Старица Дария родилась в селе Пиково Раненбургского уезда Рязанской
губернии (ныне территория Воронежско-Липецкой епархии) в 1772году.
Ее отцом был государственный крестьянин Дмитрий Гаврилович Кутуков.
В молодости она имела живой характер и была устроительницей всех
деревенских игр. Когда же достигла возраста невесты и за нее стали
свататься женихи, то, на удивление всем, Дария отказалась от
замужества. Так, девицей, она и прожила в родительском доме до 24
лет.
В то время младший брат Дарии Василий праздновал свою свадьбу.
Вместе со всеми веселилась и она. Вдруг девушка стала серьезной.
Сославшись на то, что вывихнула себе руку, она решила пойти к своей
родственнице, чтобы та нашла ей костоправку. Но до родственницы не
дошла, а отправилась в лес к старцу Илариону, Троекуровскому
затворнику. Старец благословил Дарию идти в Меловые Горы в женскую
обитель. В то время начальницей там была Агафия, старица высокой
жизни. Ей было в сонном видении явлено, что к ней идет кроткая,
незлобивая голубица, и велено подобающе встретить ее. Старица Агафия
с сестрами обители вышла навстречу Дарии и, к своему удивлению,
увидела крестьянскую девицу. Однако Агафия доверилась откровению и с
материнской любовью приняла девицу в число сестер обители.
Здесь молодая подвижница приняла на себя подвиг безмолвия и жила в
посте и молитве 7 лет.
Вернувшись в отчий дом, она получила бумагу об увольнении от
светского общества и отправилась в Тамбов к девице Агафии Ивановой,
посвятившей себя безмолвному и богоугодному житию. Здесь две
духовные сестры прожили вместе восемь лет. Оттуда подвижница
Христова Дария направилась в Ростов, где подвизалась в обители год,
затем — в Муром, откуда опять вернулась на родину.
Поселившись в селе Головщине Раненбургского уезда в келье близ
местного храма, она занялась печением просфор для окрестных сел, а
также для затворника Илариона, жившего тогда в селе Колычеве
Данковского уезда. Так она прожила двенадцать лет. В 1828 году
перешла в село Сезеново Лебедянского уезда Тамбовской губернии, где
при храме выстроила себе келью и стала послушницей затворника старца
Иоанна.
Старица Дария познакомилась со старцем в декабре 1817 года в
Задонском монастыре. Придя в келью иеросхимонаха Агапита, она
увидела одетого в рубище, с остриженными волосами юродивого. С ее
помощью он поселился в Сезеново. Иоанн знал по особому откровению
свыше о великом служении этой старицы и укреплял ее на предлежащий
подвиг. И она так приуготовила себя к нему, что продолжила дело
своего наставника, вполне исполнив его благословение, — устроила
женскую обитель в селе Сезеново.
Святой старец затворник Иоанн скончался 14 декабря 1839 года.
Оплакав смерть наставника, преподобная Дария, сильная верою и
упованием на Бога, надеясь на молитвы подвижника Христова Иоанна,
ревностно принялась за основание обители.
Но недобрые люди различными кознями удалили Дарию из Сезенова. Ей
пришлось отправиться в Борисовскую женскую пустынь Белгородского
уезда, куда она взяла с собой железные башмаки, обтянутые сукном, и
чугунные четки, принадлежавшие почившему затворнику.
Однако напрасно старались завистники, взявшие на себя после Дарии
завершение строительства храма, — дело у них совершенно не
двигалось. Тогда они вынуждены были просить старицу вернуться и
принять на себя заботу о строительстве. Дария взялась за прерванные
труды. Сразу нашлись и средства, и материалы, в чем очевидным
образом проявилась Десница Всевышнего.
Наконец, по прошествии трех лет со времени основания, храм, как и
предсказывал затворник, был построен. Скоро было обустроено и
внутреннее его убранство. Во всем помогала старице достойная ее
ученица Евфимия (в иночестве Серафима, будущая игумения Сезеновской
обители).
1 октября 1849 года с Высочайшего позволения была открыта женская
община, которая получила название Сезеновской Иоанновской. Ее
начальницей была избрана преподобная Дария. А 12 июня 1853 года по
благословению Святейшего Синода община была преобразована в
Иоанно-Казанский девичий монастырь.
Начальницей монастыря из-за преклонного возраста старицы Дарии, по
желанию сестер обители, была избрана достойная ее преемница старица
Евфимия, постриженная в монашество в декабре 1853 года с именем
Серафима. Прежняя же настоятельница, сложив с себя бремя правления,
не переставала трудиться для монастыря до последних дней своей
жизни.
Преподобная Дария, совершая подвиги поста и молитвы и заботясь о
благоустройстве обители, была облагодатствована от Господа даром
прозрения и многим предсказывала, прямо или иносказательно,
ожидающие их перемены.
Не зная прежде губернского секретаря Ф. Д. Муравьева, подвижница,
когда он побывал в Сезеново, вдруг сказала ему: «Я бы желала иметь
образ, на котором Дева восходит на Небо, а у тебя есть, но тебе
скоро негде будет поставить его». Муравьев исполнил ее желание,
прислал образ. А два года спустя он переехал в другой дом с
многочисленными окнами и маленькими простенками, где не нашлось бы
места для сей иконы.
У того же Муравьева неблагополучно складывались отношения с богатым
родственником. Старица уверяла его, что все завершится в пользу
Муравьева. Так и вышло. В благодарность Муравьев прислал обители
образ Спасителя. Посланные им люди еще были далеко от монастыря,
когда Дария, никем не уведомленная, собрала некоторых сестер и
приказала отворить ворота: мол, гости едут.
Года за три до смерти старица велела срубить яблоню, росшую по
правую сторону от храма Преображения Господня. При этом сказала, что
здесь выроют для нее могилу. Когда же она переселилась в вечность,
хотели положить ее тело под храмом, как храмосозидательницу, но
этого дозволено не было. И похоронили ее в том самом, ею указанном
месте.
Руками старицы был ископан колодезь, вода которого, по верованию
местных жителей, обладает чудодейственной целебной силой. После
кратковременной болезни преподобная Дария окончила свои земные
подвиги на 85-м году жизни 28 июля 1858 года.
|