главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"


СКОЛЬКО БЫЛО АДАМОВ?

В Москве 5-8 ноября прошла богословская конференция "Учение Церкви о человеке", в которой приняли участие вид­ные современные богословы и светские ученые-антропологи. Участники среди всего прочего отметили, что в наше время рас­пространилось множество заблуждений и суеверий о происхождении человека и его при­роде. Существуют эволюционистский, фрейдистский, и в особенности оккультный взгля­ды на этот предмет. Мы в будущем предполагаем познакомить наших читателей с наи­более интересными материалами конференции. Сегодня же мы поговорим об одном старом оккультном лжеучении о происхождении и природе человека, которое в после­днее время вновь оживилось и пытается проникнуть в сферу и науки, и богословия.

Речь идет о так называемом Адаме Кадмоне. Само название - еврейское, означает "Адам первоначальный", "че­ловек первоначальный". Это учение воз­никло в мистической традиции иудаиз­ма. Адам Кадмон означал некое абсо­лютное, духовное явление человеческой сущности до начала времен как перво­образ для всего остального духовного и материального мира и для обычного, эм­пирического человека. Представления об Адаме Кадмоне - это иудаистический вариант старого учения еретиков-гнос­тиков (II-III вв.) об антропосе.

Под антропосом гностики понимали некоего духовного первочеловека как божественное существо, прототип и ис­ток для всего мира и человека. Этот антропос соединял в себе мужскую и женскую сущность, т.е. был андрогином. Нередко гностики называли его "пер­вым Адамом" и считали верховным бо­гом. Из этого "первого Адама" в резуль­тате грехопадения образовался, якобы, обычный земной человек (просто "Адам"), разделенный на два пола. Те­перь "первый Адам" живет в каждом человеке как его "дух" или "внутренний человек" и ждет своего освобожде­ния из мрака материи и тела. Доктрину гностиков подхватили другие ереси, при­чем самого мрачного характера: манихеи, катары, богумилы. Ухватились за идею антропоса и иудейские мистики, со­здатели каббалы. Таковы истоки идеи "Адама Кадмона".

Учение об Адаме Кадмоне основано на превратном истолковании библейс­кой истории о сотворении человека в Книге Бытия (Быт. 1:26-28 и 2:5-24). Каббалисты увидели в этих текстах ука­зание на Адама, созданного из земли (Быт. 2:7) и Адама, сотворенного "по образу и подобию Божьему" (Быт. 1:27). Иногда это различие понимали как соединении в Адаме Кадмоне мужс­кого и женского начал.

Однако, позднее в иудаизме утвердилось толкование, приписываемое раввину Акиве (I-II вв. н.э.), согласно которому чело­век был сотворен не "по образу" Бога, но по образу Адама Кадмона. Другой извест­ный иудейский мудрец Филон Александ­рийский соединил это учение с учением фи­лософа Платона о вечных идеях и полу­чил некоего "небесного человека" как иде­альный образец для "земного человека".

Окончательное развитие и завершение миф об Адаме Кадмоне получил в пантеи­стической каббалистической мистике ХШ-XVII вв. Каббалисты толковали Адама Кадмона как необходимое соединительное звено, посредника между беспредельным Богом и ограниченным миром и челове­ком. В книге "Зогар" Моисея Леонского (XIII в.) говорилось: "образ человека зак­лючает в себе все миры горние и дольние", а в талмудическом трактате "Идра равва" добавлялось: образ этот избран "Святым Старцем" (т.е. Богом) для Себя Самого.

Символ и учение об Адаме Кадмоне было прочно воспринято и широко исполь­зовано в различных ветвях масонства, где его соотносили с символикой шестиконеч­ной звезды Давида, так называемого "Да­видова щита", обозначавшего взаимопро­никновение "горнего человека" и "доль­него человека".

Адам Кадмон - один из главных сим­волов алхимии и магии всякого рода. Ему приписывается вся полнота магического и оккультного знания и могущества. Ев­рейское сочинение X века "Разиель" го­ворит, что Адам Кадмон знал судьбу вся­кого человека, ибо мог читать книгу судеб, знал все языки мира. Мудрость и магия давала ему власть над всем миром и вся­ким человеком. Части его тела соответ­ствовали небесным светилам, т.е. всей все­ленной.

Как мы уже говорили, учение об Ада­ме Кадмоне и разделение человеческой природы на двух "Адамов" - "небесно­го" и "земного", возникло в итоге край­не превратного перетолкования Свя­щенного Писания, не соответствующе­го ни самому Откровению, ни церков­ному Преданию, ни учению Святых От­цов. Лжеучение опирается на различия двух повествований о сотворении чело­века в Книге Бытия. Действительно, на первый поверхностный взгляд, такие различия существенны. В первом тек­сте (Быт. 1:26-28) Писание говорит, что человек сотворен из ничего; что его при­рода едина; что Бог, как Премудрость, дает имя человеку; что одновременно и одинаково но образу и подобию Божию сотворены и мужчина и женщина; что человек сотворен как увенчание всего замысла Божьего о творении в после­дний день перед субботой Божествен­ного покоя; что человек благословля­ется Богом на владычество над всем творением.

В другом месте (Быт. 2:5-24) Писа­ние сообщает нечто иное: человек сотворяется из праха земного и дыхания жиз­ни; природа его двояка; человек настоль­ко мудр, что сам дает имена тварям; сна­чала творится человек для возделыва­ния земли, а потом уже растения и жи­вотные; женщина творится уже из муж­чины; человек получает благословение на возделывание и хранение рая. Эти различия и были истолкованы еретиками и каббалистами как явное указание на существование двух, прин­ципиально различных "Адамов" - "не­бесного" и "земного". Но как же пони­мает это различие сама Церковь и ее великие святые учители и Отцы? И по­чему христианин никак не может согла­ситься с гностиками, алхимиками, мага­ми и каббалистами в этом вопросе?

Ветхий Завет не может быть по­нят сам из себя. Истинный смысл Ветхого Завета раскрывается в Заве­те Новом. Это "золотое правило" тол­кования Писания, которое утвержда­ют Святые Отцы Церкви, должно быть использовано для толкования пове­ствования о сотворении человека.

Мнимое противоречие между дву­мя местами книги Бытия (Быт. 1:26-28 и 2:5-24) все Отцы-толкователи объясняли единогласно следующим образом: второй отрывок является более подробным раскрытием смыс­ла первого отрывка. Преп. Ефрем Сирин говорил об этом так: "Упомя­нув в начале второй главы о том, что было уже сказано, Моисей обширно излагает то, чего не было досказано". Никакого раздвоения природы сотво­ренного Адама на "духовную" и "пер-стную" часть Святые Отцы совершен­но не допускали. Да и как допустить чистую "духовность" человека в Быт. 1:26-29, если Бог дал человеку в пищу "всякую траву...и всякое дерево..." и заповедь "плодитесь и размножай­тесь"? Если духи едят и размножа­ются, то слоны - летают и поют.

Однако, и Писание, и Святые Отцы допускали существование двух Ада­мов, но их понимание ничего общего не имеет с иудейскими и оккультны­ми заблуждениями о человеке.

Под двумя Адамами Писание и Отцы по­нимают не рассеченную надвое при­роду первого человека, но две само­стоятельные и ценные личности - личность первою человека Адама и Личность Богочеловека Иисуса Хри­ста. Писание и Отцы единогласно при­знают, что есть "небесный", "духовный" Адам. Только это не какой-то мифи­ческий Адам Кадмон, но Сам Господь Иисус Христос. А "земным", "душев­ным" Адамом св. апостол Павел име­новал первого человека Адама (1 Кор. 15:45-49). Апостол ясно показывает противоположность земного и небес­ного Адамов (1 Кор. 6:16,15:21; Еф. 5:25-33). По его словам, всякий хрис­тианин располагается между ветхим Адамом и небесным Адамом, то есть между грехом, смертью, отпадением, непослушанием, свойственным нашей падшей человеческой природе со вре­мен первого Адама, и благодатью, сми­рением, умалением, бессмертием, веч­ной жизнью, которые принес нам "Но­вый Человек" (Еф. 4:22), Господь Иисус Христос. Потому христианин призван "совлечься" ветхого Адама и "облечься во Иисуса Христа" (Еф. 4:22; см. еще Кол. 3:9; Евр. 2:5-9).

Итак, если лжеучение об Адаме Кадмоне проводит границу между ду­ховным и телесным в человеке и тем самым разрывает его единую при­роду, то христианство границу прово­дит между единой духовно-теле­сной человеческой природой, обоженной во Христе, и грехом.

Лжеучение об Адаме Кадмоне рас­секает единое человеческое естество на две части: дух и тело, причем тело рассматривается как низшее, недостой­ное, презренное и греховное начало в человеке. Гнушение человеческим те­лом (ложный спиритуализм) всегда было отличительной чертой многочис­ленных ересей (докеты, гностики, манихеи, в наше время - иеговисты), а также всего язычества. Достойным, благим в человеке признавалось толь­ко дух или душа. Это утверждение явно идет в разрез с христианством.

Писание и все Отцы в противовес спиритуализму язычества и гностициз­ма, отстаивали единство души и тела в человеке. Во всей полноте человек создан "весьма хорошо". "Образ и по­добие" - это целый человек, и душа и тело сразу. Преп. Максим Исповед­ник писал: "тело и душа взаимно до­полняют друг друга и не способны су­ществовать порознь" (Амбигва 7). "Душа человека была создана вместе с телом, а не так,... будто сначала была создана душа, а потом тело" (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры 2,12). Пятый Все­ленский Собор (553 г.) определил: "Церковь, наученная божественными Писаниями, утверждает, что душа тво­рится вместе с телом, а не так, что одна прежде, а другое после...". То же го­ворили св. Ириней Лионский, св. Афа­насий Великий, св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, св. Иоанн Зла­тоуст, св. Кирилл Александрийский, блаж. Феодорит Киррский, блаж. Иероним Стридонский, блаж. Авгус­тин Иппонский и многие другие.

Писание и Отцы видят достоинство человека именно в единстве тела и души. Это единство и есть микрокосм - "малый мир, малая вселенная", соеди­няющая умный, духовный мир и те­лесный, чувственный. К каждому миру человек принадлежит по естеству своеммом и чувством. Оба мира в нем - в строгом единстве. Преп. Иоанн Да-маскин говорит: "Из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (душу)... Бог творит как бы второй мир, в малом великий. Постав­ляет на земле иного ангела, из разных пород составленного поклонника Богу - земного и небесного, времен­ного и бессмертного... Один и тот же дух и плоть..." (Точное изложение православной веры 2, 12).

Тело без души - не тело, а труп. Душа без тела - только душа, а не че­ловек. Тело и душа - две составные части человека и в любом выражает­ся весь человек. Святые Ириней Ли­онский, Григорий Нисский, Григорий Палама утверждали, что образ Божий заключен и в душе, и в теле человека, т.е. в целом человеке. "Тело не есть совершенный человек, ибо человек не есть только тело; душа не есть совер­шенный человек, ибо человек не есть только душа... Только соединение их составляет совершенного человека" (св. Ириней Лионский).

Церковь всегда высоко ценила факт телесности человека. Тело, по слову св. апостола Павла, есть благо. Не тело является источником греха в человеке, но его свободная воля - свой­ство духовное. Христианство всегда утверждало, что природа греха - ду­ховна, и что наше тело страдает от гре­хов, совершенных душой. Потому есть "грех против тела", который апостол Павел и именует словом "плоть". За­кон, смерть и грех поработили тело в итоге действий нашей души (Рим, 7:5). Но "тело же не для блуда, - го­ворит св. Апостол, - но для Господа, и Господь для тела" (1 Кор. 6:19). Наше тело посвящено Богу, "посему про­славляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Бо- жии" (1 Кор. 6:20). Более того, Апос­тол исповедует, что "тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа" (1 Кор. 6:19) и вся наша Святая Цер­ковь носит великое имя - Тело Хрис­тово. Такое превознесение тела чело­века стало возможно только потому, что оно, как и весь человек, искупле­но Христом, "Он же Спаситель тела" (Еф. 5:23). Через Воплощение Хри­стово вся человеческая природа спа­сается и после воскресения человек не лишится своего тела, но будет "со­влечено тело плоти", т.е. грех, конец которого смерть (Кол. 2:11). Чело­века же ждет в Царстве Божием "тело духовное" (1 Кор. 15:44), нетленное во образ небесного Адама (1 Кор. 15:49), "славное тело" (Флп. 3:21).

Многие Святые Отцы видели в теле человека великое благо, дающее ему преимущество и превосходство даже перед ангелами. "Слово стало плотью, дабы почтить плоть, равно и эту смертную плоть; следовательно, гордым духам не подобает считать себя, и не надлежит считаться, достой ными большей чести, нежели человек, как не следует им обожествлять себя в расчете на свою бестелестность и на свою внешнюю бессмертность" (св. Григорий Палама. Гомилия 16). Че­ловеческий образ более совершенный и богоподобный, чем ангельский, ибо дух ангелов не имеет творческой силы, так как не соединен с телом (Палама и преп. Симеон Новый Богослов). Апологет Татиан (II в.) говорил о пре­имуществах иметь тело для человека в сравнении с ангелами, ибо тело дает нам возможность покаяния и аскезы, тогда как согрешивший ангел остает­ся во зле навсегда, превратившись в беса. Преп. Антоний Великий, осно­ватель монашества, учил, что тело дает человеку возможность подвига, пере­несения искушений и испытаний, чего лишены духи. Тертуллиан называл тело "якорем спасения", "молочной се­строй души" и "невестой души", ибо оно уберегает человека от безмернос­ти греха, служит мощной сдерживаю­щей силой и средством спасения.

Гнушение телом человека, как чем-то низким и грязным, как это делают сторонники лжеучения об Адаме Кад­моне, противно самой сути христиан­ства. Если Сам Христос не возгну-шался принять нашу плоть, то какое возможно оправдание этому лжеуче­нию? Если во Христе обожено и тело, и душа человека, то к чему нам уче­ние, которое запрещает телу обожиться? Если величайшее Таинство, кото­рым стоит и держится вся Церковь и которым только мы и спасаемся, - Свя­тая Евхаристия, есть действительные Тело и Кровь Христовы, то чем наде­ются спасаться поклонники бестелес­ного и бескровного Кадмона? И, на­конец, если "образ Божий - это Сын, по подобию Которого создан человек" (св. Ириней Лионский), а первый со­творенный человек Адам есть "образ Грядущего" Христа (Рим. 5:12-21), то поклонники лжеучения отвергают са­мое Вочеловечение Сына Божия, рас­секая человеческое естество надвое, как мучители и палачи, ибо разделе­ние человеческого естества на дух и тело свойственно смерти, но не жиз­ни, и тем более, не Жизни Вечной?

Что еще надо добавлять о богоубийцах и поклонниках смерти - сто­ронниках невинного, на первый взгляд, лжеучения об Адаме Кадмоне?


М.А. Прасолов
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии