главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


"ЛУЧШИЙ СПОСОБ ВЫЙТИ ИЗ СЕКТЫ – ПРОСТО ТУДА НЕ ПОПАДАТЬ"

20-22 ноября наш город посетил профессор А.Л. Дворкин, выпускник Свято-Владимирской Духовной Академии в Нью-Йорке, заведующий кафедрой сектоведения в Православном Свято-Тихоновском институте в Москве. Он широ­ко известен как исследователь различных новых религиозных движений, прежде всего, тоталитарных деструктивных сект и культов. А.Л. Дворкин прочитал в Воронеже цикл лекций. По благословению Высокопреосвяшеннейшего Мит­рополита Мефодия он встретился со студентами Духовной Семинарии.

Александр Леонидович, в пос­леднее время возникают все новые и новые "церкви" протестантского направления. Методика их пропо­веди и богослужения, финансово-хозяйственная деятельность по всем критериям показывают, что это секта, хотя пасторы категори­чески отрицают это...

– Ну естественно, нет такой секты, которая бы сказала: "Да, мы секта". После этого им можно самораспус­титься, потому что нет смысла в су­ществовании.

Вы говорите "протестантского направления", но нужно правильно употреблять термины. Сейчас очень многие называют себя протестанта­ми, и в нашем с вами восприятии хри­стианский мир состоит из православ­ных, римо-католиков и протестантов. Получается, что "протестанты" - это такой безразмерный мешок, в кото­рый валят всех, кто не православный и не римо-католик. Но протестанты – это исторически строго ограниченное явление: те группы, которые сложи­лись во время Реформации в XVI веке - кальвинисты, реформаты, пресвитериане, англикане. Дальше уже идет постпротестантизм, потом постпостпротестантизм и так далее, покуда это настолько не разбавляется, что уже вообще выходит за рамки христиан­ства. У немецких лютеран существу­ет классификация: православные, римо-католики, протестанты и еван­гелики, включая баптистов. Ее мож­но условно принять. Все остальные, о ком мы говорим – адвентисты, нео­пятидесятники – не евангелической веры.

Часто говорят "евангелисты", при­ходит ко мне человек и говорит: "Здравствуйте, я евангелист", – я го­ворю: "Ну, как интересно, я четырех знаю евангелистов, а вы который из них?" Это хорошее слово, которое со­всем незачем им отдавать. Евангели­ки, а не евангелисты все-таки. Есть наши слова и их не нужно отдавать никому. Если мы их отдадим, то они перестанут быть нашими. "Свидете­ли Иеговы"... Вообще-то – это мы свидетели Иеговы, а они лжесвидетели Иеговы. Мы – баптисты, потому что у нас крещение правильное, а не у них... Поэтому если мы употребляем какие-то термины, то давайте упот­реблять их с оглядкой, помнить о на­стоящем смысле этого слова.

Я думаю, что речь идет о лжепятидесятниках, или лучше сказать неопятидесятниках. Они сейчас - наи­более динамично развивающаяся и поэтому наиболее опасная секта. Их число в России уже превысило двес­ти тысяч человек. Неопятидесятничество полностью находится за рам­ками христианства и даже уже за рамками собственно пятидесятничества. Это оккультная группа с очень жестким и тяжелым воздействием на личность, тоталитарная секта несом­ненно.

– Как относиться к тому, что официально на уровне межкон­фессионального диалога "церкви" протестантского направления ло­яльно и дружественно относятся к Православию. Реально же на местах в адрес Православной Цер­кви слышатся обвинения и гряз­ная клевета?

– Вопрос очень хороший. Это дей­ствительно так и происходит, потому что на высшем уровне неопятидесят­ники всячески подчеркивают, что они традиционны, что они намерены с Православием дружить, пишут воз­звания Патриарху, предлагают со­трудничать. На деле, особенно по ту сторону Уральского хребта, в Сиби­ри они просто все затопили. И они чрезвычайно агрессивно относятся к Православной Церкви, просто, как волки, похищают людей. Я только что отсидел в процессе, где неопятидесятническая секта подала в суд на пра­вославного священника за то, что он их назвал тоталитарной сектой. Мы этот процесс выиграли и даже судья очень прониклась, сама сказала, что они – тоталитарная секта, хотя требо­валось просто подтвердить, что свя­щенник имеет право так говорить. Но на самом деле ситуация достаточно страшная.

– Что вы можете сказать о со­стоянии, которое неопятидесятни­ки называют "говорением на язы­ках"... Как доводят людей до это­го состояния?

– Это массовый гипноз. Есть оп­ределенная методика: музыка, опре­деленные телодвижения, повторение ключевых слов. У них сидят свои люди в зале, которые показывают модель поведения. А если заставить человека вести себя несвойственным ему образом, то психика гасит этот дискомфорт за счет того, что наши мысли подгоняются под наши дей­ствия. А когда все вокруг начинают выкрикивать, хохотать, размахивать руками, то очень быстро эта истери­ка делается заразительной. У пяти­десятников нахождение в таком состоянии – это доказательство истин­ности их веры, доказательство того, что на них сошел "святой дух". По­этому те, у кого это состояние не на­чинается, симулируют его, и рано или поздно одержимость происходит.

