ПИСЬМА
ИЗ СОЛОВЕЦКОГО ЛАГЕРЯ
Письмо прихожанину «1930.23.1. Сердечно благодарю
Вас за Ваше ласковое письмо, живо
напомнившее мне ту обстановку, где я
провел столько часов, где я отдыхал
не столько в дружеской беседе, как в
сознании всем существом того
искреннего родственного отношения,
которым Вы и о. В. меня баловали... В
Воронеже вообще меня ценили не по
заслугам. Сам по себе я действительно
золушка, но силою Божиею я
действительно, как это мне самому ни
удивительно, имею не только одежду,
но и внутренний облик служителя Духа.
Дорожа этой незаслуженной ко мне
милостью свыше, я понимал всю
ответственность, с нею связанную,
считался с нею по мере сил и
постоянно жил в известном напряжении...
Я здесь живу не совсем так,
как Вы себе представляете... Моя
работа протекает хорошо знакомым мне
руслом, но не тем, которого ищет моя
душа. Ну что ж, видимое внешнее есть
образ невидимого внутреннего. Бывает
и для души зима, которую мы должны
уметь переживать. Любовь близких
людей, как солнечные лучи, несет
сердечное тепло через огромные
пространства, не только не теряя
своей силы, но, наоборот, давая эффект
тепла, только достигнув объекта
действия. Все, что я имею, все, что я
получаю, так много мне говорит о
любви близких, что мое сердце согрето
на многие годы, хотя бы зима души
продолжалась без перерыва. Я пишу Вам
в первый раз и, может быть, писать
больше не буду, но знаю, что Вы и все,
кому я не пишу, но кого искренне люблю,
чувствуете мое желание всегда быть с
вами, чтобы вместе делить скорби и
радости, чтобы вместе идти крестным
путем к воскресению навсегда. Меня
страшит не крестный путь, а, наоборот,
когда мне живется слишком хорошо; я
все боюсь, уж не свернул ли я с
тесного пути, ведущего к Жизни, и не
попал ли на широкую дорогу,
заманчивую лишь до времени.
Господь да благословит
всех вас, да сохранит и управит вас. Я
готов сам терпеть побольше, лишь бы
Он излил обильно Свою милость на тех,
кого мне временно вверил.
«Будь верен до
смерти»
Христос Воскресе! Вчера служил литургию, сегодня, как
и постоянно, при литургии
присутствовал и молился, как умел, за
вас, за всех близких, за любимый народ,
за всех христиан и ищущих Правды
Божией.
Мне представляется, что все
человечество в целом, отдельный
народ, братство или семья, иначе
говоря, всякое объединение отдельных
лиц не иначе воспринимает или
источает из себя добро и зло, как
именно через составляющих его людей.
Всякий человек, не сумевший оградить
свое сердце от вторжения в него злобы,
тем самым впускает этот яд в свою
семью, в братство, в народ, во все
человечество; наоборот, христианин,
возгреваюший в своем сердце любовь,
отверзающий двери сердца своего
Господу, как бы впускает Его в семью,
братство, народ, человечество. Пусть
скорбь твоя о злобе мира и недостатке
в нем любви не попустит тебе самому
запачкаться этой злобой и утеснить
ею любовь и в твоем сердце. Каждый
смотри за той дверью, которая тебе
вверена. «Будь верен до смерти, и дам
тебе венец жизни» (Откр. 2, 10). Каждый
из нас в своей совести хорошо знает,
что часто он не делает того доброго,
которого хочет, и делает то злое (иначе
вредное), которое ненавидит. Что же
удивительного, если в объединении
отдельных личностей их частные
недостатки суммируются и вызывают
столкновения, распри, войны? Это не
только не удивительно, но прямо-таки
неизбежно. А мы негодуем и жалуемся
друг на друга, на общество, на его
законы... Вот в том-то и дело, что «Царство
Божие внутрь вас есть». Пусть каждый,
видящий общественные недостатки и
непорядки, постарается прежде всего
восстановить должный порядок в себе
самом. Пусть замолчит в нем все
животное, пусть воцарится в нем Дух
Кротости, Дух Любви. «Иже Христовы
суть» - кто хочет Царствия Христова,
кто ищет его, - «плоть распяша со
страстьми и похотьми» - «ибо гнев
человека не творит правды Божией» (Иак.
1, 20). А у кого страсти разнузданы, кто
не может водворить порядок в своем
маленьком телесном мире - храме, как у
того является мысль критиковать
естественный результат соединения
подобных ему единиц? «Наша брань,
учит Апостол, не против плоти и крови»
(то есть не против людей), но «против
мироправителей тьмы века сего,
против духов злобы поднебесных».
Если Господь попускает совершаться
на земле всевозможной неправде, то не
потому ли, что Он дал человеку
свободную волю, и не для того ли,
чтобы примером более заметного
внешнего непорядка побудить
человека к деятельности по
восстановлению расстроенного
правопорядка в его внутреннем мире?
Итак, при виде несправедливости
человеческой не злобствовать
подобает, не осуждать следует без
того подлежащих осуждению, не
ведающих, что творят, людей; надлежит
ужаснуться, до какого безрассудства
доводит грех, частью и в нас имеющий
себе приют, надлежит помолиться
Господу о благодатном, не по заслугам,
просвещении нашего сознания.
В мире все последовательно. Истину
может познать только пребывающий в
Истине. «Блажени чистии сердцем, яко
тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Человек
согрешающий, то есть уклоняющийся в
своих поступках от Истинного Пути,
тем уже свидетельствует, что нет в
нем и познания Истины. Ни слова Божия,
ни «сущности вещей» не может понять
отдающийся греху человек, хотя бы он
знал наизусть весь Ветхий и Новый
Завет и все философские системы от
сотворения мира до наших дней. «Кто
думает, что он знает что-нибудь (в
совершенстве), тот ничего еще не
знает так, как должно знать. Но кто
любит Бога, тому дано знание от Него»
(1 Кор. 8, 2-3).
Как ни кажется странно, путь
проникновения в тайны Бытия большею
своей частью проходит не через
изучение творений великих
мыслителей и даже отцов Церкви, а
через очищение своего сердца от
греховной скверны. Мир лежит во зле и
потому пребывает во лжи и не может
познать Истины. Он широко отверзает
двери свои всякой неправде и
соблазнам, но мы - служители Христовы,
через нас не должно быть входа в мир
греховной злобе. Пусть через нас в
объятый пламенем греха мир будет
открыт путь лишь для благодатной
любви Христовой, могущей угасить
пламень злобы и спасти все то доброе,
что страждет в этом пламени и жаждет
спасения, хотя бы духом лукавства
прельщенное уже само не ведает,
откуда это спасение может прийти. «Мне радостно
верить в милость Божию» День, когда в первый год моего
диаконства Господь явил мне Свою
милость. Вы помните, наверное, что я
был болен. Но меня угнетала не
болезнь сама по себе, мне было
страшно быть отринутым от
Божественного служения за свое
недостоинство. А что может быть
ужаснее, чем быть в глазах людей
священнослужителем, а чувствовать
себя отринутым Господом. И я просил
тогда не выздоровления, а лишь
возможности служить в праздник на
ночном молении и на ранней. Служба
начиналась в полночь. В десять часов
вечера я попробовал встать с постели,
но на костылях дошел только до
половины кухни, и мне сделалось
совсем дурно. Теперь я благодарю
Господа за то, что Он отказал мне
тогда в утешении: ведь иначе многие, а
может быть, и я сам в минуты сомнений
объяснили бы внезапное улучшение
моего здоровья самовнушением. Отняв
у меня надежду в тот момент, Господь
действительно явил мне сугубую
милость. В полночь, когда ударил
колокол, я был убежден, что останусь в
постели, но чтобы не упрекать себя,
что я не употребил все усилия, я все-таки
спустил ноги на пол и тотчас же, к
своему изумлению, почувствовал, что
могу стоять. В голове моей ясно,
однако представилось, что стоять у
постели не значит еще быть в
состоянии спуститься с третьего
этажа и пройти в церковь, но я себе
сказал, что если Господу угодно, то Он,
конечно, даст мне силы, и
одновременно решил идти не только
без костылей, но и без палки. Все были
удивлены не менее меня, но я прошел в
церковь, выходил на полиелей, выносил
тяжелое праздничное Евангелие и
затем служил обедню. Правда, я был как
во сне, но служба хорошо сохранилась
в моей памяти. Помню даже, что по
ошибке я сам начал возглас “оглашеннии,
изыдите” и, только начав уже его,
заметил, что во вратах лицом ко мне и
с поднятым в руке орарем стоит
служивший за старшего диакон. Он
увидел, что я смутился, и дал мне знак
продолжать, не останавливаясь.
