главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


ПЕРВЕНЦЫ ЦЕРКВИ

«Много нужно нам бодрствовать, много молиться, чтобы суметь изъяснить настоящее место и узнать, кто были эти волхвы, откуда и как пришли, кто их к тому побуждал...», – так начинал свое толкование на Евангелие (Мф. 2:1–12) св. Иоанн Златоуст в конце IV в. Действительно, это одна из рождественских тайн, разгадать до конца которую вряд ли кому удастся в этой жизни.

«Волхвы» – это славянский перевод гречес­кого слова «маги», которым обозначались жре­цы иранской религии зороастризма. Однако Евангелие прямо не называет ни числа магов, ни имен, ни национальности. Ясно только одно – они не иудеи и их страна лежит на восток от Палестины.

Все что нам известно о волхвах, мы узнаем из множества противоречивых церковных преданий. В III в. Ориген предположил, что число волхвов равно числу даров, т.е. равно трем, что стало все­общим мнением Церкви. Число три разные тол­кователи соотносили с Тремя Лицами Пресвятой Троицы, тремя ангелами – гостями Авраама, тре­мя отроками вавилонскими, тремя возрастами человека, тремя родами или расами человечества. В сирийской и армянской традициях число вол­хвов было 12, как число Апостолов и колен Из­раиля.

Родиной магов св. Иустин Философ (II в.) называл Аравийский полуостров, ссылаясь на пророчества Ветхого Завета (Пс. 71:10,15; Ис. 60:3,6). Однако, гораздо чаще родиной волхвов называли Иран (Персия) или Месопотамию. Само слово «маги» означало зороастрийских жре­цов Ирана или, реже, «халдейских» (вавилонских) астрологов. В раннехристианском искусстве про­рока Даниила и трех отроков, как живших в Ва­вилоне, изображали одетыми по-персидски – круг­лая шапка, штаны, хитон с рукавами и мантия. Тот же наряд неизменно дается и волхвам. По­этому иранский царь Хосров II Парвиз (VII в.), когда уничтожил все церкви в Палестине, не тро­нул церковь Рождества в Вифлееме из-за пер­сидского обличья изображенных в ней волхвов. По той же причине волхвов иногда считали жре­цами культа бога солнца Митры, ибо жрецы митраизма носили такую же одежду.

Представления об иранском происхождении волхвов характерны для Православной Церкви. Католики либо вообще не приписывали им никакой национальности, либо считали их арабами или даже греками. В эпоху Великих географи­ческих открытий (XV-XVII вв.) волхвы стали олицетворением трех человеческих рас – белой, желтой и черной.

Истинные имена магов неизвестны, поэтому назывались разные варианты. Ориген звал их Авимелех, Ахузаф и Фихол; сирийцы - Гормизд, Йездегерд и Пероз. На Западе в средние века повсеместно утвердились имена Каспар, Бальтазар и Мельхиор.

Существуют легенды о дальнейшей жизни ма­гов. Они вернулись на родину (на восточном краю света, у Океана), где предались созерцатель­ной жизни и молитве. Затем они приняли креще­ние от св. апостола Фомы и вскоре приняли му­ченичество за веру. Их мощи были якобы найде­ны св. Еленой в IV в., положены в Константино­поле, но украдены оттуда крестоносцами и хра­нились сначала в Милане, а затем в Кёльне. В их честь у католиков есть праздник Трех Царей (6 января) и они считаются на Западе покровите­лями путешественников и паломников.

Тот факт, что на Востоке часто цари и жрецы были одним и тем же лицом породил уверен­ность в царском достоинстве волхвов. Поклоне­ние, которое совершили волхвы перед Младен­цем Христом, по-гречески называется «проскинеза». Так именовали обряд простирания ниц пе­ред монархом. Тем самым поклонение волхвов всегда воспринималось Церковью как символ нич­тожества перед Единственным Царем всех земных царей и властей – Христом. Кроме того, слово «маг» изначально имеет значение «великий, мо­гучий» (сравните греч. «мега», лат. «магнум», рус. «мощь», нем. «махт»). Таким образом, поклонение волхвов перед Младенцем – это признание ничтожества всякого человеческого могущества пе­ред лицом Бога и Церкви.

Дары волхвов обычно толковались так: лада­ном почитают Божество Иисуса Христа, золотом – Царя, смирной (смола для умащения тела умер­ших) чествуют предстоящую крестную смерть Господа Иисуса Христа.

Св. Иоанн Златоуст назвал волхвов «первен­цами Церкви», ибо они «сделались провозвестни­ками истины», показав «насколько сильна их любовь ко Христу» и став, тем самым, примером для всех христиан.
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии