главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


Прощеное Воскресенье.

Во имя Отца и Сына и Свято­го Духа!

Сегодня Святая Церковь, при­зывая нас простить друг друга, пе­ред началом Великого поста вспо­минает изгнание нашего праотца Адама из Рая. Песнопения все­нощного бдения ярко изобража­ют неизгладимую печаль этого воспоминания. Наш праотец Адам, погруженный в глубокую скорбь, сидит против дверей Рая и пла­чет. Ангел с огненным мечем, как будто навсегда закрыл вход в него. Тот, кто вчера радостно и блаженно ощущал всем своим су­ществом несказанную жизнь в Раю, сегодня лишается всего, по­вержен в глубокую печаль.

Почему Адам изгнан из Рая? Почему именно в это воскресенье, последнее перед началом Великого поста вспомина­ется это событие? Адам изгнан из блаженного жи­лища созерцания славы Божией, потому что ли­шился Божественной бла­годати, которая, наполняя души наших прародите­лей, делала их способны­ми общаться с Богом, а об­щение с Господом прино­сит человеку неописуемое блаженство. Благодать Божия жила в наших предках до тех пор, пока они исполняли волю Божию. Как только они на­рушили Божественную заповедь о послушании, лишились благо­дати, остались сами собой, увиде­ли свою наготу и ничтожество, пу­стоту и неспособность самим по себе к радости общения с Богом. Поэтому они изгоняются из Рая сладости в землю, которая наибо­лее подходит образу их жизни, в землю труда, болезней, печали и воздыхания. Прародители выдво­ряются для того, чтобы, потрудив­шись в поте лица на земле, осоз­нали свой грех отступления от ис­полнения воли Божией, покаялись и уже тогда вновь возвратились в обители Отца Небесного.

Каждый из нас - потомок Ада­ма и Евы. От них мы получили зараженную грехом природу, ли­шенную благодати Божией. И хотя в таинстве Крещения нам возвращается утерянная благо­дать, мы своими грехами, своими нарушениями воли Божией вновь и вновь лишаемся ее, а, следова­тельно, подобно Адаму и Еве не можем испытывать блаженство и радость общения с Богом. Таким образом, и мы находимся вне рай­ских врат, изгоняемся из Рая. Для того, чтобы нам возвратиться к Отцу Небесному, в Его жилище, которое Он уготовал нам от сло­жения мира, нужно нам потру­диться в поте лица, тщательно ис­полняя волю Божию, в посте и мо­литве возделывая почву своей души и пронзенного грехом тела. Но чтобы этот подвиг был успеш­ным, он должен протекать в мире. Всякое делание христианина только тогда приносит пользу, ког­да он трудится в мире со своими ближними, со всеми людьми. По­этому всякую молитву, которая яв­ляется центральной частью всех подвигов, мы призываем совер­шать в мире: "Миром Господу по­молимся..." По этой причине мы сегодня должны простить друг друга.

Что же значит простить и про­сить прощения? Простить - это спастись, в некоторой степени из­бавиться от ада, ведь непроще­ние - обида, зло, ненависть и даже мщение, а все вместе взятое - ад, ибо ад - состояние души, погру­женной в грех. Эти чувства омрачают сердце, они мучительны, и тот, кто хранит в себе обиду, мучает прежде всего себя. Такой человек находится в темнице, в которую был ввергнут неблаго­дарный должник, не захотевший простить малого долга своему ближнему. В эту тюрьму попа­дает тот, кто, по словам другой притчи Господней, не захотел примириться с соперником сво­им. Он не выйдет оттуда, пока не отдаст последней полушки. Темница, тюрьма - это мрачное состояние тех, кто не умеет про­стить, а деньги, полушки - вся жизненная сила, которую, как вампир, из жизни человека заби­рает его собственная злоба и не­прощение.
Таким образом, прощение - не­обходимый акт сохранения себя от ада, тем более если мы имеем обиду на кого-либо и не хотим простить его, то нам нет места в Церкви, душа лишается милости Божией и получит ее только тог­да, когда сумеет простить.
Итак, чтобы нам возвратиться в землю радости, в землю воскре­сения и вечности, которую мы уте­ряли вместе с прародителями че­рез грех непослушания, мы долж­ны начать подвиг поста, воздер­жания и молитвы, который мож­но совершать только в мире с ближними, только простив каж­дого и получив прощение. Про­стите меня, грешнаго.

Аминь.

Протоиерей Василий Попов
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии