главная

СВЯТЫЕ

ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ (ЗЕЛЕНЦОВ)
ЕПИСКОП ПРИЛУКСКИЙ, ВИКАРИЙ ПОЛТАВСКОЙ ЕПАРХИИ


Священномученик Василий, будущий епископ Прилукский, родился в 1870 году в деревне Замораево Раненбургского уезда Рязанской губернии в семье протоиерея Иоанна Зеленцова. Во святом крещении получил имя Василий. Закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в священном сане. Преподавал в Екатеринославской Духовной семинарии, затем был назначен Екатеринославским епархиальным миссионером. В 1917-1918 годах состоял членом Поместного Собора Российской Православной Церкви.
В 1919 году священник Василий принял монашеский постриг от епископа Полтавского Феофана (Быстрова). С 1920 года служил на приходе в Полтаве.
Его пастырское служение и проповеди привлекали множество народа. Даже сектанты ходили слушать душеполезное слово иеромонаха Василия. Батюшка учил паству внимательной молитве, ввел общенародное пение во время служб, проводил духовные беседы по воскресным дням. Помогая бедным, он взял на свое иждивение четырех детей-сирот.
В начале 20-х годов отец Василий организовал Покровское христианское общество молодежи, в противовес «комсомолу». Столь ревностное служение пастыря вызвало сопротивление богоборцев. В 1922 году после выступления против ограбления храмов иеромонах Василий был арестован и приговорен к расстрелу. Только благодаря защите любящей его паствы смертную казнь заменили на пять лет лагерей. Так началась его Голгофа, на которую он восходил, с Божией помощью, как «верный раб» Господень, благодаря за посланные испытания. В 1925 году исповедник был освобожден по амнистии. Из тюрьмы отец Василий забрал с собой ребенка умершей заключенной и воспитывал его вместе с другими четырьмя детьми.
В том же году 25 августа священномученик был хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Однако недолго пришлось ему светить на архипастырском свещнике. В сентябре 1926 года в Харькове Владыка был вновь арестован. В Полтаве власти опасались это сделать, боясь возмущения преданного ему народа, в основном из рабочих.
После мучительных допросов он был сослан на Соловки. Идя по дарованному ему Господом крестному пути, владыка Василий не только не был сломлен духом, но и в застенках не забывал паствы, отгоняя лютых врагов от Христова стада, вселяя в него веру и стойкость в странных и лукавых испытаниях. На Соловках Владыка выступил с серьезными замечаниями в адрес «Декларации» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и его нового церковного курса, несмотря на то, что он был особенно близок ему в первые годы его заместительства. Святитель Василий считал, что попытка митрополита Сергия достигнуть мира с гонителями Церкви «движется вперед не по каноническим рельсам, следовательно не по пути Церковной правды», поскольку под миром следует понимать мир Христов, «а не земное благополучие и безопасность».
По почину Владыки Соловецкие епископы в сентябре составили свой отзыв на «Декларацию», призывая открыто заявить большевистскому правительству, что «Церковь не может мириться с вмешательством в область чисто Церковных отношений государства, враждебного религии».
Из Соловков в 1928 году владыка Василий был переведен для продолжения ссылки в Иркутскую область (деревня Пьяново Братского района). Там его позиция по отношению к политике митрополита Сергия стала еще более ясной. Он отправил своей духовной дочери большую рукопись, требуя передать ее митрополиту Сергию. В 1929 году духовная дочь после длительных колебаний передала рукопись. А вскоре, 9 декабря, Владыка был вновь арестован и перевезен в Москву, в Лубянскую тюрьму. 1 апреля 1930 года после истязаний ему вынесли приговор, и через три дня бесстрашный святитель был расстрелян. Погребены честные останки священномученика на Ваганьковском кладбище.
Священномученик Василий, епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии, канонизирован Украинской Православной Церковью как местночтимый святой в 1997 году.
Священномученик причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.