СКОЛЬКО БЫЛО АДАМОВ?
В Москве 5-8 ноября прошла
богословская конференция "Учение Церкви о человеке", в которой приняли
участие видные современные богословы и светские ученые-антропологи.
Участники среди всего прочего отметили, что в наше время
распространилось множество заблуждений и суеверий о происхождении
человека и его природе. Существуют эволюционистский, фрейдистский, и в
особенности оккультный взгляды на этот предмет. Мы в будущем
предполагаем познакомить наших читателей с наиболее интересными
материалами конференции. Сегодня же мы поговорим об одном старом
оккультном лжеучении о происхождении и природе человека, которое в
последнее время вновь оживилось и пытается проникнуть в сферу и науки,
и богословия.
Речь идет о так называемом Адаме Кадмоне. Само название - еврейское,
означает "Адам первоначальный", "человек первоначальный". Это учение
возникло в мистической традиции иудаизма. Адам Кадмон означал некое
абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала времен как
первообраз для всего остального духовного и материального мира и для
обычного, эмпирического человека. Представления об Адаме Кадмоне - это
иудаистический вариант старого учения еретиков-гностиков (II-III вв.)
об антропосе.
Под антропосом гностики понимали некоего духовного первочеловека как
божественное существо, прототип и исток для всего мира и человека. Этот
антропос соединял в себе мужскую и женскую сущность, т.е. был андрогином.
Нередко гностики называли его "первым Адамом" и считали верховным
богом. Из этого "первого Адама" в результате грехопадения образовался,
якобы, обычный земной человек (просто "Адам"), разделенный на два пола.
Теперь "первый Адам" живет в каждом человеке как его "дух" или
"внутренний человек" и ждет своего освобождения из мрака материи и
тела. Доктрину гностиков подхватили другие ереси, причем самого
мрачного характера: манихеи, катары, богумилы. Ухватились за идею
антропоса и иудейские мистики, создатели каббалы. Таковы истоки идеи
"Адама Кадмона".
Учение об Адаме Кадмоне основано на превратном истолковании библейской
истории о сотворении человека в Книге Бытия (Быт. 1:26-28 и 2:5-24).
Каббалисты увидели в этих текстах указание на Адама, созданного из
земли (Быт. 2:7) и Адама, сотворенного "по образу и подобию Божьему"
(Быт. 1:27). Иногда это различие понимали как соединении в Адаме Кадмоне
мужского и женского начал.
Однако, позднее в иудаизме утвердилось толкование, приписываемое раввину
Акиве (I-II вв. н.э.), согласно которому человек был сотворен не "по
образу" Бога, но по образу Адама Кадмона. Другой известный иудейский
мудрец Филон Александрийский соединил это учение с учением философа
Платона о вечных идеях и получил некоего "небесного человека" как
идеальный образец для "земного человека".
Окончательное развитие и завершение миф об Адаме Кадмоне получил в
пантеистической каббалистической мистике ХШ-XVII вв. Каббалисты
толковали Адама Кадмона как необходимое соединительное звено, посредника
между беспредельным Богом и ограниченным миром и человеком. В книге "Зогар"
Моисея Леонского (XIII в.) говорилось: "образ человека заключает в себе
все миры горние и дольние", а в талмудическом трактате "Идра равва"
добавлялось: образ этот избран "Святым Старцем" (т.е. Богом) для Себя
Самого.
Символ и учение об Адаме Кадмоне было прочно воспринято и широко
использовано в различных ветвях масонства, где его соотносили с
символикой шестиконечной звезды Давида, так называемого "Давидова
щита", обозначавшего взаимопроникновение "горнего человека" и
"дольнего человека".
Адам Кадмон - один из главных символов алхимии и магии всякого рода.
Ему приписывается вся полнота магического и оккультного знания и
могущества. Еврейское сочинение X века "Разиель" говорит, что Адам
Кадмон знал судьбу всякого человека, ибо мог читать книгу судеб, знал
все языки мира. Мудрость и магия давала ему власть над всем миром и
всяким человеком. Части его тела соответствовали небесным светилам,
т.е. всей вселенной.
Как мы уже говорили, учение об Адаме Кадмоне и разделение человеческой
природы на двух "Адамов" - "небесного" и "земного", возникло в итоге
крайне превратного перетолкования Священного Писания, не
соответствующего ни самому Откровению, ни церковному Преданию, ни
учению Святых Отцов. Лжеучение опирается на различия двух повествований
о сотворении человека в Книге Бытия. Действительно, на первый
поверхностный взгляд, такие различия существенны. В первом тексте (Быт.
1:26-28) Писание говорит, что человек сотворен из ничего; что его
природа едина; что Бог, как Премудрость, дает имя человеку; что
одновременно и одинаково но образу и подобию Божию сотворены и мужчина и
женщина; что человек сотворен как увенчание всего замысла Божьего о
творении в последний день перед субботой Божественного покоя; что
человек благословляется Богом на владычество над всем творением.
В другом месте (Быт. 2:5-24) Писание сообщает нечто иное: человек
сотворяется из праха земного и дыхания жизни; природа его двояка;
человек настолько мудр, что сам дает имена тварям; сначала творится
человек для возделывания земли, а потом уже растения и животные;
женщина творится уже из мужчины; человек получает благословение на
возделывание и хранение рая. Эти различия и были истолкованы еретиками и
каббалистами как явное указание на существование двух, принципиально
различных "Адамов" - "небесного" и "земного". Но как же понимает это
различие сама Церковь и ее великие святые учители и Отцы? И почему
христианин никак не может согласиться с гностиками, алхимиками, магами
и каббалистами в этом вопросе?
Ветхий Завет не может быть понят сам из себя. Истинный смысл Ветхого
Завета раскрывается в Завете Новом. Это "золотое правило" толкования
Писания, которое утверждают Святые Отцы Церкви, должно быть
использовано для толкования повествования о сотворении человека.
Мнимое противоречие между двумя местами книги Бытия (Быт. 1:26-28 и
2:5-24) все Отцы-толкователи объясняли единогласно следующим образом:
второй отрывок является более подробным раскрытием смысла первого
отрывка. Преп. Ефрем Сирин говорил об этом так: "Упомянув в начале
второй главы о том, что было уже сказано, Моисей обширно излагает то,
чего не было досказано". Никакого раздвоения природы сотворенного Адама
на "духовную" и "пер-стную" часть Святые Отцы совершенно не допускали.
Да и как допустить чистую "духовность" человека в Быт. 1:26-29, если Бог
дал человеку в пищу "всякую траву...и всякое дерево..." и заповедь
"плодитесь и размножайтесь"? Если духи едят и размножаются, то слоны -
летают и поют.
Однако, и Писание, и Святые Отцы допускали существование двух Адамов,
но их понимание ничего общего не имеет с иудейскими и оккультными
заблуждениями о человеке.
Под двумя Адамами Писание и Отцы понимают не рассеченную надвое
природу первого человека, но две самостоятельные и ценные личности -
личность первою человека Адама и Личность Богочеловека Иисуса Христа.
Писание и Отцы единогласно признают, что есть "небесный", "духовный"
Адам. Только это не какой-то мифический Адам Кадмон, но Сам Господь
Иисус Христос. А "земным", "душевным" Адамом св. апостол Павел
именовал первого человека Адама (1 Кор. 15:45-49). Апостол ясно
показывает противоположность земного и небесного Адамов (1 Кор.
6:16,15:21; Еф. 5:25-33). По его словам, всякий христианин
располагается между ветхим Адамом и небесным Адамом, то есть между
грехом, смертью, отпадением, непослушанием, свойственным нашей падшей
человеческой природе со времен первого Адама, и благодатью, смирением,
умалением, бессмертием, вечной жизнью, которые принес нам "Новый
Человек" (Еф. 4:22), Господь Иисус Христос. Потому христианин призван
"совлечься" ветхого Адама и "облечься во Иисуса Христа" (Еф. 4:22; см.
еще Кол. 3:9; Евр. 2:5-9).
Итак, если лжеучение об Адаме Кадмоне проводит границу между духовным и
телесным в человеке и тем самым разрывает его единую природу, то
христианство границу проводит между единой духовно-телесной
человеческой природой, обоженной во Христе, и грехом.
Лжеучение об Адаме Кадмоне рассекает единое человеческое естество на
две части: дух и тело, причем тело рассматривается как низшее,
недостойное, презренное и греховное начало в человеке. Гнушение
человеческим телом (ложный спиритуализм) всегда было отличительной
чертой многочисленных ересей (докеты, гностики, манихеи, в наше время -
иеговисты), а также всего язычества. Достойным, благим в человеке
признавалось только дух или душа. Это утверждение явно идет в разрез с
христианством.
Писание и все Отцы в противовес спиритуализму язычества и гностицизма,
отстаивали единство души и тела в человеке. Во всей полноте человек
создан "весьма хорошо". "Образ и подобие" - это целый человек, и душа и
тело сразу. Преп. Максим Исповедник писал: "тело и душа взаимно
дополняют друг друга и не способны существовать порознь" (Амбигва 7).
"Душа человека была создана вместе с телом, а не так,... будто сначала
была создана душа, а потом тело" (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение
православной веры 2,12). Пятый Вселенский Собор (553 г.) определил:
"Церковь, наученная божественными Писаниями, утверждает, что душа
творится вместе с телом, а не так, что одна прежде, а другое после...".
То же говорили св. Ириней Лионский, св. Афанасий Великий, св. Василий
Великий, св. Григорий Нисский, св. Иоанн Златоуст, св. Кирилл
Александрийский, блаж. Феодорит Киррский, блаж. Иероним Стридонский,
блаж. Августин Иппонский и многие другие.
Писание и Отцы видят достоинство человека именно в единстве тела и души.
Это единство и есть микрокосм - "малый мир, малая вселенная",
соединяющая умный, духовный мир и телесный, чувственный. К каждому
миру человек принадлежит по естеству своеммом и чувством. Оба мира в нем
- в строгом единстве. Преп. Иоанн Да-маскин говорит: "Из сотворенного
уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (душу)... Бог творит как
бы второй мир, в малом великий. Поставляет на земле иного ангела, из
разных пород составленного поклонника Богу - земного и небесного,
временного и бессмертного... Один и тот же дух и плоть..." (Точное
изложение православной веры 2, 12).
Тело без души - не тело, а труп. Душа без тела - только душа, а не
человек. Тело и душа - две составные части человека и в любом
выражается весь человек. Святые Ириней Лионский, Григорий Нисский,
Григорий Палама утверждали, что образ Божий заключен и в душе, и в теле
человека, т.е. в целом человеке. "Тело не есть совершенный человек, ибо
человек не есть только тело; душа не есть совершенный человек, ибо
человек не есть только душа... Только соединение их составляет
совершенного человека" (св. Ириней Лионский).
Церковь всегда высоко ценила факт телесности человека. Тело, по слову
св. апостола Павла, есть благо. Не тело является источником греха в
человеке, но его свободная воля - свойство духовное. Христианство
всегда утверждало, что природа греха - духовна, и что наше тело
страдает от грехов, совершенных душой. Потому есть "грех против тела",
который апостол Павел и именует словом "плоть". Закон, смерть и грех
поработили тело в итоге действий нашей души (Рим, 7:5). Но "тело же не
для блуда, - говорит св. Апостол, - но для Господа, и Господь для тела"
(1 Кор. 6:19). Наше тело посвящено Богу, "посему прославляйте Бога и в
телах ваших и в душах ваших, которые суть Бо- жии" (1 Кор. 6:20). Более
того, Апостол исповедует, что "тела ваши суть храм живущего в вас
Святого Духа" (1 Кор. 6:19) и вся наша Святая Церковь носит великое имя
- Тело Христово. Такое превознесение тела человека стало возможно
только потому, что оно, как и весь человек, искуплено Христом, "Он же
Спаситель тела" (Еф. 5:23). Через Воплощение Христово вся человеческая
природа спасается и после воскресения человек не лишится своего тела,
но будет "совлечено тело плоти", т.е. грех, конец которого смерть (Кол.
2:11). Человека же ждет в Царстве Божием "тело духовное" (1 Кор.
15:44), нетленное во образ небесного Адама (1 Кор. 15:49), "славное
тело" (Флп. 3:21).
Многие Святые Отцы видели в теле человека великое благо, дающее ему
преимущество и превосходство даже перед ангелами. "Слово стало плотью,
дабы почтить плоть, равно и эту смертную плоть; следовательно, гордым
духам не подобает считать себя, и не надлежит считаться, достой ными
большей чести, нежели человек, как не следует им обожествлять себя в
расчете на свою бестелестность и на свою внешнюю бессмертность" (св.
Григорий Палама. Гомилия 16). Человеческий образ более совершенный и
богоподобный, чем ангельский, ибо дух ангелов не имеет творческой силы,
так как не соединен с телом (Палама и преп. Симеон Новый Богослов).
Апологет Татиан (II в.) говорил о преимуществах иметь тело для человека
в сравнении с ангелами, ибо тело дает нам возможность покаяния и аскезы,
тогда как согрешивший ангел остается во зле навсегда, превратившись в
беса. Преп. Антоний Великий, основатель монашества, учил, что тело дает
человеку возможность подвига, перенесения искушений и испытаний, чего
лишены духи. Тертуллиан называл тело "якорем спасения", "молочной
сестрой души" и "невестой души", ибо оно уберегает человека от
безмерности греха, служит мощной сдерживающей силой и средством
спасения.
Гнушение телом человека, как чем-то низким и грязным, как это делают
сторонники лжеучения об Адаме Кадмоне, противно самой сути
христианства. Если Сам Христос не возгну-шался принять нашу плоть, то
какое возможно оправдание этому лжеучению? Если во Христе обожено и
тело, и душа человека, то к чему нам учение, которое запрещает телу
обожиться? Если величайшее Таинство, которым стоит и держится вся
Церковь и которым только мы и спасаемся, - Святая Евхаристия, есть
действительные Тело и Кровь Христовы, то чем надеются спасаться
поклонники бестелесного и бескровного Кадмона? И, наконец, если "образ
Божий - это Сын, по подобию Которого создан человек" (св. Ириней
Лионский), а первый сотворенный человек Адам есть "образ Грядущего"
Христа (Рим. 5:12-21), то поклонники лжеучения отвергают самое
Вочеловечение Сына Божия, рассекая человеческое естество надвое, как
мучители и палачи, ибо разделение человеческого естества на дух и тело
свойственно смерти, но не жизни, и тем более, не Жизни Вечной?
Что еще надо добавлять о богоубийцах и поклонниках смерти - сторонниках
невинного, на первый взгляд, лжеучения об Адаме Кадмоне?
М.А. Прасолов
|