У неопятидесятников есть такое положение, что человеку будет дано по его вере. Поэтому, если вам гово­рят, что вас сейчас исцеляют, что вы исцелены, а вы исцеления не чувству­ете и скажете, что вы не исцелились, то так и будет. Нужно все равно го­ворить, что вы исцелились, что сошел "святой дух", что вы святой. Нужно сначала поверить, а потом все остальное придет. Поэтому человек ходит, а вокруг него все исцеленные, все свя­тые, на всех снизошел "святой дух", а на него он не сходит... Он ведь не знает, что с другими происходит то же самое, что и с ним. Синдром пла­тья голого короля. Потом приходят тяжелейшие последствия, себя ведь не обманешь, у человека постоянно в под­сознании вопрос: "Почему со мной этого не происходит?" Отсюда попыт­ки самоубийства, срывы, глубочайшие депрессии. Плюс к тому, во время этих состояний происходит массовый выброс эндорфина, гормона удовольствия, и со временем неопятидесятники де­лаются эндорфиновыми наркоманами, точно также переживают состояния ломки и готовы отдать все, чтобы хо­дить на эти собрания, нести все из дому... Поэтому очень часто пятиде­сятники говорят, что излечивают наркоманов. По большей части это фан­том. Но в тех случаях, когда это происходит, наркоман просто ту же дозу удовольствия получает на их собраниях и поэтому наркотик ему пока не нужен. Но отберите у него собрания, он тут же пойдет и уколется.

– Мы часто слышим о сектах аме­риканского, европейского проис­хождения. А есть ли в России вос­точные секты и на ваш взгляд, ка­кое у них будущее в нашей стране?

– Восемьдесят процентов сект либо американского происхождения, либо азиатского. Большая часть псевдово­сточных сект все равно вышли из Америки. Общество Сознания Криш­ны, например, появилось не в Индии, а в 1966 году в восточном Манхеттене. Есть несколько псевдобуддийских сект, но из них в нашей стране при­жилась только Аум Синрике. Осталь­ные секты восточного происхождения пока, слава Богу, у нас не появляют­ся. Численность сект, которые при­ходят из Японии, Китая, Кореи обыч­но не превышает ста человек.

Другое дело, о чем мало говорят и о чем нужно говорить - это наши оте­чественные секты. Они чем дальше, тем лучше развиваются и завоевыва­ют все более видные места. Это Бо­городичный центр, который сейчас называется Церковь иконы Божией Матери "Державная" и обманывает людей, говорит, что они - Православ­ная Церковь. Это виссарионовская секта "Церковь последнего завета", тем более, что у них сейчас прибли­жается переломный момент, так как Виссарион обещал до 15 апреля "воз­нестись". Если он собирается "сорвать кассу" и уехать на теплые острова (по некоторым слухам у него уже есть израильское гражданство), то я готов ему чемоданы поднести до самолета, честное слово. Это было бы наимень­шее зло. Но речь вполне может идти о массовом самоубийстве и есть к это­му многие показатели. Затем различные оккультные движения и течения в стиле "Диагностики кармы" Лаза­рева. Потом растущая секта "Анас­тасия". Главное о ней содержится на последних страницах книги про Ана­стасию. Торговля кедровыми круг­ляшками, заряженными от тех самых кедров, где живет Анастасия, путеше­ствия по местам Анастасии, туристи­ческие поездки к дольменам в Гелен­джик, торговля кедровыми орешка­ми, кедровым маслом... Надо продать неликвидный товар, придумать что-нибудь такое, что бы сделало его ис­ключительно ценным. У меня скла­дывается такое впечатление, что у основателя этой новой секты Влади­мира Пузакова, который придумал себе изящный псевдоним Мегре, на даче завалялось несколько кедровых бревен, которые можно было продать на строительство по какой-то цене, а можно порубить на такие вот круг­ляшки и каждый продавать по тыся­че рублей. Для этого нужна идеоло­гическая база, поэтому была приду­мана некая лесная красавица Анас­тасия, которая живет в лесу, в сибир­ские морозы ходит, как он изящно выражается, в комбинации, питается шишками, которые приносят белки, обладает невероятной силой, может медведицу взять и забросить неизве­стно куда, вся холеная, роскошная, благоухает, может проникать в мыс­ли любого человека, уже предотвра­тила нашествие инопланетян... Пред­полагается семь книг про Анастасию, я вам гарантирую, что в конце седь­мой книги она погибнет. Он ее убьет, потому что уже с самого начала есть такие намеки. Есть там очень инте­ресные советы – прежде всего, нужно всюду кедры сажать, причем почему-то кедр сибирский путают с кедром ливанским, хотя вообще-то деревья совершенно разные. Он говорит, что в Библии не про какие другие дере­вья не пишется – только про кедр. Хотя очевидно, открой и посмотри какое в Библии разнообразие деревьев и растений. В крайнем случае, надо не кедры сажать, а жить на земле, заводить огород. Вода, которой вы помылись, уже содержит информацию обо всех ваших болезнях, и нуж­но выливать ее на грядки. А потом скушаете редиску, и это будет не про­сто редиска, а лечебная редиска. На грядках нужно зачинать детей, там же их нужно и рожать. Такая вот безумная религия для огородников

– Как же выйти из секты?

– Чтобы вывести человека из сек­ты, реабилитировать его после нахож­дения в ней, нужна долгая и кропот­ливая работа. Поэтому лучший спо­соб выйти из секты - просто туда не попадать. И наш центр занимается своеобразной профилактикой, мы рас­пространяем информацию о сектах, чтобы уберечь людей от обмана.

 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии