Будущий святитель Воронежский, священномученик Захария родился 23
марта 1865 г. в селе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии
в семье скромного служащего Петра Лобова. С детства любя
православное богослужение и посещая с родителями храм Божий, Захарий
по изволению сердца избрал духовное поприще. Он поступил в Духовное
училище в Павловске, а затем в Духовную семинарию в Новочеркасске,
которую окончил в священном сане в 1888 году.
В сентябре того же года священник Захария был назначен клириком
Новочеркасского кафедрального собора. Здесь он прослужил много лет,
пользуясь большой любовью и уважением духовенства и прихожан. За
пастырские труды и успешную административную деятельность отец
Захария удостоился сана протоиерея и стал ключарем храма. У него
было четверо детей: Ольга, Вера, Гавриил и Алексей. Последний принял
монашеский постриг под именем Антоний и в 1930-е годы, будучи
архимандритом, находился в ссылке под Архангельском.
5 октября 1923 года уже вдового протоиерея Захарию, после принятия
монашеского чина с сохранением прежнего имени, хиротонисали во
епископа Нижне-Чирского, викария Донской епархии (его
предшественник, владыка Николай (Орлов), скончался в царицынской
тюрьме). В 1924 году епископ Захария был арестован и приговорен к
двухлетней ссылке на Соловки. После него Нижне-Чирская кафедра
больше никем не занималась. На Соловках в те годы находилось больше
епископов, чем на свободе.
Пребывая в узах на Соловках, владыка Захария в числе двадцати
четырех православных иерархов 7 июня 1926 года подписал известную
«Памятную записку Соловецких епископов, представленную на усмотрение
правительства», в которой высказывалось предположение, что Церковь и
государство будут неуклонно соблюдать принцип невмешательства в дела
друг друга. Епископы отказывались от участия в политической жизни
общества, но при этом хотели провести Поместный Собор, избрать
Патриарха и свободно совершать богослужения. Правительство эту
записку ответом не удостоило.
После возвращения из ссылки епископ Захария в 1926–1929 годах был
викарием Тверской епархии, жил в Торжке и Бежецке. 24 апреля 1929
года он был возведен в сан архиепископа и назначен на Воронежскую
кафедру с титулом архиепископа Воронежского и Задонского. В Воронеж
он прибыл в пасхальные дни 1929 года. В приветственном слове к
пастве он сказал: «Усерднейше прошу принять меня как архипастыря и
отца и обращаться ко мне всем сердцем и всей душою. Да будем едины,
ибо в единении спасение наше и небесное и земное». С 1930 года в
Воронежской области началось массовое закрытие храмов и монастырей,
многочисленные аресты и ссылки священнослужителей.
Первые полтора года архиепископ Захария жил в сторожке при Успенском
храме, совершая богослужения сначала в Троицком Смоленском
кафедральном соборе, а по его закрытии в марте 1932 года — в
Успенском храме. Своей аскетичной жизнью, отзывчивостью и подлинным
христианским смирением будущий священномученик заслужил немалую
любовь своей паствы. На богослужения святителя собиралось множество
верующих со всех районов города и близлежащих деревень.
В 1931 году архиепископ Захария участвовал в заседании Временного
Патриаршего Священного Собора. 19 апреля 1932 года он был награжден
правом ношения креста на клобуке. Владыка Захария изначально стал на
позицию митрополита Сергия (Страгородского), Заместителя
Местоблюстителя Патриаршего престола, и поддерживал его во всех
деяниях.
По заключению на Соловках Воронежский святитель был знаком со
многими прославленными иерархами Православной Церкви. В 1933 году у
него неделю жил освобожденный из ссылки епископ Тамбовский Вассиан
(Пятницкий), в 1934-м в Воронеже два месяца провел архиепископ
Курский Онуфрий (Гагалюк). В 1935 году у владыки Захарии
останавливались приезжавшие в город епископ Моршанский Павел
(Введенский) и Серафим (Протопопов), епископ Елецкий.
23 мая 1935 года святитель Захария был арестован, в его квартире
произведен обыск. Были изъяты предметы архипастырского облачения и
более 22 тысяч рублей церковных денег. 19 июля Владыке было
предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации «с
использованием религиозных предрассудков масс» и в распускании
провокационных слухов. Архиепископу вменялось в вину, что он, якобы
враждебно относясь к советской власти, публично высказывался о
бедственном положении крестьян, в связи с созданием колхозов, о
нищенской заработной плате рабочих, о том, что государство проводит
политику по искоренению религии, закрывает храмы и репрессирует
священнослужителей и что в проповеди в канун Пасхи 1935 года он
сравнивал современную Россию и первые века христианства в плане
гонения на верующих и пастырей.
В августе 1935 года было утверждено обвинительное заключение и дело
передано в спецколлегию Воронежского областного суда. 10 сентября
Владыке вынесли обвинительный приговор — пять лет лагерей. 12 ноября
1935 года архиепископ Захария был отправлен в лагерь, где от
нестерпимых условий и лишений он ослеп, заболел и в 1937 году
скончался.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа
2000 года архиепископ Захария (Лобов) канонизирован в сонме
новомучеников и исповедников Российских.
|