ПЕРВЕНЦЫ ЦЕРКВИ
«Много нужно нам бодрствовать, много молиться,
чтобы суметь изъяснить настоящее место и узнать, кто были эти волхвы,
откуда и как пришли, кто их к тому побуждал...», – так начинал свое
толкование на Евангелие (Мф. 2:1–12) св. Иоанн Златоуст в конце IV в.
Действительно, это одна из рождественских тайн, разгадать до конца
которую вряд ли кому удастся в этой жизни.
«Волхвы» – это славянский перевод греческого слова
«маги», которым обозначались жрецы иранской религии зороастризма.
Однако Евангелие прямо не называет ни числа магов, ни имен, ни
национальности. Ясно только одно – они не иудеи и их страна лежит на
восток от Палестины.
Все что нам известно о волхвах, мы узнаем из множества противоречивых
церковных преданий. В III в. Ориген предположил, что число волхвов равно
числу даров, т.е. равно трем, что стало всеобщим мнением Церкви. Число
три разные толкователи соотносили с Тремя Лицами Пресвятой Троицы,
тремя ангелами – гостями Авраама, тремя отроками вавилонскими, тремя
возрастами человека, тремя родами или расами человечества. В сирийской и
армянской традициях число волхвов было 12, как число Апостолов и колен
Израиля.
Родиной магов св. Иустин Философ (II в.) называл Аравийский полуостров,
ссылаясь на пророчества Ветхого Завета (Пс. 71:10,15; Ис. 60:3,6).
Однако, гораздо чаще родиной волхвов называли Иран (Персия) или
Месопотамию. Само слово «маги» означало зороастрийских жрецов Ирана
или, реже, «халдейских» (вавилонских) астрологов. В раннехристианском
искусстве пророка Даниила и трех отроков, как живших в Вавилоне,
изображали одетыми по-персидски – круглая шапка, штаны, хитон с
рукавами и мантия. Тот же наряд неизменно дается и волхвам. Поэтому
иранский царь Хосров II Парвиз (VII в.), когда уничтожил все церкви в
Палестине, не тронул церковь Рождества в Вифлееме из-за персидского
обличья изображенных в ней волхвов. По той же причине волхвов иногда
считали жрецами культа бога солнца Митры, ибо жрецы митраизма носили
такую же одежду.
Представления об иранском происхождении волхвов характерны для
Православной Церкви. Католики либо вообще не приписывали им никакой
национальности, либо считали их арабами или даже греками. В эпоху
Великих географических открытий (XV-XVII вв.) волхвы стали
олицетворением трех человеческих рас – белой, желтой и черной.
Истинные имена магов неизвестны, поэтому назывались разные варианты.
Ориген звал их Авимелех, Ахузаф и Фихол; сирийцы - Гормизд, Йездегерд и
Пероз. На Западе в средние века повсеместно утвердились имена Каспар,
Бальтазар и Мельхиор.
Существуют легенды о дальнейшей жизни магов. Они вернулись на родину
(на восточном краю света, у Океана), где предались созерцательной жизни
и молитве. Затем они приняли крещение от св. апостола Фомы и вскоре
приняли мученичество за веру. Их мощи были якобы найдены св. Еленой в
IV в., положены в Константинополе, но украдены оттуда крестоносцами и
хранились сначала в Милане, а затем в Кёльне. В их честь у католиков
есть праздник Трех Царей (6 января) и они считаются на Западе
покровителями путешественников и паломников.
Тот факт, что на Востоке часто цари и жрецы были одним и тем же лицом
породил уверенность в царском достоинстве волхвов. Поклонение, которое
совершили волхвы перед Младенцем Христом, по-гречески называется «проскинеза».
Так именовали обряд простирания ниц перед монархом. Тем самым
поклонение волхвов всегда воспринималось Церковью как символ
ничтожества перед Единственным Царем всех земных царей и властей –
Христом. Кроме того, слово «маг» изначально имеет значение «великий,
могучий» (сравните греч. «мега», лат. «магнум», рус. «мощь», нем. «махт»).
Таким образом, поклонение волхвов перед Младенцем – это признание
ничтожества всякого человеческого могущества перед лицом Бога и Церкви.
Дары волхвов обычно толковались так: ладаном почитают Божество Иисуса
Христа, золотом – Царя, смирной (смола для умащения тела умерших)
чествуют предстоящую крестную смерть Господа Иисуса Христа.
Св. Иоанн Златоуст назвал волхвов «первенцами Церкви», ибо они
«сделались провозвестниками истины», показав «насколько сильна их
любовь ко Христу» и став, тем самым, примером для всех христиан.
|