СВЯТОЙ ДЛЯ XXI ВЕКА
1 ноября в Москве состоялись V
Силуановские чтения, которые ежегодно организует российское отделение
международной Ассоциации преподобного Силуана, Эта организация была
создана в 1993 г. по благословению архимандрита Софрония (Сахарова),
автора книги «Старец Силуан». Российское отделение Ассоциации открыто в
1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Духовным
попечителем российской организации стал игумен Иларион (Алфеев).
Заседание Пятых Силуановских чтений состоялось в Религиозном центре
Всероссийской Государственной Библиотеки Иностранной Литературы под
председательством Александра Гуревича, российского представителя
Ассоциации преподобного Силуана. Изначально заданная тема конференции –
«Преподобный Силуан Афонский и традиция православной святости» – в
большинстве докладов связывалась с мыслью об актуальности и важности
свидетельства преподобного Силуана для современного христианина.
Конференция началась с общей молитвы и благословения епископа
Сергиевского Василия (Осборна), викария Сурожской епархии. Владыка
Василий и сделал первый доклад. «Преподобный Серафим Саровский, живший
в XIX веке, стал святым для XX века. И я чувствую,– сказал епископ
Василий, – что преподобный Силуан, живший в XX веке, станет святым для
века наступившего». Владыка Василий отметил три особенности учения
старца Силуана. Во-первых, это великое откровение «держи ум твой во аде
и не отчаивайся», полученное Силуаном от Христа – оружие в борьбе с
гордостью и со всяким другим искушением. Во-вторых, молитва обо всем
мире, связанная с видением всего человечества как единой семьи.
В-третьих, молитва за врагов – центральный момент Христова учения, то,
что поможет нам победить искушение искать и создавать себе врагов.
В конференции приняли участие насельники Московского подворья Афонского
Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Настоятель подворья игумен
Никон (Смирнов) указал на параллель между нашим временем и первым веком
христианства – в такие времена главной становится проповедь любви.
Иеромонах Клеопа произнес слово о трезвении преподобного Силуана,
которое святой явил не только в отношении к своим мистическим опытам
(мы знаем, что в таких случаях Силуан, «не входя в восторги ложные»,
сразу открывал свои видения духовнику или старцам обители), но и в
любви к врагам. «Если мы ищем, за что бы побороться и против кого бы,
то мы не Христовы»,– сказал отец Клеопа.
Диакон Георгий Завершинский в своем докладе «О нетварном свете в
писаниях старца Силуана и архимандрита Софрония (Сахарова)»
процитировал о. Софрония: «И вера есть свет, но малый; и надежда есть
свет, но несовершенный; и любовь есть свет, но уже совершенный».
Свидетельству преподобного Силуана о мученической благодати посвятила
свое выступление Вера Михайловна Еремина – секретарь Свято-Троицкой
Сергиевой лавры: «Благодать была как у мучеников, и само тело жаждало
страдать за Христа»,– писал о себе старец.
Проф. Валерий Лепахин (Венгрия), рассматривая писания старца Силуана в
контексте поэтической традиции в богословии, берущей начало в
библейских текстах, сравнил их с таким великим примером поэтического
богословия, как гимны преп. Симеона Нового Богослова. По мнению одного
из современных литературных критиков, на которое сослался докладчик,
теперь серьезная антология русской литературы немыслима без «Адамова
плача».
В заключение конференции был показан телефильм «Силуан, старец Афонский»
(режиссер Б.М. Конухов, автор сценария Ю.М. Лощиц).
Наследие преп. Силуана важно для всей Церкви. У нас, христиан, живущих в
епархии, на территории которой находится родина преподобного Силуана –
село Шовское – есть причина отнестись к нему с особым вниманием.
С.Л.Царев
|