Будущий исповедник родился 10 ноября 1862 года в селе Ново-Клинском
Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника Евфимия
Троянского. Во святом крещении его нарекли Иоанном. Воспитанный
родителями в благочестии, он с детства стремился к духовности. Иоанн
поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, по окончании которой, 10
сентября 1884 года, был рукоположен в сан диакона, а затем —
священника.
После смерти супруги в 1922 году отец Иоанн, не разобравшись в сути
обновленчества, был рукоположен обновленцами во епископа. Вскоре, в
ноябре 1924 года, он прервал всякие отношения с обновленческой
иерархией, за что был запрещен в священнослужении. В начале 1925
года священномученик Иоанн принес искреннее покаяние и как
ставленник епископов старого канонического поставления был принят в
сущем сане и назначен епископом Акмолинским и Петропавловским,
викарием Омской епархии. 9 марта 1932 года епископа Иоанна перевели
на кафедру в Рыбинск. Но власти не простили ему ухода от
обновленцев: вскоре после назначения он был арестован и приговорен к
трем годам ссылки. По возвращении из ссылки в 1935 году он был
назначен епископом Великолукским и Торопецким и поселился в городе
Торопце Тверской области, где с большим трудом получил от
гражданских властей регистрацию и разрешение совершать богослужения
в храмах города. Служить он старался как можно чаще, за каждым
богослужением обращаясь к молящимся с евангельской проповедью.
Недоброжелатели доносили, что епископ Иоанн в своих проповедях
говорит о несомненном бытии Бога, о том, насколько большое значение
имеют в нашей жизни святость и святые, а также чудотворные иконы,
чудеса, совершаемые по молитвам святых.
23 июля 1937 года владыка Иоанн был арестован и заключен в
Торопецкую тюрьму. Здесь исповедника подвергали мучительным и
изнурительным допросам, кощунствуя над его святой верой и
архипастырскими обязанностями.
— Следствие располагает документами, что вы у себя на дому
исполняете религиозные обряды. Вы подтверждаете данные следствия?
— Да, подтверждаю, я действительно допустил однажды по усопшему
отслужить панихиду в своем доме. Кроме этого я регулярно у себя на
квартире проводил вечерние и утренние службы.
— Ваши взгляды на обновленчество?
— По каноническим правилам, обновленчество — это ересианство,
обновленчество зародилось давно, оно борется за новшества в жизни
духовенства; безусловно, Православная Церковь с обновленчеством
борется.
— Следствие располагает данными, что вы, как епископ, с целью
привлечения к Церкви людей детского возраста, практиковали в своей
деятельности раздачу конфет, печенья детям, находясь в церкви и на
улице. Вы эти данные подтверждаете?
— Да, признаю, что я... иногда раздавал детям конфеты, печенье,
находясь в церкви и на улице. В основе при этом у меня была жалость
к детям; как нищему каждый православный подает копеечку, так и
детям, я считаю, нужно оказывать внимание и заботу.
Вызывались также свидетели, которые заявляли: «Троянский, посещая
церковь, произносит проповеди контрреволюционного содержания; так, в
начале июля 1937 года Троянский, будучи в Вознесенской церкви,
говорил: «Апостол Павел страдал за веру христианскую, и ему были не
страшны ни пытки, ни казни, а мы изменяем вере, боясь репрессий»;
«Троянский систематически ведет борьбу с обновленчеством, в
результате тринадцать священников перешло в тихоновскую ориентацию.
В мае месяце, будучи в гостях у гражданина Федорова Михаила,
Троянский критиковал современные моды в СССР и говорил, что эти моды
неизбежно приведут к вырождению юношества».
В справке, составленной по требованию НКВД, председатель Торопецкого
горсовета написал, что епископ принимал активное участие в
ходатайстве об открытии закрытых храмов города Торопца.
31 августа «тройка» НКВД приговорила владыку Иоанна (Троянского) к
смерти. 4 сентября 1937 года он был расстрелян.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на
Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе
2000 года для общецерковного почитания
|