ПРЕПОДОБНЫЙ
СИЛУАН АФОНСКИЙ |
Тропарь, глас 2
Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю и Иеремии, о народе
плачущему, усердный подражателю, всеблаженне отче Силуане, ты, зову
Матере Господа Сил внемляй, змия греховнаго мужемудренно изрыгнул
еси и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси, идеже в трудех и
молитвах со слезами благодать Святаго Духа обильно стяжа. Ею же
сердца наша воспламени и с тобою умильно взывати укрепи: Господи
мой, Жизнь моя и Радосте Святая, спаси мир и нас от всяких лютых
|
|
Кондак, глас 2
Смиренномудрия исповедниче предивный и человеколюбия Духом Святым
согреваемая доброто, Богу возлюбленне Силуане, о подвизе твоем
Церковь Российская радуется, иноцы же Горы Афонския и вси
христианстии людие, веселящеся, сыновнею любовию к Богу
устремляются. Егоже моли о нас, равноангельне боговедче, во еже
спастися нам, в горении любве тебе подражающим. |
О предивный угодниче Божий отче Силуане! По
благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей вселенней —
мертвых, живых и грядущих — не премолчи за нас ко Господу, к тебе
усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих.
Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода
христианскаго, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию,
чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде,
идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива
быти Бога умоляют, во еже не помянути неправд и беззаконий наших, но
по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и
спасти нас по велицей Его милости. Ей, угодниче Божий, с
Преблагословенною Владычицею мира — Святейшею Игумениею Афона и
святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых Святейшаго
Слова Святей Горе Афонстей и боголюбивым пустынножителем ея от всех
бед и наветов вражиих в мире сохранитися. Да Ангелы святыми от зол
избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляемы, до
скончания века о Единей, Святей, Соборней и апостольстей Церкви
молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и
Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и
освящающи мир в вечней правде и благости Божией. Народам земли всей
испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и
братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и
беззаконие ожесточают сердца людския, могущия истребит любовь Божию
в человецех и низвергнуть их в богопротивныя вражду и братоубийства,
но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да
святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да
воцарятся мир и Царствие Божие на земли. Такожде и земному Отечеству
твоему — земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и
небесное благословение, во еже, всемощным омофором Матере Божия
покрываемому, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня,
меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг
видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя
Богородицы до скончания века ему пребыти Креста Животворящаго силою
и в любви Божией; неоскудеваему утвердитися. Нам же всем, во тьму
грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и
сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим,
испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею
Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и
всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших
да упразднит. Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа
укрепляемым и любовию Божиею согреваемым, в человеколюбии и
братолюбии, смиренномудрии и молитвенном сраспинании друг за друга и
за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатней любви Божией
благонравно укрепитися, и сынолюбие Тому приближитися. Да тако,
творяще Его всесвятую волю, во всяком благочестии н чистоте
временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми
Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех
земных и небесных да будет слава, честь и поклонение,
со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим, и Животворящим
Его Духом,
ныне и присно, и во веки веков. Аминь. |
В формуляре Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне о преподобном
Силуане говорится следующее: «Схимонах Силуан; мирское имя — Симеон
Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебедянского
уезда, Шовской волости и села (ныне территория Воронежско-Липецкой
епархии). Родился в 1866году; на Афон приехал в 1892 году; в мантию
пострижен в 1896 году; в схиму — в 1911. Послушания проходил: на
мельнице, в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 11
сентября 1938 года». От «родился» до «скончался» — все бедно, не о
чем рассказать. Его жизнь осталась незамеченной для внешнего мира. А
между тем старец Силуан — один из величайших святых XX века.
Родился святой старец в благочестивой крестьянской семье. Отец его
был строгий постник и нищелюбец. В доме часто гостили странники,
велись душеспасительные беседы. Однажды, когда Симеону было года
четыре, к ним в дом пришел некий книгоноша и, беседуя с отцом, стал
убеждать его, что Христос не Бог и что вообще Бога нет. Мальчика
особенно поразили слова: «Где Он, Бог-то?», и он подумал: «Когда
вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога». Позже, в
отрочестве, он узнал о святой жизни воронежского подвижника —
Иоанна, Сезеновского затворника, о чудесах на его могиле и решил:
«Если он — святой, то, значит, Бог с нами, и незачем мне ходить по
всей земле искать Его». При этой мысли юное сердце загорелось
любовью к Господу, ум его переменился к памяти Божией, и он много
молился с плачем. Тогда же он ощутил в себе влечение к монашеству.
Он просил отца отпустить его в Киево-Печерскую Лавру, но отец строго
повелел закончить сначала военную службу.
Постепенно Симеон охладел духовно. Обладая огромной физической
силой, юноша был захвачен обычной жизнью и увлекался грубыми
сельскими забавами. Но милующий всех Господь напомнил ему о его
избрании. Так, после падения Симеона отец тихо укорил его: «Сынок,
где ты был вчера, болело сердце мое». И тот подумал: «Я в меру отца
моего не пришел», и он вступил в духовную брань со своим внутренним
врагом. Много переживал Симеон и когда чуть не забил насмерть
односельчанина. Но вот однажды, после нецеломудренно проведенного
времени, будущий подвижник задремал и в состоянии легкого сна
увидел, как внутрь него проникла через рот змея. Он ощутил
сильнейшее омерзение и, проснувшись, ясно услышал: «Ты проглотил
змею во сне и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты
делаешь». По глубокому убеждению старца, этот тихий и сладкий голос
принадлежал Божией Матери. Симеон ощутил глубокий стыд за свою
жизнь, сжигаемую страстями, и начал горячо каяться перед Богом.
Решение уйти в монастырь вновь вернулось к нему.
На военной службе не забывал Симеон о Боге, о посте и молитве.
Армейские товарищи вспоминали: «Мы в трактире пьем водку и
веселимся, а он умом на Афоне и на Страшном суде».
После службы, осенью 1892 года, будущий преподобный становится
послушником Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. В духовный
подвиг он вводится многовековым укладом афонской монашеской жизни.
Молитва в келье наедине, длительные богослужения в храме, посты и
бдения, частая исповедь и причащение, труд и послушание... Уже на
первом году монастырской жизни подвижник сподобился дара
непрестанной Иисусовой молитвы. Моление за весь мир становится
главным деланием монаха.
Однако молодому иноку не удалось сохранить дар непрестанной чистой
молитвы. К нему стали приходить помыслы: «Ты живешь свято, грехи
тебе прощены, ты все делаешь хорошо». Тревога проникала в сердце
послушника, но по неопытности он не понимал, что с ним происходит.
Однажды келья Симеона наполнилась странным светом. «Прими, это
благодать», — говорил помысл, и душа послушника смутилась. Потом ему
открыто стали являться бесы, с которыми он по наивности
разговаривал. Иногда они говорили: «Ты теперь — святой», а иногда:
«Ты не спасешься». На вопрос Симеона — почему они говорят
по-разному, бес насмешливо ответил: «А мы никогда правды не
говорим». Мучительность демонических нападений все возрастала, и в
душе молодого послушника росли страх гибели и отчаяние.
И вот однажды, когда Симеон в отчаянии подумал: «Бога умолить
невозможно», Господь непостижимо явился ему — он увидел в храме у
Царских врат Христа. По словам старца, его осиял великий
Божественный Свет и он был возведен духом на небо. Там узрел он Бога
в Духе Святом и познал Его в Духе Святом. Этот случай еще раз
напоминает, что Бог являет Свою помощь всегда, когда человеку
кажется, что спасение уже невозможно.
Через много лет после этого, когда подвижник был уже пострижен в
схиму с именем Силуан, бесы в очередной раз не давали ему молиться.
С болью в сердце монах стал взывать к Богу: «Господи, Ты видишь, что
я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня,
что должен я делать, чтобы они не мешали мне?» В его душе прозвучал
ответ: «Гордые всегда так страдают от бесов». «Господи, — сказал
Силуан, — научи меня, что я должен делать, чтобы смирилась моя
душа.» И снова в сердце он получил ответ: «Держи ум твой во аде и не
отчаивайся».
Старец всех любил и жалел, никто ни разу не слышал от него слова
осуждения, со всеми он был приветлив. Сокрушался, «напрасно» убив
муху: «Иной раз жалко и зеленый лист без нужды сорвать».
Постриженный в схиму в 1911 году, преподобный Силуан нес послушание
монастырского эконома. Тогда же он пишет свои записки,
опубликованные в 1952 году его учеником архимандритом Софронием
(Сахаровым; † 1993). Многие называют их новым Добротолюбием.
Подвижник вел очень строгий образ жизни: вкушал очень мало, спал по
два-три часа в сутки, и то полусидя, занимался тяжелым физическим
трудом.
Преподобный Силуан скончался, не прерывая молитвы, 11 сентября 1932
года, поболев перед смертью чуть больше недели.
Подвижник с плачем молился о всем мире тогда, когда мир был охвачен
братоубийственной войной, когда Россию раздирала гражданская война,
когда множество людей становилось жертвами массового террора и
Русская Церковь шла путем мученичества.
Духом проживая трагедию человечества, старец Силуан в молитве
сораспинался кроткому, любящему Христу и «мог умолить Его о
неисчетном множестве людей». На иконе предстоящий Христу преподобный
Силуан держит свиток со словами этой молитвы: «Молю Тебя, Милостивый
Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли».
|
|
|
|