Вернувшись домой, я уже не чувствовал
прежней слабости, но все же должен
был просидеть дома до Воздвиженья.
Мне всегда радостно все это
вспоминать, как мне радостно верить в
милость Божию к недостойным Его
милости и в исполнение с верой
приносимой молитвы от всякого
грешника. Только “что воздам
Господеви о всех яже воздаде ми”?
Господь да сохранит, управит и
возвеселит вас всех Своею благодатию,
предстательством Пречистой
Владычицы и всех святых.
Дорогие мои
родные и близкие духом...
Дорогой мой папочка. При всех
известиях из родного города невольно
появляется желание поскорее
вернуться домой, всех повидать и
утешиться верою и взаимной любовью;
кажется, как будто можешь что-то
сделать, восполнить недостающее. Но
не Всевидящий ли правит миром, не
знает ли Сам "вся исполняяй" все
наши нужды и потребности. А потому,
если Ему угодно будет послать меня на
край света, то и тогда ни я, ни, хочу
думать, и вы не усумнитесь в том, что и
в этом случае Его всегда благая воля
направлена нам на пользу. Наша скорбь
о разлуке естественна, но она не
должна нас угнетать. Мы не должны
смущаться тем, что по немощи своей и
ограниченности своего разума не
можем себе правильно осветить
совершающееся с нами, и для того
чтобы отдаться воле Господней
спокойной душой, чтобы умерить
скорбь, нам надлежит опять укрепить
себя вкушением Пречистого Тела
Христова и просветить свой разум
причащением Его Божественной Крови.
За все время своего пребывания на
Соловках я почти ничего не читал,
ничему не научился, многое забыл, во
многом опустился, но Господь утешил
меня именно тем, что мне, быть может,
теперь особенно нужно. Я приобрел
полную покорность Его воле и твердую
уверенность в благой
целесообразности всего
совершающегося с нами. Это не значит,
что мне не хочется домой и что я мало
чувствую скорбь длительной разлуки
со всеми мною любимыми; нет - мне
просто стало понятно, что скорби не
только могут сопутствовать
христианину на его земном пути, но
являются естественными его
спутниками. Если Сам Господь пришел
на землю для несения Креста, чтобы
тем спасти человечество, то и нам при
возникновении вопроса: Что мне
сказать? Отче, избави меня от часа
сего - надлежит самим себе ответить:
“Но (ведь) на час сей я и пришел”.
Весь смысл земной жизни - работа над
собой и подчинение аппарата,
воспринимающего внешние впечатления
физического мира, аппарату духовных
восприятий. “Нужницы восхищают
Царство Божие”. “В терпении” нам
надлежит стяжать приобщение своих
душ Божественному свету. Между тем
нам очень трудно бывает побудить
себя к действенному служению Господу,
если внешние обстоятельства не будут
так или иначе этому способствовать.
Потому-то и сказано: “Возрадуйтесь в
тот час и взыграйте!” Итак, да
совершится воля Господня. Но нам дан
разум, чтобы действовать сообразно
тем обстоятельствам, которые нам
известны, и подготовляться к тому,
что нас может ожидать.
Господь да пребудет с вами
неотлучно.
...За время моей
разлуки...
с вами для меня приобрели новый
смысл слова: “Всегда, ныне и присно и
во веки веков”. Кроме понятия
бесконечного времени, которое они
обнимают, в них слышится мне теперь
еще и вера во всеблагой Промысл Божий,
в неизменяемость постоянной любви
Его к нам, слышится готовность
прославлять Имя Его не только в храме,
не только в дни благополучия, но
всегда и при всех обстоятельствах
спокойно и даже в скорби радостно
отдаваться Его святой воле, лишь бы
Он благоволил принять нашу скорбь
как службу Любви, хотя она и является
чаще всего последствием нашей
греховности. “Молитву пролию ко
Господу и Тому возвещу печали моя”.
Если “Крестом прииде радость всему
миру”, то нести крест - значит нести
радость. Сердце человека, унывающего
под тяготою житейских переживаний,
озаряется радостью, когда он познает,
какую он несет ношу. Вот почему мне
кажется, вера Христова, ничего не
менявшая в материальном и
общественном положении самых первых
своих адептов и вызывавшая в
дальнейшем свирепые на них гонения,
всегда с радостью воспринималась
всеми чистыми сердцем. Если
христианин в скорби впадает в уныние,
это значит, что он по греховности
своей отступил от Господа и утратил
живую веру в благопотребность
крестоношения, в силу крестной любви.
“Противных силы Креста страшатся
начертаема на воздусе”, - говорится в
Крестовоздвиженском каноне. Человек,
не укрепленный верою, тоже до такой
степени боится всякой житейской
неприятности, что во избежание ее
пускается часто на дела, осуждаемые
его собственной совестью. Верующий
же “по нему ходит”, то есть идет за
ним (за крестом) “колена преклоняюще
Христу”.
Дорогие мои, я пишу это для тех, кто
ослабевает в скорби, чтобы в
обновлении веры через покаяние и
приобщение Святым Тайнам они
получали утешение. Нет нам скорби без
радостной возможности принести ее к
престолу Любви. Но так как всякий
грех есть отступление от Истины и
путь греховный все дальше нас от нее
отводит, то в погрешившем человеке
искажается верное стремление к
радостному очищению, и чем больше он
согрешает, тем ему труднее даже
верить в действительность всем
всегда открытой возможности
получить утешение и духовное
укрепление через покаяние. Я хотел бы,
чтобы все, кто мне близок, знали, где и
как надо искать помощи в тяжелую
минуту скорбного уныния, потому что и
сам я всегда к этому спасительному
средству прибегаю.
Что касается меня, то я милостию
Божиею очень спокойно смотрю на
предстоящий год и хотел бы только
восполнить в течение его то, что я
упустил за предыдущие годы, чтобы и
для вас и для меня тягостная разлука
не оставалась бы без доброго плода в
деле нашего спасения.
Пусть вас ничто не смущает.
Всесильный, Любвеобильный и
Милостивый Господь днесь и во веки
неизменен. Если на мою долю и выпадет
какое-нибудь новое испытание, я приму
его с тоской сердечной за всех вас, но
со спокойной верой в благость
Вышнего Промысла. Провожая меня в
заключение, вы сами подарили мне
образок “Моление о Чаше”. Какое
нужно еще утешение христианину?
Принимая священство, я сознательно
брал на себя служение Распятому,
хорошо помня Его слова о том, что “несть
раб болий Господа своего”. И Господь,
верю я, принял от меня желание
послужить Ему в дни поругания и
совершил меня священником в день
Своей страсти, в Пятницу. Новый Завет
в отличие от Ветхого дает ищущим
Господа людям блага не материальные,
а духовные. Новый Израиль уже не
получает чудесным образом изобилие
земных плодов, напротив того, он
призывается к участию в Голгофской
жертве для действенного участия в
общем воскресении. Истинно и
справедливо, что “блаженнее давать,
нежели принимать”, хотя нашему
ослабленному грехом сознанию это и
кажется сомнительным. Об одном прошу
вас - старайтесь всеми силами быть в
мире друг с другом, несмотря на
разницу в годах, в характерах,
взглядах и образовании. Насколько
возможно, мы должны жить в мире со
всеми. “Отче Святый,
соблюди их во Имя Твое” Праздник Усекновения главы
Предтечи и Крестителя Господня
Иоанна.
29 августа/11 сентября 1929 года.
Не умру, но жив буду и повем дела
Господня.
Ведает Сердцеведец, что делается и
в моем сердце при разлуке с вами,
возлюбленные во Христе сироты -
сестры Покровской обители и все
верные Господу прихожане
Преображенского храма.
...Ныне, расставаясь с вами, отдавая
вас под покров Усердной Заступнице
Пречистой Владычице (Она - Мать и
Игумения ваша), вручая вас Самому Ее
несравненно больше меня вас любящему
Сыну, - ныне хочется мне в последний
раз со слезами просить вас: не
унывайте никогда, не сомневайтесь в
непрестающей любви к вам Начальника
Жизни. Помните, что терпеливым
перенесением скорбей мы как бы идем
навстречу Сошедшему к нам с небес и
крест нас ради Претерпевшему:
откройте Ему ваши сердца, чтобы Он
вошел в них, чтобы Он вечерял с вами и
вы с Ним. Терпите до конца. В ваших
немощных сосудах вы сумели пронести
драгоценную и спасительную
православную веру длинным путем и
преодолеть большие препятствия; не
разбейте эти сосуды напоследок,
чтобы не разлилась Вода жизни, чтобы
не напрасными стали все труды ваши.
Помните, что, посылая скорби, Господь
приближает верных Своих к Себе, к
Своему Кресту. Не впускайте не только
злобы, но и досады в сердца ваши; для
этого прежде всего старайтесь жить в
любви и мире друг с другом, взаимно
прощая все обиды. Научитесь хотя под
конец предавать самих себя и друг
друга и всю свою жизнь Христу Богу.
Сдерживайте себя в каждом слове, в
каждой мысли. “Всякое дыхание да
хвалит Господа”... Горите пред
Господом, как чистые восковые свечи,
и старайтесь, чтобы современный
ветер не затушил ваш огонек,
старайтесь защищать его от дуновений
мирских страстей и суеты - чтением
слова Божия, особенно Евангелия и
Посланий Апостольских на русском
языке. Храните себя в чистоте, не
лгите, не угождайте против совести
человеку. Впрочем, вы во всем этом
успеете, если будете постоянно
упражняться в молитве, не от себя я
учил вас молитве Иисусовой. “Господи
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя,
грешного”. Эта молитва возрастила
дух многих подвижников благочестия.
Повторяйте ее непрестанно, хотя бы с
холодной душой, Сам Господь согреет
ее за постоянство вашего к Нему
стремления. Ищите Господа всем
сердцем, и Он откроется вам радостно
и светло. Ищите Господа, ведь Он
недалеко от каждого из нас. Ищите
Господа - вы узнаете радость Его
обретения. Сами познаете радость и
меня сделаете участником этой
радости. Не оставьте этих моих слов -
пустыми словами, дайте им место в
ваших сердцах; ведь эти слова - часть
моей души, пусть хоть эта частица
моей души останется жить в Воронеже,
дайте ей жить в ваших сердцах, жить, а
не умирать, братья и сестры. Если вы
скорбите о разлуке со мной, если вам
больно думать, что, может быть, со
временем мы станем чужими друг другу,
то будьте особенно внимательны к
своей духовной жизни, будьте верны
Христу Распятому, и у подножия Его
Креста вы, хочу верить, всегда
найдете меня, недостойного. Не
отходите от Креста, и мы будем
близкими друг другу во все время
нашей разлуки, как бы долго она ни
тянулась. Будем вместе верить в
спасительность крестных страданий и
вместе узнаем радость Воскресения
Христова во всем Его свете.
Пока имеется возможность, чаще приступайте к
Святой Чаше. Христос посреди нас будет неотлучно. Всем сердцем вас
любящий недостойный служитель Распятого Вседержителя” «Надо иметь
только сердце отверстое…»
...Когда возникает вопрос о
противоречиях науки и религии, мне
всегда представляется, что
исследование его совершенно
бесполезно. Хотя Бога и надлежит «познавать»,
а не «признавать», но познавать Его
можно только сердцем, потому что для
ума мы Его прямо проповедуем «непознаваемым».
Если бы ум человеческий мог научным
путем разрешить вопросы о бытии или
небытии Бога, то, несомненно, все люди,
достигшие нужной степени
образованности, делались бы
верующими в случае положительного
его разрешения и неверующими в
обратном случае. Но ведь мы знаем, что
среди высокообразованных людей
можно встретить и глубоко верующих и
совершенно неверующих. Не ясно ли,
что все споры, как частные, так и
митинговые, на эту тему бесполезны.
Поэтому-то, как ни грустен нам факт
отхождения (верю, временного) от
Церкви немощных ее членов, конечно,
не путем логических выводов мы можем
их вернуть обратно. Мы знаем, кого
апостол Павел называет строящими на
каменном фундаменте... Эгоист не
может быть христианином, а движимый
любовью непременно попадет на
крестный путь и пойдет вслед за
Христом, может быть, даже долго сам
того не замечая. Конечно, не только
отступление от Церкви Христовой, но и
всякий грех тяжело отзывается на
душе человека, подобно тому как
усталому путнику тяжело ошибиться в
выборе дороги, но мы по вере имеем
утешение в том, что Добрый Пастырь не
даст погибнуть ни одной из Своих овец,
как бы далеко она ни забрела. Этой
мыслью и я постоянно утешаюсь, когда
беспокоюсь за состояние всех близких
мне и далеких, знаемых и незнаемых,
блуждающих во тьме неверия, но
сердцем своим жаждущих Света Правды.
Не унывайте никогда духом,
но и не пренебрегайте своим
здоровьем, а дорожите им - как одним
из ценнейших даров Премудрости
Божией...
Хочется всех вас повидать,
чтобы узнать, как вы все живете, да
душа болит за тех, кому я был нужен, в
особенности за племянников и
племянниц. Верю, конечно, что Промысл
Божий не оставит их сирыми, но для
духовной жизни необходимо
собственное неослабное внимание и
стремление быть со Христом. Знают ли
они радостный плод такого стремления,
ищут ли всякой возможности
сознательнее встать на путь Христов,
молятся ли о помощи свыше, не
пренебрегают ли безумно святыми
таинствами Церкви, не сделала ли их
разлука со мной более равнодушными к
духовным интересам - вот вопросы,
которые не выходят у меня из головы, и
если духовное состояние близких мне
людей преуспевает, если мой отъезд
мог способствовать более
самостоятельному, а потому и более
сознательному стремлению их к Истине
и Любви, то я благословляю день моего
отъезда и моей разлуки с вами. Милые
мои, ведь мы всегда близки друг другу
(разве вы это сами не чувствуете?),
если же скорбь нашей телесной
разлуки способствует делу Христову,
то она является нашим вкладом в
сокровищницу Любви, а мы так мало по
своей немощи можем в нее вложить и
так много ею пользуемся, что для нас
должно быть радостно дать и эту лепту...
Еще раз хочу вас просить не
удручаться скорбью, может быть, еще
длительной со мной разлуки. Радостно
служить Господу в мире и
благополучии, переживаемые же нами
скорби делают нас не только Его
служителями, а и сопричастниками Его
скорби. Смеет ли наш просвещенный
верою разум тяготиться таким
соучастием?..
«Сердце человека
обдумывает свой путь, но Господь
управляет шествием его». Не
сомневаюсь, что моя разлука с вами не
продлится ни одной минуты дольше, чем
то определит Тот, Кому единому я хочу
служить всем умом, всем сердцем и
всеми моими силами. Разве дано нам
разуметь времена и лета, яже Отец
положил во Своей власти? К обстановке
я давно привык, и сама по себе она
меня мало тяготит, «Господня земля и
исполнение ея». Во всяком положении
верующий человек получает от Господа
утешение: «Аще... вселяся в последних
моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя
и удержит мя десница Твоя». Грустно
мне только, что я не с вами, что не
могу непосредственно с вами
переживать все, что вам радостно и
тяжело, все, что вас волнует; грустно
мне, что временно я лишен радости
служить чистому Христову стаду, но,
стремясь домой, стремясь к своему
делу, я не смотрю и не надеюсь на
приезд той или иной комиссии и на
новый кодекс, я ожидаю перемены от
Истинного Владыки всех, Кому «вся
предана». Захочет Он - немедленно
последует и распоряжение...
Пока же Господь благоволит
быть мне в разлуке с вами, не надлежит
ли спокойно этому покориться?.. «Молитву
пролию ко Господу и Тому возвещу
печали моя...»
Для того чтобы быть
христианином, вовсе не нужно читать
богословские трактаты. Надо иметь
только сердце отверстое, хранить в
себе чистоту душевную и, сознавая
свою немощь, просить помощи свыше.
Как часто в самоуверенности своей мы
не делаем последнего и потому
попадаем на ложный путь!
Сердечное, горячее спасибо
всем тем, кто вспоминает меня в своих
молитвах.
«Жаждущую
душу мою благочестия напой водами...»
Дорогие мои!.. Милые мои, и вы устали от
суеты житейской, и вам хочется
духовного отдыха? Не ищите его в
непрестанном исполнении тех желаний,
которые возникают в хотя и
просвещенном верою, но все еще
немощном вашем разуме. «Жаждай да
грядет ко Мне!» Слышите слова
Господни? Идите к Нему всем вашим
желанием, идите и доверьтесь Ему.
Пусть не пугает вас крест, который
стоит на пути каждого человека, ведь
от креста уже не веет смертью, как
прежде. «Се бо прииде Крестом радость
всему миру», ведь крест открывает нам
Свет Воскресения. Путь мимо креста
есть путь погибели. Мы должны раз и
навсегда убедиться в том, что наш
разум, как и наши органы внешних
чувств, слишком несовершенны для
познания Истины, мы можем знать вещи
лишь «относительно», лишь «отчасти».
Если мы хотим познать истину, то
должны искать ее «духом», в молитве.
Вдумайтесь в слова: «любяй душу свою
погубит ю, а ненавидяй душу свою
обрящет ю». Итак, не отдавайтесь
скорбям жизни и ищите утешения в
благочестии.
|