КАК МОЖНО ИСПРАВЛЯТЬ ЧУЖИЕ ОШИБКИ
Беседа старца Силуана с архимандритом-миссионером и
совет математика Дьердя Пойа
Рассказ о встрече преподобного Силуана с
архимандритом-миссионером - одно из самых известных мест книги
архимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан".
"Старец спросил его, как он проповедует. Архимандрит (...) отвечал: "Я
им говорю: ваша вера - блуд; у вас все извращено, все неверно, и нет вам
спасения, если не покаетесь ". Старец выслушал это и спросил: "А
скажите, отец архимандрит, веруют ли они в Господа Иисуса Христа, что Он
Истинный Бог?" - "Это-то они веруют". - "А Божию Матерь чтут они?" - "Чтут,
но они неправильно учат о Ней". "И святых почитают?" - "Да, почитают, но
с тех пор, как они отпали от Церкви, какие могут быть у них святые?" -
"Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли Слово Божие?" - "Да,
есть у них и церкви, и службы, но посмотрели бы вы, что это за службы
после наших, какой холод и бездушие". - "Так вот, отец архимандрит,
душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что
чтут Божию Матерь и святых, что призывают их в молитвах, так что когда
вы говорите им, что их вера - блуд, то они вас не послушают... Но вот
если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в
Бога; хорошо делают, почитая Божию Матерь и святых, хорошо делают, что
ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают слово Божие
и прочее, но в том-то у них есть ошибка и что ее надо исправить, и
тогда все будет хорошо; и Господь будет радоваться о них, и так все мы
спасемся милостью Божией... Бог есть Любовь, а потому и проповедь
всегда должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто
проповедует, и тому, кто слушает; а если порицать, то душа народа не
послушает Вас и не будет пользы".
А вот еще один отрывок. "Учащийся показывает мне длинное рассуждение.
Взглянув на последнюю его строку, я вижу, что вычисление неверно;
однако я не тороплюсь сообщить об этом ученику. Я предпочитаю
"пройтись" по всему вычислению, строка за строкой: "Начали Вы хорошо,
ваша первая выкладка верна. Следующая - тоже; Вы сделали то-то и то-то.
И следующая строчка также не содержит ошибок. Так, так, а что Вы думаете
об этой строчке?" Ошибка коренится именно в этой строке, и если
учащийся обнаружит это сам, у него есть шанс чему-то научиться. Если же
я сразу скажу: "Это неверно", то ученик может обидеться и перестанет
слушать меня. А если я позволю себе слишком часто говорить: "Это
неверно", то учащийся возненавидит меня - и все мои дальнейшие усилия,
касающиеся именно этого ученика, пропадут даром. Дорогой коллега
учитель! Избегайте слов "Вы ошиблись". Говорите вместо них: "В общем,
Вы правы, но..." Поверьте мне - это не лицемерие, а всего лишь
человечность". Этот фрагмент, безусловно, похож на приведенный выше. Он
взят из книги "Математическое открытие", автор которой Дьердь Пойа
известен как ученый-математик, как педагог, кроме этого - как автор
прекрасных глубоких работ о процессе математического творчества. В этом
году исполнилось 120 лет со дня рождения Пойа.
Перед миссионером, к которому обращается преподобный Силуан, и
преподавателем, которого имеет в виду Д. Пойа, стоит одна и та же
задача - исправить чужую ошибку. Но почему и Силуан, и Дьердь Пойа
советуют начать разговор с тем, кто неправ, со слова "хорошо"? Почему
нельзя сразу сказать "Ваша вера - блуд"? Мы никак не можем заподозрить
преподобного Силуана в неком карнегианстве; я утверждаю, что и Пойа не
имел в виду ничего похожего на методологию успеха. На мой взгляд, дело
и не только в уважении к собеседнику и нежелании оскорбить его.
Старец Силуан сказал: "Душа их знает, что они хорошо делают". Об этом
почему-то сплошь и рядом забывают подумать православные, говоря об
инославных , а преподаватели - об учениках и студентах. Если человек
хоть что-то сделал правильно, он в силу этого прикоснулся к истине и
имеет в этом внутреннее удостоверение. Мы можем представить себе, что
ученик или студент решал примеры и не получил ни одного правильного
результата, даже в промежуточных вычислениях. Такие работы
встречаются... Но и в этом случае опыт, приобретенный учащимся, не
является абсолютно ложным, если только он трудился честно.
Святитель Леонтий Ростовский, когда язычники, рассерженные тем, что он
разрушал веру их, пришли его убить, похвалил их за ревность о своей
вере: "За это я вас люблю, и молюсь за вас Богу, чтобы Он скорее
просветил вас светом истинной веры". Честное отношение к своей вере, а
стало быть, и к своему делу, само по себе ценно пред Богом. Человек
никак не приобщается к истине, только если он врет. Мы творим великую
неправду, когда оскорбляем опыт истины в других.
Церковь встречается и, должно быть, будет чаще встречаться со светским
образованием - средним и высшим, хотя бы на бытовом уровне, хотя бы на
уровне личных встреч и разговоров. Как Церковь может помочь
образованию? Возможно, мы увидим попытки учить химию по Псалтири. Это,
безусловно, не эффективный подход. Им был недоволен еще Ломоносов.
Но Церковь может поделиться своим опытом отношения к миру, подходами к
познанию того, что есть в мире, - и опытом общения. Это пригодится
высшей школе и просто школе - потому что образование основано на
общении учителя с учеником, и в общении ученые делают науку.
Приведенный отрывок из книги Пойа свидетельствует о том, что подобные
христианские принципы могут быть услышаны (среди людей образования
найдутся такие, кто захочет слушать) - и восприняты. Эти принципы лишь
надо суметь выражать на понятном языке. И не повторять ошибку
архимандрита-миссионера.
С.Л.Царев
|