Мы сегодня совершаем память святого
преподобноисповедника Сергия. Святой Сергий – наш земляк, он родился
под Воронежем, в селе Тресвятское. Мы, имеющие отношение к
Воронежской духовной семинарии, по-особенному относимся к святому
Сергию, потому что он учился в Воронежской семинарии, закончил ее.
Конечно, у нас сегодня особая по этому поводу
радость: мы испытываем умиление от того, что святой – наш земляк. Но
давайте подумаем вот о чем: какая польза нам от того, что мы –
соотечественники святого? Какая польза нам от того, что мы имеем
отношение к тому же учебному заведению, выпускником которого он
является?
Давайте вспомним Священное Писание. Много вдов было в Израиле во дни
пророка Илии, и лишь к одной из них он был послан; много было
прокаженных при пророке Елисее, а только один очистился. И Сам
Господь говорит: «Кто Моя Мать, кто Мои братья? Те, кто слушает
слово Божие и кто его исполняет». Наверное, то же самое могли бы
сказать о нас и святые: «Кто мой соотечественник? Кто мой земляк?
Тот, кто является соотечественником мне по духу, ибо для каждого
святого, и по-настоящему это должно быть для каждого христианина,
подлинным отечеством является Царство Небесное». Христиане – это
странники на земле, которые стремятся в дом Отца своего Небесного.
Если мы стремимся туда же, куда и святые, тогда мы можем считать
себя их соотечественниками, можем считать, что мы имеем к ним
какое-то особое отношение.
И вот мы стоим перед необходимостью сравнивать себя со святыми.
Кому-то покажется не смиренным сравнивать себя со святыми, но на
самом деле не смиренно – считать себя равным святым. А сравнивать
себя со святыми мы обязаны. Преподобный Андрей Критский, автор
Великого покаянного канона, был смиренным человеком. Но на
протяжении всего покаянного канона призывает свою душу вспомнить
святых праведников Ветхого и Нового Завета. И всякий раз он задает
вопрос: «А подобен ли я им, похож ли я на этих людей?» – и отвечает:
«Не похож!». «Увы, душа моя, ты ничем не уподобилась ни Аврааму, ни
Исааку, никому из тех праведников, о которых говорится на страницах
Священного Писания». Вот так же и мы должны сопоставлять себя со
святыми и стараться брать с них пример. Святые – это наши помощники,
помощники на пути в Царство Небесное. Их помощь выражается не в том,
что мы можем помолиться одному святому – «от головы», другому – «от
зубов», третьему еще в какой-то нужде, как многие люди делают: при
любой жизненной проблеме начинают искать, кому можно помолиться.
Верно, конечно, что если святые действительно наши друзья, то мы
можем обращаться к ним за помощью в каких угодно житейских
ситуациях. Но это лишь следствие, вещь второстепенная, а главное –
наше единое устремление со святыми к Богу. Если оно есть, то мы
можем обращаться к святым в любой нужде. А если этого стремления к
Богу у нас нет, то все остальное теряет смысл.
Вспомним житие святого Сергия. Мы знаем, что он закончил Воронежскую
семинарию, потом учился в Варшаве на врача, потом стал священником,
служил при войсках на японской войне, затем в Орле, после этого был
духовником знаменитой Марфо-Мариинской обители сестер милосердия
великой княгини Елисаветы, в 1917 году по благословению святейшего
Патриарха Тихона был пострижен в монашество, побывал в ссылках, на
севере, и окончил дни своей жизни земной в ныне Тверской, а тогда, в
советское время, – Калининской области. Все это вещи достаточно
внешние, хотя и тоже важные, потому что Господь каждого из нас, в
том числе и святых, ставит именно в те обстоятельства, которые
воспитывают нас для Царства Небесного. Но, читая житие святого, мы
видим более глубокие вещи – каким был этот человек.
Те, кто общался с отцом Митрофаном (так звали святого Сергия до
принятия монашества), отмечали, что этот человек был чужд всякого
лукавства, что этот человек был простым и смиренным по-настоящему,
не показным смирением, которое выражается в каких-то словах, формах
поведения, а таким, которое было заметно в его душе. В последние
годы жизни архимандрита Сергия его духовником был протоиерей
Квинтилиан Вершинский, который вспоминал, что всякий раз, беседуя с
отцом Сергием, он чувствовал дыхание вечности. Отец Сергий, по
словам протоиерея Квинтилиана, был весь объят Божественным желанием.
Именно это Божественное желание, эта вера в Бога, простота,
искренность были тем, что привлекало к отцу Митрофану, потом отцу
Сергию, множество людей. Мы помним, что, когда он уезжал из Орла в
Москву, верующие просто не хотели его отпускать: целая толпа
собралась на вокзале, и пришлось даже вмешаться полиции.
Почему так было? Почему люди тянулись к святому? Именно потому, что
они чувствовали это дыхание вечности, ощущали святость. Мы можем
спросить себя: «Есть ли в нас это Божественное желание? Имеем ли мы
такую веру в Бога? Имеем ли мы такое стремление к Богу, которое
делает для нас радостными личную молитву, участие в богослужениях?».
Чаще всего мы ответим: «Не имеем». Мы можем спросить себя: «А имеем
мы такую любовь к людям, которую имел отец Сергий, или мы относимся
к нашим ближним зачастую как к какой-то обузе?». И вынуждены будем
ответить на этот вопрос, что, увы, и здесь мы не просто не без
греха, но мало что хорошего можем о себе сказать. Мы можем спросить
себя, имеем ли мы такую простоту, какая была у отца Сергия, так ли
мы чужды лукавства, как он. И опять наш ответ здесь будет
неутешительным для нас самих.
Что нам делать, как быть с самими собой? Есть замечательный
документ, который остался нам от святого преподобноисповедника
Сергия, – так называемая памятка духовным чадам, что-то вроде
духовного завещания. Среди духовных чад святого наверняка было очень
много людей, подобных нам с вами, таких же немощных, таких же
небрежных, таких же ленивых. Однако же и эти люди, и мы с вами, все
призваны тем не менее к Богу, призваны в Царство Небесное, покуда мы
еще называемся христианами. Вот к таким-то людям отец Сергий обращал
свои слова. К чему он их, а стало быть, и нас призывал? Прежде всего
к тому, чтобы мы стремились к постоянному общению с Богом.
В духовной жизни есть такой принцип: если ты не можешь молиться
сердечно, если молитва у тебя сухая и бесчувственная, то все равно
молись. Если ты не можешь делать дела любви с любовью, то хотя бы
без любви делай дела любви. Если твое сердце пока еще не
воспиталось, то старайся по крайней мере делать эти дела от ума, от
воли. Как мы можем приобрести это Божественное желание, если его не
имеем, простоту, которой нет у нас? Только одним способом –
упражнением. Если делать добро, если стараться исполнять заповеди,
если стараться постоянно молиться, то рано или поздно Господь на эти
наши труды откликнется.
Это путь не простой. Нам придется прилагать труд, придется себя
заставлять, но другого пути нет. Никак иначе мы не сможем стать
родными людьми Богу и соотечественниками, в смысле Небесного
отечества, всем святым, которых мы почитаем. Но святые нам
действительно помогают на этом пути. Помогают своей молитвой о нас к
Богу, помогают нам стать подобными им и в результате подобными
Христу. Этого подобия Богу да даст нам Господь достичь хотя бы в
конце наших дней молитвами святого преподобноисповедника Сергия и
всех святых.
Аминь.
Священник Сергий ЦАРЕВ
|