Священномученик Александр родился в
1870 году в селе Архангельское Землянского уезда Воронежской
губернии в семье псаломщика Иакова
Вислянского.
В 1893 году он по второму
разряду окончил Воронежскую
духовную семинарию. С сентября 1893 по
июнь 1894 года состоял штатным
учителем пения при Введенской
церковно-приходской школе в городе
Воронеже. В этот период Александр
Яковлевич женился на Вере Викторовне
и в 1894 году был рукоположен во
диакона. С 17 октября 1894 года по 16
марта 1897 года он служил штатным
диаконом в женском Богородице-Тихоновском
Тюнинском монастыре, где также с
ноября 1896 года преподавал пение в
монастырской школе.
30 марта 1897 года был
рукоположен во священника к
Архангельской церкви в селе Рогожино
Задонского уезда. С 1905 по 1908 годы
состоял членом благочиннического
совета. В Рогожине отец Александр
прослужил до 1917 года.
Все небогатое имущество
семьи, в которой к тому времени уже
росли пятеро детей, состояло из
лошади, коровы и 30 десятин церковной
земли. Все это было отобрано новой
властью.
С этого времени отец
Александр служил в храмах села
Пружинка, затем - села Дмитриевка.
Перед арестом священник проживал и
служил в селе Семидесятное
Гремяченского района Усманского
округа.
Попытка новой власти
уничтожить Русскую Православную
Церковь с помощью обновленческого
раскола подвигла православное
духовенство и многих мирян к
противостоянию.
Своей ревностью о чистоте
православной веры среди местных
крестьян Гремяченского района
выделялся Сергей Васильевич
Степанов, который в 1924 году начал
ежедневно собирать верующих для
бесед о православной вере, чтения
Священного Писания и его разъяснения.
Первоначально число собиравшихся
было невелико, 5-7 человек. Со временем
их стало больше. Главной целью этих
собраний было всемерное
противодействие бесчинным акциям
обновленцев-раскольников. В эту
группу влилось немало
монашествующих, которые после
закрытия монастырей селились
поближе к храмам. После ареста Сергея
Степанова, которого осудили и
сослали в Соловецкий лагерь, с 1928
года духовную поддержку и
руководство общиной взял на себя
священник Александр Вислянский.
Священномученик Даниил
родился в 1870 году в семье крестьянина
Василия Алферова в селе Тройня
Бобровского уезда Воронежской
губернии. После окончания духовной
семинарии Даниил Васильевич женился
и вскоре был рукоположен в сан
священника.
В 1912 году его перевели
служить в село Старо-Никольское,
которое находилось по соседству с
селом Семидесятным, где служил
священник Александр Вислянский. Как
и всякий служитель Церкви отец
Даниил был лишен избирательских прав,
однако налоги должен был платить
большие. До 1929 года священник еще
справлялся с поборами. Весной же 1929
года, когда он должен был сдать
государству 600 пудов зерна, он сдал
только 200. За недопоставку остального
зерна его отдали под суд, который
присудил отнять у священника для
погашения долга дом и скот. К осени
того же года отец Даниил должен был
сдать государству еще 500 пудов муки.
Когда в конце двадцатых
годов большевики приступили к
широкомасштабному уничтожению
единоличных хозяйств, крестьяне
противились мероприятиям советской
власти и выступали против изъятия
хлебных запасов, создания колхозов,
обложения непосильными налогами и
займами, против массового закрытия
церквей.
После насильственного
изъятия у крестьян запасов
продовольствия начался голод. Видя
тяжелое положение крестьян,
священник Александр Вислянский
вместе с причтом церкви создал
денежный фонд для оказания помощи
разоренным семьям. Один из
свидетелей рассказывал следствию: «Ктитор
нашей церкви Тимофей Бердников после
службы очень часто выдавал деньги в
виде помощи верующим, при даче денег
обычно образовывалась очередь...
Помощь оказывалась с ведома
священников».
В разгар беспощадных
гонений на Церковь ОГПУ в феврале 1930
года арестовало священников Даниила
Алферова и Александра Вислянского, а
с ними еще 64 человека. Все они были
заключены в тюрьму в Воронеже.
Арестованные обвинялись в создании
контрреволюционной организации,
деятельность которой была,
направлена на свержение
существующего строя.
Отец Даниил был допрошен 5
февраля. Следствие обвинило его в
активном участии в деятельности
Союза русского народа, в
приверженности монархизму и в связи
с белой армией. На вопросы
следователя священник кратко
отвечал:
- Связей каких-либо, кроме
своих служебных, я ни с кем не имею.
Агитацией или разговорами против
власти или колхозов я никогда нигде
не занимался. Также и не слышал,
занимается ли этим кто другой.
На следующий день после
ареста, 8 февраля, следователь
допросил отца Александра.
- За время моего служения, -
показал священник, - ко мне
неоднократно обращались из группы
верующих... например, с такими
вопросами: нужно ли отдавать излишки
хлеба, скоро ли будет конец света,
скоро ли кончится такая жизнь:
обирают, гонение на Церковь и так
далее. Я отвечал, что хлебозаготовки
нужно выполнять, как кто сможет. На
вопрос: скоро ли наступит конец света,
я говорил, что от нас это закрыто и
объяснял это в духе Евангелия. В том
же духе я отвечал и на последний
вопрос, то есть нужно любить врагов
своих, за безбожника нужно молиться.
Я как священник принадлежу к древне-апостольской
Православной Церкви, за
богослужением поминаю митрополита
Петра Крутицкого и епископа Алексия...
Ктитор мог из церковных средств
оказывать помощь нуждающимся, но
формального постановления
церковного совета на этот счет я не
видел. Случаи были, когда церковь
оказывала помощь нуждающимся. Кто
такие нуждающиеся: кулак ли
экспроприированный или бедняк, -
церковь не знает.
Священник не признал себя
и других виновными в проведении
контрреволюционной деятельности.
5 марта 1930 года тройка ОГПУ
приговорила священников Даниила и
Александра к расстрелу.
Священник Даниил Алферов и
священник Александр Вислянский были
расстреляны в 23 часа 6 марта 1930 года
за городом Воронежем и погребены в
общей безвестной могиле.
На месте расстрела,
находящемся в 20 километрах от
Воронежа и в 4 километрах от станции
Сомово, в 1990-е годы был поставлен
большой деревянный поклонный крест.
Священномученики Александр Вислянский и Даниил
Алферов причислены к сонму новомучеников и исповедников Российских в
августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви.
|