Прощеное Воскресенье.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Святая Церковь, призывая нас простить друг
друга, перед началом Великого поста вспоминает изгнание нашего праотца
Адама из Рая. Песнопения всенощного бдения ярко изображают
неизгладимую печаль этого воспоминания. Наш праотец Адам, погруженный в
глубокую скорбь, сидит против дверей Рая и плачет. Ангел с огненным
мечем, как будто навсегда закрыл вход в него. Тот, кто вчера радостно и
блаженно ощущал всем своим существом несказанную жизнь в Раю, сегодня
лишается всего, повержен в глубокую печаль.
Почему Адам изгнан из Рая? Почему именно в это воскресенье, последнее
перед началом Великого поста вспоминается это событие? Адам изгнан из
блаженного жилища созерцания славы Божией, потому что лишился
Божественной благодати, которая, наполняя души наших прародителей,
делала их способными общаться с Богом, а общение с Господом приносит
человеку неописуемое блаженство. Благодать Божия жила в наших предках до
тех пор, пока они исполняли волю Божию. Как только они нарушили
Божественную заповедь о послушании, лишились благодати, остались сами
собой, увидели свою наготу и ничтожество, пустоту и неспособность
самим по себе к радости общения с Богом. Поэтому они изгоняются из Рая
сладости в землю, которая наиболее подходит образу их жизни, в землю
труда, болезней, печали и воздыхания. Прародители выдворяются для того,
чтобы, потрудившись в поте лица на земле, осознали свой грех
отступления от исполнения воли Божией, покаялись и уже тогда вновь
возвратились в обители Отца Небесного.
Каждый из нас - потомок Адама и Евы. От них мы получили зараженную
грехом природу, лишенную благодати Божией. И хотя в таинстве Крещения
нам возвращается утерянная благодать, мы своими грехами, своими
нарушениями воли Божией вновь и вновь лишаемся ее, а, следовательно,
подобно Адаму и Еве не можем испытывать блаженство и радость общения с
Богом. Таким образом, и мы находимся вне райских врат, изгоняемся из
Рая. Для того, чтобы нам возвратиться к Отцу Небесному, в Его жилище,
которое Он уготовал нам от сложения мира, нужно нам потрудиться в поте
лица, тщательно исполняя волю Божию, в посте и молитве возделывая
почву своей души и пронзенного грехом тела. Но чтобы этот подвиг был
успешным, он должен протекать в мире. Всякое делание христианина только
тогда приносит пользу, когда он трудится в мире со своими ближними, со
всеми людьми. Поэтому всякую молитву, которая является центральной
частью всех подвигов, мы призываем совершать в мире: "Миром Господу
помолимся..." По этой причине мы сегодня должны простить друг друга.
Что же значит простить и просить прощения? Простить - это спастись, в
некоторой степени избавиться от ада, ведь непрощение - обида, зло,
ненависть и даже мщение, а все вместе взятое - ад, ибо ад - состояние
души, погруженной в грех. Эти чувства омрачают сердце, они мучительны,
и тот, кто хранит в себе обиду, мучает прежде всего себя. Такой человек
находится в темнице, в которую был ввергнут неблагодарный должник, не
захотевший простить малого долга своему ближнему. В эту тюрьму попадает
тот, кто, по словам другой притчи Господней, не захотел примириться с
соперником своим. Он не выйдет оттуда, пока не отдаст последней
полушки. Темница, тюрьма - это мрачное состояние тех, кто не умеет
простить, а деньги, полушки - вся жизненная сила, которую, как вампир,
из жизни человека забирает его собственная злоба и непрощение.
Таким образом, прощение - необходимый акт сохранения себя от ада, тем
более если мы имеем обиду на кого-либо и не хотим простить его, то нам
нет места в Церкви, душа лишается милости Божией и получит ее только
тогда, когда сумеет простить.
Итак, чтобы нам возвратиться в землю радости, в землю воскресения и
вечности, которую мы утеряли вместе с прародителями через грех
непослушания, мы должны начать подвиг поста, воздержания и молитвы,
который можно совершать только в мире с ближними, только простив
каждого и получив прощение. Простите меня, грешнаго.
Аминь.
Протоиерей Василий Попов
|