского — В. Малягина, К. Мочульского, Н. Лосского — образу Тихона уделяется не так много внимания. Возможно, это связано с тем, что глава «У Тихона» не вошла в официальный текст романа. С первых же строк описания старца Тихона и окружающей его обстановки видно, что первооснова образа — Воронежский и Задонский святитель. Монастырь, в котором «на спокое» проживает архиерей Тихон, Достоевский назвал Богородским. Писатель отмечает и сложные отношения старца с братией монастыря и ее настоятелем, болезненность Тихона, что также, очевидно, заимствовано из жития.

Но большее значение имеют его черты как истинного христианина — смирение, твердая вера («Бог повелит — и гору сдвину»), проницательность, прикрываемая юродством. Внешняя слабость старца противопоставляется гордости, силе и надменной мудрости главного героя романа — Николая Ставрогина.

Ставрогин приносит старцу исповедь о своих преступлениях, которую он намерен предать огласке. Прочитав ее, тот указывает на некоторую некрасивость слога, тем самым обличая неискренность и стремление к вычурности, эффектности, то есть тщеславно-гордый внутренний мотив действий бесноватого героя.

Проницательный и прозорливый старец пытается мягко остановить Ставрогина, говоря ему, что его намерение — «удивительный подвиг... если бы это действительно было покаяние и действительно христианская мысль». Для отца Тихона очевидно, что обнародование исповеди Ставрогина вызовет в обществе насмешки, которые последний не в силах будет вынести и совершит еще большее преступление.

Именно такой приговор выносит старец всем поступкам и намерениям бунтарей века XIX и века ХХ, потому что в этих делах нет ничего героического и истинным их мотивом является диавольская гордыня, переходящая в одержимость. Как отмечает К. Мочульский, «красивая маска человекобога рассыпается тленом в лучах истинной красоты духа».

Старец не просто показывает Ставрогину, что его исповедь — не более чем очередное выражение гордости, но и предлагает ему иной путь — тихого, смиренного покаяния, который он сам называет «подвигом величайшим». Но одержимый отвергает предложение уйти на пять-семь лет в послушание схимнику и отшельнику, которое даже не требовало от него оставления мира.

Такой путь имеет значение и для нас. Современные богословы отмечают опасность развивающейся в наши дни в церковной среде погони за внешними эффектами, «чудесами», яркостью в ущерб подлинному незаметному внутреннему христианскому деланию.

Новомученики на деле прошли тот путь смирения и любви, о котором говорит старец Тихон. Это очень образно отразил М. Волошин в стихотворении «Потомкам»:
Ослушники законов естества —
В себе самих укрыли наше солнце,
На дне темниц мы выносили силу
Неодолимую любви, и в пытках
Мы выучились верить и молиться
За палачей. Мы поняли, что каждый
Есть пленный ангел в дьявольской личине,
В огне застенков выплавили радость
О преосуществленье человека,
И никогда не грезили прекрасней
И пламенней его последних судеб.

Интересно, что и возглавивший Собор новомучеников и исповедников Российских Патриарх Московский и всея Руси Тихон носил имя в честь епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца.

А. ЕФРЕМОВ
 

Воронеж Православный №9-10 (95-96) 2006