КОЛЛИВАДЫ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К СВЯТЫМ ОТЦАМ
Все православные знают книгу "Добротолюбие"
(по-гречески она называется "Филокалия"). Для многих "Добротолюбие" -
учебник истинной жизни, подчас заменяющий духовного отца. Но немногие
могут сказать, особенно у нас в России, кому мы навеки обязаны этим
воплощенным в слове Преданием Отцов Церкви.
С переходом в XIV в. большей части Византийского государства под
турецкое господство, значительно ускорился упадок во многих областях
духовной и культурной жизни византийцев. Монашество, давшее жизнь
стольким шедеврам богословской мысли и церковного искусства,
постепенно отходило от идеалов молитвенного подвига исихастов. С сер.
XV в. в Византии трудно найти богослова, уровень которого был бы
сопоставим с уровнем св. Григория Паламы (1296-1359) или св. Николая
Кавасилы (ок. 1320-ок. 1390).
Происходит искажение религиозного сознания у верующего народа. Грекам
приходится защищать свою веру перед угрозой омусульманивания. С XVII в.
добавились западные - католические и протестантские - влияния на
греческое богословие и культуру; высшие слои греческого общества
постепенно отчуждаются от своей духовной традиции. Почти полному
забвению предано святоотеческое наследие. Господствует поголовная
безграмотность и религиозная необразованность народа.
В упадке оказалось не только высокое богословие, но и образование
народа и духовенства. "Греческие клирики были едва способны читать
богослужебные книги. Что же касается понимания читаемого - оно было
совершенно вне их", -замечали иностранцы. Народ был в массе своей
безграмотен и несведущ в собственной вере. Кризис поражает также
монашескую жизнь - оскудело духовничество и молитвенное делание. К
XVIII b. сложилась ситуация "рабства и духовного маразма".
Именно в сер. XVIII в., как реакция на опасную ситуацию, на Афоне
возникает движение по обновлению церковной жизни. Это движение было
чрезвычайно многогранным; его целью было возвращение к святоотеческой
традиции, а источником - традиция умного делания. Оно известно как
"движение колливадов" (kinema ton kollybadon). Название "колливады", "колливисты"
(kollybades, kollybistai) происходит от "колива" (ta kollyba), которое
благословлялось во время поминовения усопших. Поскольку колливады
отказывались совершать или участвовать в поминовении усопших по
воскресным дням, но настаивали на том, что это следует делать только по
субботам, им было дано это прозвище, как злая кличка. Сейчас, когда
главы движения колливадов - Макарий Коринфский, Никодим Святогорец,
Афанасий Парийский - прославлены в лике святых, это прозвище звучит как
почетный титул и похвала.
Современные исследователи отмечают прямую связь между исихастами XIV в.
и колливадами XVIII в. Все сходятся в том, что движение было живительной
силой в духовной жизни как Греции, так и всего Православия. "Филокалистическое
движение, известное как "движение колливадов", является одним из
наиболее выдающихся духовных явлений и одним из наиболее плодотворных
движений в Православии времен турецкого господства''.
Спор о коливе разгорелся, когда монахи афонского скита святой Анны
перенесли еженедельно совершаемую панихиду с субботы - уставного
поминального дня - на воскресенье. Причиной такого нарушения устава
стало начатое в 1754 г. строительство нового скитского храма. Со всей
Греции вместе с пожертвованиями на него в скит поступало и множество
имен, которые следовало поминать на заупокойной службе. Поминовение
такого количества имен (более 12 тысяч) стало значительно удлинять
службу. А в то время на Афоне суббота отличалась от всех остальных дней
недели тем, что была единственным "базарным" днем в афонской столице
Карее, где монахи продавали свое рукоделие, производимое ими в течение
недели. Теперь же монахи не успевали на базар и потому решили совершать
службу над коливом в воскресенье. Это решение вызвало резкий протест
тех, кого и прозвали колливадами: поминальная служба, справедливо
говорили они, искажает радость воскресного дня, в котором христиане
видят образ жизни будущего века.
Спор о коливе разгорелся вдруг с неожиданной силой и продолжался в
течение 60 лет. Поначалу, на колливадов обрушились гонения. Они были
изгнаны с Афона, лишены священного сана. Много зла причинили им
некоторые патриархи Константинополя. О колливадах разошлась такая слава,
что, по словам преп. Афанасия, даже паромщик отказывался переправлять
их на своем пароме. Колливадов, например, обвинили в том, что они
"франкмасоны". Как писал преп. Никодим Святогорец, "есть некоторые,
которые, не зная, что означает слово "колливад", а также не понимая
причин, по которым мы обвиняемся и бесчестимся, но только потому, что
слышат, как другие называют нас колливадами, еретиками, злочестивыми и
тому подобно, сразу же и сами начинают повторять эти оскорбления".
Но нашлись на Святой Горе и такие монахи, которые поддерживали изгнанных
и сами становились колливадами. Среди них - преп. Никодим Святогорец,
свт. Макарий Коринфский, преп. Афанасий Парийский и др.
В 1774 году антиколливадами в монастыре Кутлумусиу был созван собор, на
котором председательствовал бывший патриарх Константинопольский Кирилл
V и бывший патриарх Александрийский Матфей. Присутствовало также около
10 митрополитов, и свыше 200 монахов. Результатом собора стало
осуждение колливадов, но они не подчинились решению Кутлумусийского
собора.
Тем временем осужденный преп. Афанасий уехал со Святой Горы в
Фессалоники, приняв должность ректора единственной в городе греческой
школы "Эллиномусион". Он не прекращал поддерживать связь с колливадами,
оставшимися на Афоне, особенно со св. Никодимом Святогорцем. С целью
добиться, чтобы дело о колливадах было пересмотрено, он едет в
Константинополь, где доказывает свою собственную невиновность и
безосновательность всех обвинений, возводимых против колливадов.
Однако осуждение - и только с него - было снято лишь в 1781 г.
Вместе со св. Афанасием Афон постепенно покинули и остальные колливады,
но их идеи распространились уже по всей Греции.
С новой силой споры вспыхнули в нач. XIX в., и главной их причиной стал
вопрос о частом причащении Тайн Христовых. Наиболее значимым
представителем колливадов на Святой Горе в это время был св. Никодим
Святогорец.
Повод к возникновению споров возник в 1804 году, когда было незаконно
вскрыто и искажено письмо преп. Никодима к духовнику Святой Горы
иеромонаху Иерофею, касавшееся вопроса о частом причащении. Это
послужило поводом к новым возмущениям, направленным против колливадов
и, главным образом, против самого святого, который, в отличие от первых
колливадов, имел на Афоне уже и славу и авторитет. Чтобы прекратить
волнения, в Кареях 19 мая 1807 года был созван собор из представителей
всех 20 монастырей Святой Горы, который благосклонно отнесся к
колливадам и осудил их новых наветчиков. 13 июня 1807 г. преп. Никодим
предложил на рассмотрение Св. Кинота Св. Горы свое "Исповедание Веры",
где по порядку опровергал все обвинения, выдвинутые против него.
Однако ситуация изменилась, когда в 1808 году на патриарший престол
взошел Калинник (1808-1809) - ревностный борец с колливадами.
Противостояние на Афоне ослабилось лишь в третье патриаршество свщмч.
Григория V (1818-1821). Тогда, в августе 1818 г., он издал патриаршее
письмо, в котором поддержал колливадов и попытался примирить враждующие
стороны. Таким образом, борьба колливадов и их противников на Святой
Горе к концу первой четверти XIX в. ослабла, а к середине века
практически полностью затихла. Такова, вкратце, была историческая
картина зарождения и развития движения колливадов.
При оценке движения колливадов необходимо учитывать, что оно не
ограничивалось лишь спорами о дне совершения поминовения усопших или о
том, насколько часто нужно причащаться. На самом деле колливады
переросли все эти проблемы и превратились во всеохватывающее движение
за обновление духовной жизни и возвращение к подлинно святоотеческим
традициям. Спор о поминовении был лишь предлогом, отправной точкой на
пути к обновлению монашества, богословия, церковного пения и иконописи.
Это движение было по своей природе "непротестантским", то есть таким,
которое только обличало пороки современности. Но, в то же время, оно
дало положительный импульс, достигло вершин подлинной православной
духовности. Вообще, полемический элемент второстепенен в движении,
основная его задача - раскрыть и воплотить в жизнь сокровища
святоотеческой духовности. Именно поэтому главной книгой, порожденной
колливадами, стала составленная преподобным Никодимом и святым Макарием
"Филокалия" ("Добротолюбие").
Без сомнения, "Добротолюбие", как "обожения орган", по справедливому
слову преп. Никодима Святогорца, является подлинным непосредственным
или косвенным источником почти всех положительных духовных всплесков и
богословских течений в Православии с кон. XVIII века до сего дня.
Поэтому движение колливадов не может быть отождествлено со спором "о
поминовении" или "коливе". И правильнее было бы назвать их деятельность
в истории Православия "филокалистическим возрождением".
Никак нельзя считать колливадов неким видом "секты" в Православии. Им
был чужд дух сектантства. Наоборот, их целью было возвращение к
подлинной вселенскости и кафоличности церковного сознания, выхода из
замкнутости и самодостаточности, которыми жила в то время Греческая
Церковь.
И, наконец, неверно было бы не замечать отрицательных сторон движения.
Нельзя идеализировать всех колливадов, считать, что все они жили духом
"Добротолюбия". Среди них было достаточно людей случайных или
фанатиков.
Однако несомненно одно: движение колливадов является еще одним
доказательством, что Православное Просвещение возможно только на путях
подлинного вживания в Предание Святых Отцов Церкви. Другого пути у нас
быть не должно.
М.А. Прасолов
|