РУССКИЙ БОГОСЛОВ С НЕМЕЦКОЙ ФАМИЛИЕЙ.
Когда Александр Дворкин был гостем нашей семинарии,
студенты попросили его рассказать о своем учителе и духовнике,
замечательном православном богослове XX века протопресвитере Александре
Шмемане. Отец Александр стал по сути основателем новой церковной науки -
литургического богословия. Сегодня его книги являются фундаментом для
всех последующих исследователей истории и смысла православного
богослужения. Наш материал о личности отца Александра, его жизни и
христианской кончине глазами ученика и духовного сына.
Отец Александр Шмеман происходит по отцу из балтийских немцев, а по
матери из старинной русской семьи Шишковых. Несмотря на фамилию, это
была совершенно русская семья, о. Александр немецкого языка не знал и
любил иронизировать над немцами. После революции семья Шмеманов
оказалась в эмиграции, в Эстонии. Там о. Александр родился и был крещен
в Александро-Невском соборе в Таллинне. Когда он был совсем маленьким,
его семья переехала в Париж. О. Александр учился в кадетском корпусе
для русских детей и военная выправка сохранилась у него до последних
дней жизни. Семья была очень церковная, он с детства рос при церкви, и
начал прислуживать в Александро-Невском соборе еще во время учебы в
кадетском корпусе. Рассказывали, что в детстве о. Александр Шмеман
обладал совершенно неуемной энергией. Он выходил с матерью из церкви
на Страстной седмице, когда службы очень длинные, и должен был
несколько раз обежать вокруг храма, чтобы сжечь свою энергию, и только
после этого уже чинно шел домой.
Потом о. Александр учился в Свято-Сергиевском институте в Париже. Тогда
об этой школе шла слава, там преподавал о.Сергий Булгаков (поклонником
его о. Александр никогда не был, не разделял его софиологических
настроений, хотя уважал его как человека и как священника),
архимандрит Киприан (Керн), А.В. Карташёв, о. Георгий Флоровский и
многие другие наши замечательные богословы. Закончив
Свято-Сергиевский институт, о. Александр Шмеман остался там
преподавать церковную историю.
Потом он предпринял очень смелый шаг - поехал в Америку, видя, что
будущее Православия за границей там, потому что парижская община, по
мере того, как замечательное эмигрантское поколение старело, все более
и более замыкалась на своей русскости и не стала миссионерской. В
Америку его пригласил о. Георгий Флоровский для распространения
Православия, которое было начато больше двухсот лет назад
миссионерами с Аляски. И о. Александр поехал в Америку в
Свято-Владимирскую семинарию, которая с приездом о. Георгия Флоровского
и о. Александра приобрела новую жизнь. Потом он вернулся и защитил в
Париже свою докторскую диссертацию "Введение в литургическое
богословие". Это основная книга о. Александра Шмемана, все остальные
книги - лишь более популярное, более проповедническое развитие тех
идей, которые заложены в этой работе. Главная ее идея была в том, что
мы должны правильно понимать смысл богослужения, понимать, что главное,
что второстепенное, что более древнее, что более позднее. Это
различение Предания от преданий. Позже о. Александр Шмеман возглавил
Свято-Владимирскую академию, и до своей смерти в 1983 году он был ее
деканом. Он тяготился своей административной должностью, так как хотел
писать, проповедовать, но нес это как крест как послушание Церкви.
О. Александр не был, как сейчас приходится слышать, реформатором. Он
не был им вовсе. При том, что он вел полемику достаточно жестко и
достаточно хлестко, в нем уживалось два плана его бытия. О. Александр
вырос среди популярного русского благочестия, он мог с ним спорить, не
принимать, говорить, что богослужение воспринимается неправильно, но
это была часть его души. Он был гармоничной и цельной личностью,
главное к чему он постоянно призывал и чему учил - воспринимать все
правильно, различать подлинное предание.
Очень многие люди говорили, что они с о. Александром близки, что они его
близкие друзья. Это, конечно, не так, но я их понимаю. У о. Александра
был удивительный дар, он умел поговорить с человеком так, чтобы тот
почувствовал, что он как никто близок о. Александру. Во многом это было
воспитание, но о. Александр был действительно искренне заинтересован в
каждом человеке. С каждым человеком он разговаривал, как с особым, как
с посланным ему Богом.
Но самый главный урок, который он преподнес мне и многим людям - это
урок, который он преподнес своей смертью. Так получилось что за год до
смерти, когда о. Александр еще не знал, что он болен, он читал курс
"Литургия смерти" о православных богослужениях, связанных с погребением,
с отпеванием, и в ходе этого курса о. Александр рассказал, какой бы
идеальной смертью он хотел умереть. Человек должен знать, что он
умирает, должен приготовиться к смерти, должен понимать, что происходит
очень серьезное, очень важное таинство смерти. О. Александр говорил о
том, что смерть, конечно же, должна быть дома, в окружении родных, в
окружении тех предметов, которые он любил. И все близкие должны
осознавать, что происходит, помогать человеку совершить этот последний
шаг. Должен присутствовать, конечно, и священник, и есть специальный
канон при разлучении души от тела. И смерть о. Александра так и
произошла. Он заболел, и когда обнаружилось, что у него рак, лечить
его было уже поздно. Тем не менее его лечили, он жил почти год после
этого, чувствовал себя, конечно, очень плохо, слабел, дописывал свою
книгу "Евхаристия", ходил и говорил: "Только бы мне ее дописать", - и
за две недели до смерти пришел и сказал: "Книгу я дописал". В ходе этой
болезни все что в нём было мирского, несвятого сгорало, и в конце жизни
осталась только такая лучезарная детскость. Было удивительно, как этот
властный человек иронизировал над собственной слабостью, как он радостно
и по-детски относился к своей болезни, не жалуясь на мучения, не
показывая вида, до последнего дня сохраняя свою воинскую осанку. Я
видел о. Александра за сутки до смерти, это было дома, там собрались
все его близкие и все были сосредоточены, все молились. Он был в своей
комнате, в белом подряснике, сидел на стуле, рядом сидела его супруга и
держала его за руку, а правой рукой он пытался перекреститься, хотя у
него уже не хватало сил. Таким я его и запомнил. Потом были три дня,
когда гроб с его телом стоял в храме, и после этих дней и этих похорон
осталось даже какое-то пасхальное ощущение.
|