главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


КАК МОЖНО ИСПРАВЛЯТЬ ЧУЖИЕ ОШИБКИ

Беседа старца Силуана с архимандритом-миссионером и совет математика Дьердя Пойа

Рассказ о встрече преподобного Си­луана с архимандритом-миссионером - одно из самых известных мест книги архимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан".

"Старец спросил его, как он пропо­ведует. Архимандрит (...) отвечал: "Я им говорю: ваша вера - блуд; у вас все извращено, все неверно, и нет вам спа­сения, если не покаетесь ". Старец выс­лушал это и спросил: "А скажите, отец архимандрит, веруют ли они в Господа Иисуса Христа, что Он Истинный Бог?" - "Это-то они веру­ют". - "А Божию Матерь чтут они?" - "Чтут, но они неправильно учат о Ней". "И святых почитают?" - "Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церк­ви, какие могут быть у них святые?" - "Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли Слово Божие?" - "Да, есть у них и церкви, и службы, но по­смотрели бы вы, что это за службы после наших, ка­кой холод и бездушие". - "Так вот, отец архиманд­рит, душа их знает, что они хорошо де­лают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и святых, что при­зывают их в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера - блуд, то они вас не послушают... Но вот если вы будете говорить народу, что хоро­шо они делают, что веруют в Бога; хо­рошо делают, почитая Божию Матерь и святых, хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома мо­лятся, что читают слово Божие и про­чее, но в том-то у них есть ошибка и что ее надо исправить, и тогда все бу­дет хорошо; и Господь будет радовать­ся о них, и так все мы спасемся милос­тью Божией... Бог есть Любовь, а по­тому и проповедь всегда должна исхо­дить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слу­шает; а если порицать, то душа народа не послушает Вас и не будет пользы".

А вот еще один отрывок. "Учащий­ся показывает мне длинное рассужде­ние. Взглянув на последнюю его стро­ку, я вижу, что вычисление неверно; од­нако я не тороплюсь сообщить об этом ученику. Я предпочитаю "пройтись" по всему вычислению, строка за строкой: "Начали Вы хорошо, ваша первая вык­ладка верна. Следующая - тоже; Вы сделали то-то и то-то. И следующая строчка также не содержит ошибок. Так, так, а что Вы думаете об этой строч­ке?" Ошибка коренится именно в этой строке, и если учащийся обнаружит это сам, у него есть шанс чему-то научить­ся. Если же я сразу скажу: "Это не­верно", то ученик может обидеться и перестанет слушать меня. А если я по­зволю себе слишком часто говорить: "Это неверно", то учащийся вознена­видит меня - и все мои дальнейшие уси­лия, касающиеся именно этого учени­ка, пропадут даром. Дорогой коллега учитель! Избегайте слов "Вы ошиб­лись". Говорите вместо них: "В общем, Вы правы, но..." Поверьте мне - это не лицемерие, а всего лишь человечность". Этот фрагмент, безусловно, похож на приведенный выше. Он взят из кни­ги "Математическое открытие", автор которой Дьердь Пойа известен как ученый-математик, как педагог, кроме этого - как автор прекрасных глубо­ких работ о процессе математического творчества. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения Пойа.

Перед миссионером, к которому об­ращается преподобный Силуан, и пре­подавателем, которого имеет в виду Д. Пойа, стоит одна и та же задача - ис­править чужую ошибку. Но почему и Силуан, и Дьердь Пойа советуют на­чать разговор с тем, кто неправ, со слова "хорошо"? Почему нельзя сразу ска­зать "Ваша вера - блуд"? Мы никак не можем заподозрить пре­подобного Силуана в неком карнегианстве; я ут­верждаю, что и Пойа не имел в виду ничего похо­жего на методологию ус­пеха. На мой взгляд, дело и не только в уважении к собеседнику и нежелании оскорбить его.

Старец Силуан сказал: "Душа их знает, что они хорошо делают". Об этом почему-то сплошь и рядом забывают подумать право­славные, говоря об инославных , а преподаватели - об учениках и студентах. Если чело­век хоть что-то сделал правильно, он в силу этого прикоснулся к истине и имеет в этом внутреннее удостовере­ние. Мы можем представить себе, что ученик или студент решал примеры и не получил ни одного правильного результата, даже в промежуточных вычислениях. Такие работы встречают­ся... Но и в этом случае опыт, приоб­ретенный учащимся, не является абсо­лютно ложным, если только он трудил­ся честно.

Святитель Леонтий Ростовский, ког­да язычники, рассерженные тем, что он разрушал веру их, пришли его убить, похвалил их за ревность о своей вере: "За это я вас люблю, и молюсь за вас Богу, чтобы Он скорее просветил вас светом истинной веры". Честное отно­шение к своей вере, а стало быть, и к своему делу, само по себе ценно пред Богом. Человек никак не приобщает­ся к истине, только если он врет. Мы творим великую неправду, когда оскор­бляем опыт истины в других.

Церковь встречается и, должно быть, будет чаще встречаться со светским об­разованием - средним и высшим, хотя бы на бытовом уровне, хотя бы на уров­не личных встреч и разговоров. Как Церковь может помочь образованию? Возможно, мы увидим попытки учить химию по Псалтири. Это, безусловно, не эффективный подход. Им был не­доволен еще Ломоносов.

Но Церковь может поделиться сво­им опытом отношения к миру, подхо­дами к познанию того, что есть в мире, - и опытом общения. Это пригодится высшей школе и просто школе - пото­му что образование основано на обще­нии учителя с учеником, и в общении ученые делают науку. Приведенный отрывок из книги Пойа свидетельству­ет о том, что подобные христианские принципы могут быть услышаны (сре­ди людей образования найдутся такие, кто захочет слушать) - и восприняты. Эти принципы лишь надо суметь вы­ражать на понятном языке. И не по­вторять ошибку архимандрита-миссионера.

С.Л.Царев
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии