О священная главо, преблаженне
отче Иларионе!
Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых
твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам
упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли, отче священный, за
ны, дети твоя духовныя, яко имейя дерзновение к Небесному Царю: не
премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих
тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителя, и не престай
моляся о нас ко Христу Богу: яко дана тебе благодать молитися за ны.
Не мним бо тя мертва суща: аще бо телом и преставился еси от нас, но
и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя
нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския, и козней
диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред
очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со Ангельскими
воинствы, со безплотными лики, с достойно веселится. Ведущее убо тя
и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас
Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на
покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же
горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и
Небеснаго Царствия наследницы да явимся со всеми праведными, от века
угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая
слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым,
и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь. |
Родился блаженный Иларион во второй половине XVIII века в селе
Зенкино Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне территория
Воронежско-Липецкой епархии), родителей его звали Мефодий и
Феодосия. С детских лет почувствовал Иларион горячую любовь к Богу,
которую поддерживал и укреплял в нем его глубоко верующий дед,
проводивший строгую подвижническую жизнь в уединении от родных.
Родители понимали, что кроткий и молчаливый Иларион не сможет стать
хорошим помощником в хозяйстве, и дед взял его к себе. Тут и
начались первые подвиги Илариона. Уже ничто не мешало мальчику
молиться и поститься: пищей на целую неделю служили ему два калача.
Не раз дед и внук бывали на богомолье, в том числе в
Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лаврах.
Со смертью деда Илариону пришлось вернуться к родителям, но решение
всецело посвятить себя Богу было уже принято им. Молитвенно
настроенному юноше было в родительском доме очень тяжело. К тому же
отец надумал его женить. В самый день венчания Иларион скрылся из
дома и отправился на богомолье по монастырям. В дороге он терпел
холод, голод и нищету. Возвратившись в родные места, Иларион был
радушно принят священником из села Головщино, который и стал его
духовным наставником.
Иларион поселился в пещерах, которые вырыл неподалеку от села, в
местечке «Воловий овраг». Выходил он только на Литургию. Смиряя себя
постом и молитвенным трудом, нередко в знойный день на поляне под
открытыми лучами солнца полагал по три тысячи земных поклонов. Все
его пропитание составляла редька, которую сам и выращивал. Воды
вблизи не было, приходилось пить дождевую воду, и летом в ожидании
дождя он оставался без воды порой по десять дней. Однажды во время
Великого поста за Литургией в храме подвижник упал в обморок, потому
что ничего не ел 18 дней. Тогда на нем увидели тяжелые вериги и
сорочку из медной проволоки, от которых все его тело было изранено.
Обуви Иларион не носил, и босые ноги были покрыты глубокими
кровоточащими ранами. Всю его одежду в любое время года составляли
длинная холщовая рубаха и халат.
Большую скорбь приносил подвижнику местный управляющий, который
запрещал ему жить в пещерах и в конце концов уничтожил их.
О высокой жизни подвижника постепенно стала распространяться молва,
к нему пошли люди, искавшие его молитв и духовного утешения.
Многолюдие тяготило Илариона, и иногда, чтобы остаться наедине с
Богом, он влезал на деревья в гуще леса, оставаясь на несколько дней
без пищи. Когда к Илариону присоединилось еще трое подвижников, стал
особенно ощутим недостаток воды. Ее долго не удавалось найти, но
однажды после молитвы старец заснул, а проснувшись, увидел рядом с
собой прекрасные цветы, которых раньше не было. На этом месте и был
открыт чистый родник с водой, обладавшей целебными свойствами.
Стараниями помещика Раевского, в 1824 году Иларион переселился в
Тамбовскую губернию, в село Троекурово Лебедянского уезда. Здесь
подвижник вел затворническую жизнь. Ежедневное молитвенное правило
он совершал с часу ночи до полудня, прерывая его для ранней
Литургии, которую служили в сельском храме. Вечернее правило его
продолжалось с трех часов дня до девяти вечера. Остальное время
затворник посвящал чтению духовных книг и приему посетителей. Пищу
он вкушал только по воскресеньям и четвергам, в прочие дни
довольствовался кусочком антидора и чашкой кофейного напитка.
К блаженному отовсюду стекался народ, чтобы получить благословение и
услышать благодатное слово утешения. Наружность старца поражала
своим благообразием. Среднего роста, со впалой грудью, изможденный
непрерывным постом, он имел тонкие черты лица, нос с небольшой
горбинкой и темно-голубые глаза, излучающие любовь. Лицо его было
худое, прозрачное и небыкновенно белое. На губах часто была видна
светлая улыбка. Очевидцы говорили, что подвижник походил на ангела
Божия. Будучи уже старцем, он казался юным — его лицо озаряла
небесная красота души.
Священник, близко знавший Илариона, рассказывал: «Скорбь ли
домашняя, или сторонняя, налетит как туча, недоумение ляжет камнем
на сердце — и пойдешь к батюшке. Лишь только отворишь двери, отец
Иларион уже встает с места; и положим оба по три поклона пред
иконами. Затем я поклонюсь ему в ножки — и он взаимно. Я поцелую его
ручку — и он взаимно. Никогда не просил он садиться, и сам стоя
начинал беседу, большею частью иносказательно, открывая те помыслы,
с которыми придешь к нему. Тихая приветливая речь, светлый взор
старца, исполненный небесного спокойствия, любви и смирения, мигом
разгонят тучу скорбей и сообщат душе благодатное умиротворение.
Идешь к нему с тяжелым бременем, а от него летишь будто на крыльях».
Сразу по прибытии в Троекурово преподобный Иларион пожелал устроить
женскую обитель, о чем ясно говорил некоторым лицам. Так, вдове Анне
Масловой на вопрос, в какой монастырь ей лучше поступить, он
ответил, чтобы она никуда отсюда не уходила, так как здесь скоро
будет монастырь, что и действительно исполнилось. Многие люди
жертвовали средства на устроение этой обители. Заботился Иларион и о
других храмах и обителях, например, подарил в Троицкий Лебедянский
монастырь богатую серебряную ризу. Подвижнику достаточно было
сказать лишь слово кому-либо из известных ему состоятельных людей,
как они тотчас спешили исполнить его желание и жертвовали на
церковные нужды. Оказывал Иларион посильную помощь вдовам, нищим,
сиротам, убогим и всем беднякам, которые обращались к нему.
Странникам и богомольцам он давал на дорогу деньги, обувь и одежду.
В особенности оказывал милость им перед великими церковными
праздниками. В это время его внимание обращалось по большей части на
заключенных в тюрьмах, куда он отсылал разные съестные припасы.
Старец Иларион удостоился от Господа великих даров врачевства и
прозорливости. Купец Рыхлеев, страдавший неизлечимой болезнью,
исцелился после того, как по совету старца помазался маслом из
лампады перед Владимирской иконой Божией Матери, находившейся в его
келье. Купеческой дочери А. Парудиной, за которую сватались два
жениха, он сказал, что она не выйдет ни за одного из них и что через
год ее возьмет богатый жених. Женихам было отказано, а ровно через
год девушка скончалась. Дворянка Александра Голдобина пришла в келью
старца с мыслью: зачем ему кланяться, ведь он не Бог? Лишь только
она вошла и сделала поклон, подвижник сказал ей: «Не кланяйся мне,
ведь я не Бог!»
Наконец пришло время старцу окончить земную жизнь. После
непродолжительной болезни он скончался на девяностом году жизни, 5
ноября 1853 года, а 10 ноября тело его с подобающей честью опустили
в назначенную им самим могилу. На погребение его стеклось множество
народа. День кончины старца Илариона очень почитался жителями
Лебедянского края, и к этому событию на месте его погребения всегда
собиралось много людей. И ныне Троекуровский старец оказывает помощь
всем, с верою к нему притекающим.
|