"ВОСПОЙТЕ ГОСПОДЕВИ ПЕСНЬ НОВУ..."
Радостный момент Боговоплошения с древнейших времен
христианства воспевался в святых песнопениях Церкви. Многие Святые Отцы
в воспоминание об этом событии слагали свои гимнографические труды.
Достаточно назвать авторов самых известных песнопений – святого Ефрема
Сирина (IV в.) и его 27 рождественских гимнов, святого Кирилла
Александрийского (V в.) и его гимн "Богородице, Дево, радуйся", св.
Софрония, патриарха Александрийского (VII в.), составившего тропари
великих часов на Рождество Христово и многих других песнорачителей,
становится очевидной та трепетность, с которой святые столпы Церкви
относились к певческому наполнению Рождественской службы. Это
отношение было не случайным.
Традиция мелодического способа оглашения людей в Новозаветной церкви
ведет свое начало от торжественного гимна, воспетого ангельским
воинством в ночь Боговоплощения (Лк.2.13). Но праздник Рождества
Христова учит нас не только механическому воспроизведению каких-то
любимых мелодий, которые "ласкают слух и лечат душу". Прежде всего, это
святое событие раскрывает значение пения и напоминает об условиях,
способствующих его появлению.
"Само же Воплощение Христа обнаруживает предельное Его смирение и
самоограничение",– пишет епископ Александр (Семенов - Тян-Шанский).
Пение – есть воплощение наших душевных движений, почему оно и может
возникнуть только в условиях усиленной духовной работы. Эта "работа"
сосредотачивает внимание на Небесном, Божественном, освобождает от
влияний мира. "Подобная отрешенность и сосредоточенность немыслимы без
особой душевной тишины, рождающейся из тишины физической, когда
смолкают все мирское и материальное и все внутренние силы устремлены к
Богу", – рассуждает композитор и исследователь богослужебного пения В.И
Мартынов. Для разъяснения этого положения необходимо обратиться к
житийной литературе и, прежде всего, к житиям отцов-гимнографов. Одно
из центральных мест в Рождественской службе занимают кондак "Дева днесь
Пресущественнаго раждает", который принадлежит преподобному Роману
Сладкопевцу (V в.) и канон "Христос раждается, славите", который
составил пр.Иоанн Дамаскин (VIII в.). Данные гимны очень показательны,
т.к. они явились следствием "смирения и самоограничения" их творцов.
Преподобный Роман был служителем Константинопольской церкви. Не имея
голоса, будучи безграмотным святой не мог исполнять клиросное
послушание, что вызывало недовольство со стороны других служащих храма.
Издевательства и поношение, которое преп. Роман переносил от братии,
только усиливали его рвение в молитве. Житие повествует о том, как
подвижник уходил на всю ночь в никогда не закрывавшийся храм Божией
Матери во Влахернах и там слезно молился. Но, однажды, издевательства
над ним превзошли все границы. Во время совершения Царских часов в
навечерии праздника Рождества Христова хулители насильно вывели
преподобного на амвон со словами: "Получаешь равное с нами жалование,
неси и равную с нами службу". И вот в тот самый момент, когда
издевательства достигли вершины, случилось чудо. В ночь перед самой
службой празднику в сонном видении ему явилась Божия Матерь. Она дала
съесть святому маленький свиток. Восстав от сна преподобный Роман
почувствовал, что неграмотность и необразованность совершенно исчезли,
а по дороге в храм его сердце сложило прекрасный гимн "Дева днесь".
Святой Иоанн Дамаскин составил свои лучшие гимны, как и преп. Роман
Сладкопевец, пройдя путь позора и отвержения.
Иоанн занимал высокое положение – был градоначальником Дамасским и
первым министром калифа. После ложного обвинения в неверности правителю,
ему отрубили руку. Оправдание вернуло преподобному должность, но он не
захотел оставаться при дворе, тем самым отвергнув земную славу, почести
и богатства. Уйдя в монастырь, духовник запретил Иоанну заниматься
любым видом литературной деятельности, что было чрезвычайно трудным
подвигом для человека любившим это искусство. Житие свидетельствует о
большой любви святого к ближнему, которая побудила его нарушить
послушание и составить заупокойное песнопение для одного из братьев
монастыря. Наставник за ослушание отправляет святого убирать нечистоты.
Но в ту же ночь старца в видении посещает Божия Матерь, которая
заступается за преподобного Иоанна и благословляет его гимнографическое
творчество. Именно после этого события появляются песнопения в число
которых входит и Рождественский канон, в основе гимна лежит "Слово на
Рождество Христово" св. Григория Богослова.
Своей жизнью подвижники раскрыли внутренний смысл пения. Оно
благословляется Божьей Благодатью и, только от ощущения этой
Благодати, рождается. Это пение человеческого сердца, которое радуется
общению с Богом. Это смиренная ангельская хвала внутреннего человека,
который в восхищении вторит воинству: "Слава в вышних Богу, и на земли
мир, в человецех благоволение!"
С.В. Минченко
|