Святитель - исповедник Агафангел, митрополит Ярославский (в миру
Александр Преображенский), родился 27 сентября 1854 года в селе
Могилы Кормовской волости Веневского уезда Тульской губернии, в
семье священника Лаврентия. Родители будущего святителя жизнью своей
воплощали традиционные черты тысяч безвестных семей русского
сельского духовенства, самоотверженными трудами которых не
прекращалось благовестие Христово на бескрайних просторах русской
земли. Аскетическое воспитание шестерых детей через приобщение их к
простому крестьянскому труду, добросовестное пастырское служение в
скромном деревенском храме, смиренное приятие бедности, глубокое
литургическое благочестие — вот что определяло повседневный уклад
семьи отца Лаврентия.
О своих отроческих религиозных переживаниях святитель вспоминал так:
«Я... любил часто и подолгу оставаться на кладбище и здесь, среди
могил и крестов — этих безмолвных, но красноречиво свидетельствующих
знаков, что все персть, все пепел, все сень, со слезами на глазах
молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное
сподобил меня быть служителем алтаря и приносить безкровную,
умилостивительную Жертву за скончавших свое земное странствование».
В 1871 году юноша поступил в Тульскую Духовную семинарию и здесь
пережил первые серьезные искушения. Особенности обучения и
воспитания не соответствовали привитым ему в семье традициям
церковного благочестия. Александр стал подумывать о профессии врача,
но постоянное общение с отцом помогло ему преодолеть эти сомнения, и
в 1877 году он поступил в Московскую Духовную Академию. Здесь он
смог приобщиться к тому пастырскому подвижничеству, которым всегда
славилась Троице-Сергиева Лавра.
В 1881 году Александр Преображенский успешно окончил Академию со
степенью кандидата богословия. Александр Лаврентьевич был назначен
на должность преподавателя латыни в Раненбургское Духовное училище
Рязанской епархии (ныне город Чаплыгин, в составе Воронежской
епархии), а 7 декабря 1882 года его назначили помощником смотрителя
Скопинского Духовного училища. В том же году он вступил в брак, но,
не прожив и года счастливой семейной жизни, Александр потерял
супругу и новорожденного младенца почти одновременно. «Жизненный
путь, избранный мною, — не мой жребий... я поспешил оставить мир,
взять свой крест и приобщиться к лику иноческому», — так он
вспоминал урок, вынесенный из этих тяжких испытаний. 7 марта 1885
года Александр Лаврентьевич принял монашеский постриг с именем
Агафангел (в память мученика IV века), а вскоре был рукоположен в
сан иеромонаха.
В 1886 году иеромонах Агафангел назначается на должность инспектора
Томской Духовной семинарии с возведением в сан игумена, а в 1888
году он становится ректором Иркутской Духовной семинарии с
возведением в сан архимандрита. 10 сентября 1889 года в Иркутском
Вознесенском монастыре архимандрит Агафангел был рукоположен во
епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1893 по 1897 год
Владыка управляет епархией Тобольской и Сибирской; затем в 1897 году
становится епископом Рижским и Митавским, а с 1910 года возглавляет
кафедру Виленскую и Литовскую, будучи с 1904 года в сане
архиепископа.
Все преобразования духовных учебных заведений в своей епархии
святитель стремился подчинить одной цели: научить юношество прежде
всего любить молитву. Вообще церковное просвещение и жизнь
евхаристическая были важнейшими сторонами деятельности Владыки.
Много он сделал для улучшения жизни простых сельских священников,
зная об их трудностях из собственного жизненного опыта:
организовывал кассы взаимопомощи, открывал приюты для малолетних
сирот из семей духовенства, расширил деятельность епархиального
свечного завода.
К намечавшемуся Поместному Собору 1905 года святитель Агафангел
составил, по поручению Святейшего Синода, отзыв о разрешении
актуальных проблем богослужебной жизни Русской Православной Церкви,
где говорилось о необходимости исправить грамматические и
стилистические ошибки, которые с XVII века вкрались в богослужебные
книги, а также упорядочить приходское богослужение в соответствии с
древними уставами. Трудился Владыка и над преобразованием приходской
жизни, развивая в ней принцип соборности. Немало занимался он и
благотворительностью: на его средства содержалась столовая для
бедных детей, немало постоянных пенсионеров. «Счастливая
уравновешенность духа, мягкость и внимательность в общении, ровность
и выдержанность характера, уважение к чужому мнению — вот те личные
свойства Владыки, которые невольно вызывали к нему любовь всех
соприкасавшихся с ним», — свидетельствуют о нем современники.
В 1912 году архиепископ Агафангел был награжден бриллиантовым
крестом на клобук. В постановлении о награждении подчеркивалась его
неизменная благожелательность к духовенству и мирянам, соединенная с
твердостью.
С 1913 года Владыка был назначен на Ярославскую и Ростовскую
кафедру. Вскоре его возводят в сан митрополита. С началом Первой
мировой войны в 1914 году архипастырь организовывает фонды помощи
армии, госпитали для раненых солдат, назначает священников в
действующую армию. В 1917-1918 годах является членом Предсоборного
присутствия, затем членом Поместного Собора. С 1918 года он является
членом Высшего церковного управления и Священного Синода при
Патриархе Тихоне.
12 мая 1922 года Святейший Патриарх, будучи в заточении,
категорически отверг требования группы обновленцев о передаче им
полномочий на церковное управление, вручив митрополиту Агафангелу
грамоту на право замещения: «Вследствие крайней затруднительности в
церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому
суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше
Высокопреосвященство во главе Церковного управления до созыва
Собора».
3 июня 1922 года появился так называемый «Меморандум» за подписями
нескольких архиереев Русской Православной Церкви, в котором
предательски заявлялось, что обновленческое Всероссийское церковное
управление является «единственной канонически законной церковной
властью». Пастырей призывали считать распоряжения этого незаконного
органа управления «законными и обязательными».
В этот труднейший и опаснейший момент митрополит Агафангел 5 июня
1922 года издал Послание о своем вступлении во временное управление
Русской Православной Церковью, где призвал верующих хранить в
чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно
узурпировать церковную власть. За свое сопротивление обновленцам в
их попытке захватить церковную власть святитель немедленно подвергся
аресту. В конце 1922 года больной старец, после заключения в
нескольких тюрьмах, отправляется общим этапом с уголовными
преступниками в трехлетнюю ссылку в поселок Колпашев Нарымского края
Томска.
В своем завещании Патриарх Тихон назвал митрополита Агафангела
вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего престола.
Ко времени окончания ссылки Владыки были арестованы два других
Патриарших Местоблюстителя — священномученики митрополит Петр
(Полянский) и митрополит Кирилл (Смирнов). Органы ГПУ пытались
поставить у кормила Церкви послушную группу архиереев во главе с
архиепископом Григорием (Яцковским). Однако митрополит Сергий
(Страгородский), назначенный митрополитом Петром своим заместителем
на время ссылки всех трех Патриарших Местоблюстителей, запретил эту
группу.
Тучков, начальник особого секретного отдела ОГПУ, сделал попытку
оказать давление на митрополита Агафангела, срок ссылки которого
истек в конце 1925 года. В апреле 1926 года произошла его встреча с
Владыкой в Пермской тюрьме. Святителю предложили принять высшую
церковную власть. Цель этого предложения — столкнуть ведущих
иерархов при помощи различных интриг и дезинформации, чтобы
спровоцировать множественные расколы и тем самым лишить Церковь
законной иерархии. Владыка, конечно, не мог располагать в ссылке
всеми текстами распоряжений митрополита Петра (Полянского). В Перми
в апреле 1926 года он издал послание, которым известил о своем
вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя. Однако вскоре,
после переписки с Заместителем Патриаршего местоблюстителя
митрополитом Сергием (Страгородским), святитель понял реальное
положение дел и отказался принять на себя обязанности
Местоблюстителя — «ввиду преклонности лет и расстроенного здоровья».
Лишенный властолюбивых устремлений, он советует митрополиту Петру
передать Местоблюстительство митрополиту Кириллу (Смирнову) или
митрополиту Арсению (Стадницкому).
Вскоре с Владыкой случилось несколько сильнейших сердечных
приступов, во время которых он всегда сначала прибегал к приобщению
Святых Таин и только после этого принимал медицинскую помощь. 10 мая
1928 года, предчувствуя близость смерти, архипастырь призвал своих
викарных архиереев — епископа Варлаама (Ряшенцева) и епископа
Евгения (Кобранова), с тем чтобы составить обращение, где
говорилось, что они не прерывают молитвенного общения с Заместителем
Патриаршего Местоблюстителя, не желая учинять никакого раскола, и
всех обращающихся епископов, клириков и мирян направляют к
митрополиту Сергию ради мира церковного.
Однако тут же оговаривалось, что «распоряжения Заместителя,
смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему
убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на
месте, исполнять не могли и не можем». Таким образом, даже не
принимая политики митрополита Сергия, владыка Агафангел до конца
жизни старался служить делу церковного единения. Детская простота и
душевная чистота подвижника делали его неспособным к расчетливой
дипломатии и политической борьбе, необходимых для удержания в руках
внешней административной власти.
Переживания за Церковь Христову сильно подорвали здоровье святителя
Агафангела. Сердечные приступы участились, и в середине сентября он
слег в постель. Перед кончиной он часто приобщался Святых Таин. 3
октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. Двенадцать ударов
колоколов тридцати ярославских храмов возвестили о кончине
исповедника. Погребли митрополита Агафангела лишь на седьмой день в
склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище.
Лицо его было как в первый день после кончины: светло, бело,
покойно, а от гроба веяло благоуханием.
Владыка Агафангел причислен к лику святых новомучеников и
исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской
Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного
почитания.
|