"ЛУЧШИЙ СПОСОБ ВЫЙТИ ИЗ СЕКТЫ – ПРОСТО
ТУДА НЕ ПОПАДАТЬ"
20-22 ноября наш город посетил профессор А.Л.
Дворкин, выпускник Свято-Владимирской Духовной Академии в Нью-Йорке,
заведующий кафедрой сектоведения в Православном Свято-Тихоновском
институте в Москве. Он широко известен как исследователь различных
новых религиозных движений, прежде всего, тоталитарных деструктивных
сект и культов. А.Л. Дворкин прочитал в Воронеже цикл лекций. По
благословению Высокопреосвяшеннейшего Митрополита Мефодия он встретился
со студентами Духовной Семинарии.
– Александр Леонидович, в последнее время
возникают все новые и новые "церкви" протестантского направления.
Методика их проповеди и богослужения, финансово-хозяйственная
деятельность по всем критериям показывают, что это секта, хотя пасторы
категорически отрицают это...
– Ну естественно, нет такой секты, которая бы
сказала: "Да, мы секта". После этого им можно самораспуститься, потому
что нет смысла в существовании.
Вы говорите "протестантского направления", но нужно правильно
употреблять термины. Сейчас очень многие называют себя протестантами, и
в нашем с вами восприятии христианский мир состоит из православных,
римо-католиков и протестантов. Получается, что "протестанты" - это такой
безразмерный мешок, в который валят всех, кто не православный и не
римо-католик. Но протестанты – это исторически строго ограниченное
явление: те группы, которые сложились во время Реформации в XVI веке -
кальвинисты, реформаты, пресвитериане, англикане. Дальше уже идет
постпротестантизм, потом постпостпротестантизм и так далее, покуда это
настолько не разбавляется, что уже вообще выходит за рамки
христианства. У немецких лютеран существует классификация:
православные, римо-католики, протестанты и евангелики, включая
баптистов. Ее можно условно принять. Все остальные, о ком мы говорим –
адвентисты, неопятидесятники – не евангелической веры.
Часто говорят "евангелисты", приходит ко мне человек и говорит:
"Здравствуйте, я евангелист", – я говорю: "Ну, как интересно, я четырех
знаю евангелистов, а вы который из них?" Это хорошее слово, которое
совсем незачем им отдавать. Евангелики, а не евангелисты все-таки.
Есть наши слова и их не нужно отдавать никому. Если мы их отдадим, то
они перестанут быть нашими. "Свидетели Иеговы"... Вообще-то – это мы
свидетели Иеговы, а они лжесвидетели Иеговы. Мы – баптисты, потому что у
нас крещение правильное, а не у них... Поэтому если мы употребляем
какие-то термины, то давайте употреблять их с оглядкой, помнить о
настоящем смысле этого слова.
Я думаю, что речь идет о лжепятидесятниках, или лучше сказать
неопятидесятниках. Они сейчас - наиболее динамично развивающаяся и
поэтому наиболее опасная секта. Их число в России уже превысило двести
тысяч человек. Неопятидесятничество полностью находится за рамками
христианства и даже уже за рамками собственно пятидесятничества. Это
оккультная группа с очень жестким и тяжелым воздействием на личность,
тоталитарная секта несомненно.
– Как относиться к тому, что официально на уровне
межконфессионального диалога "церкви" протестантского направления
лояльно и дружественно относятся к Православию. Реально же на местах в
адрес Православной Церкви слышатся обвинения и грязная клевета?
– Вопрос очень хороший. Это действительно так и
происходит, потому что на высшем уровне неопятидесятники всячески
подчеркивают, что они традиционны, что они намерены с Православием
дружить, пишут воззвания Патриарху, предлагают сотрудничать. На деле,
особенно по ту сторону Уральского хребта, в Сибири они просто все
затопили. И они чрезвычайно агрессивно относятся к Православной Церкви,
просто, как волки, похищают людей. Я только что отсидел в процессе, где
неопятидесятническая секта подала в суд на православного священника за
то, что он их назвал тоталитарной сектой. Мы этот процесс выиграли и
даже судья очень прониклась, сама сказала, что они – тоталитарная секта,
хотя требовалось просто подтвердить, что священник имеет право так
говорить. Но на самом деле ситуация достаточно страшная.
– Что вы можете сказать о состоянии, которое
неопятидесятники называют "говорением на языках"... Как доводят людей
до этого состояния?
– Это массовый гипноз. Есть определенная методика:
музыка, определенные телодвижения, повторение ключевых слов. У них
сидят свои люди в зале, которые показывают модель поведения. А если
заставить человека вести себя несвойственным ему образом, то психика
гасит этот дискомфорт за счет того, что наши мысли подгоняются под наши
действия. А когда все вокруг начинают выкрикивать, хохотать,
размахивать руками, то очень быстро эта истерика делается
заразительной. У пятидесятников нахождение в таком состоянии – это
доказательство истинности их веры, доказательство того, что на них
сошел "святой дух". Поэтому те, у кого это состояние не начинается,
симулируют его, и рано или поздно одержимость происходит.
У неопятидесятников есть такое положение, что человеку будет дано по его
вере. Поэтому, если вам говорят, что вас сейчас исцеляют, что вы
исцелены, а вы исцеления не чувствуете и скажете, что вы не исцелились,
то так и будет. Нужно все равно говорить, что вы исцелились, что сошел
"святой дух", что вы святой. Нужно сначала поверить, а потом все
остальное придет. Поэтому человек ходит, а вокруг него все исцеленные,
все святые, на всех снизошел "святой дух", а на него он не сходит... Он
ведь не знает, что с другими происходит то же самое, что и с ним.
Синдром платья голого короля. Потом приходят тяжелейшие последствия,
себя ведь не обманешь, у человека постоянно в подсознании вопрос:
"Почему со мной этого не происходит?" Отсюда попытки самоубийства,
срывы, глубочайшие депрессии. Плюс к тому, во время этих состояний
происходит массовый выброс эндорфина, гормона удовольствия, и со
временем неопятидесятники делаются эндорфиновыми наркоманами, точно
также переживают состояния ломки и готовы отдать все, чтобы ходить на
эти собрания, нести все из дому... Поэтому очень часто пятидесятники
говорят, что излечивают наркоманов. По большей части это фантом. Но в
тех случаях, когда это происходит, наркоман просто ту же дозу
удовольствия получает на их собраниях и поэтому наркотик ему пока не
нужен. Но отберите у него собрания, он тут же пойдет и уколется.
– Мы часто слышим о сектах американского,
европейского происхождения. А есть ли в России восточные секты и на
ваш взгляд, какое у них будущее в нашей стране?
– Восемьдесят процентов сект либо американского
происхождения, либо азиатского. Большая часть псевдовосточных сект все
равно вышли из Америки. Общество Сознания Кришны, например, появилось
не в Индии, а в 1966 году в восточном Манхеттене. Есть несколько
псевдобуддийских сект, но из них в нашей стране прижилась только Аум
Синрике. Остальные секты восточного происхождения пока, слава Богу, у
нас не появляются. Численность сект, которые приходят из Японии,
Китая, Кореи обычно не превышает ста человек.
Другое дело, о чем мало говорят и о чем нужно говорить - это наши
отечественные секты. Они чем дальше, тем лучше развиваются и
завоевывают все более видные места. Это Богородичный центр, который
сейчас называется Церковь иконы Божией Матери "Державная" и обманывает
людей, говорит, что они - Православная Церковь. Это виссарионовская
секта "Церковь последнего завета", тем более, что у них сейчас
приближается переломный момент, так как Виссарион обещал до 15 апреля
"вознестись". Если он собирается "сорвать кассу" и уехать на теплые
острова (по некоторым слухам у него уже есть израильское гражданство),
то я готов ему чемоданы поднести до самолета, честное слово. Это было бы
наименьшее зло. Но речь вполне может идти о массовом самоубийстве и
есть к этому многие показатели. Затем различные оккультные движения и
течения в стиле "Диагностики кармы" Лазарева. Потом растущая секта
"Анастасия". Главное о ней содержится на последних страницах книги про
Анастасию. Торговля кедровыми кругляшками, заряженными от тех самых
кедров, где живет Анастасия, путешествия по местам Анастасии,
туристические поездки к дольменам в Геленджик, торговля кедровыми
орешками, кедровым маслом... Надо продать неликвидный товар, придумать
что-нибудь такое, что бы сделало его исключительно ценным. У меня
складывается такое впечатление, что у основателя этой новой секты
Владимира Пузакова, который придумал себе изящный псевдоним Мегре, на
даче завалялось несколько кедровых бревен, которые можно было продать на
строительство по какой-то цене, а можно порубить на такие вот кругляшки
и каждый продавать по тысяче рублей. Для этого нужна идеологическая
база, поэтому была придумана некая лесная красавица Анастасия, которая
живет в лесу, в сибирские морозы ходит, как он изящно выражается, в
комбинации, питается шишками, которые приносят белки, обладает
невероятной силой, может медведицу взять и забросить неизвестно куда,
вся холеная, роскошная, благоухает, может проникать в мысли любого
человека, уже предотвратила нашествие инопланетян... Предполагается
семь книг про Анастасию, я вам гарантирую, что в конце седьмой книги
она погибнет. Он ее убьет, потому что уже с самого начала есть такие
намеки. Есть там очень интересные советы – прежде всего, нужно всюду
кедры сажать, причем почему-то кедр сибирский путают с кедром ливанским,
хотя вообще-то деревья совершенно разные. Он говорит, что в Библии не
про какие другие деревья не пишется – только про кедр. Хотя очевидно,
открой и посмотри какое в Библии разнообразие деревьев и растений. В
крайнем случае, надо не кедры сажать, а жить на земле, заводить огород.
Вода, которой вы помылись, уже содержит информацию обо всех ваших
болезнях, и нужно выливать ее на грядки. А потом скушаете редиску, и
это будет не просто редиска, а лечебная редиска. На грядках нужно
зачинать детей, там же их нужно и рожать. Такая вот безумная религия для
огородников
– Как же выйти из секты?
– Чтобы вывести человека из секты, реабилитировать
его после нахождения в ней, нужна долгая и кропотливая работа. Поэтому
лучший способ выйти из секты - просто туда не попадать. И наш центр
занимается своеобразной профилактикой, мы распространяем информацию о
сектах, чтобы уберечь людей от обмана.
|