СОБИРАНИЕ ДУХА
XVIII век для Церкви Христовой в России по тяжести
последствий сравним разве что с эпохой советских гонений. Реформы Петра
I и Екатерины II осуществили в полной мере стародавние притязания
государственной власти на свободу самоуправления и духовной
независимости Церкви. Упразднение патриаршества, запрещение созыва
соборов, жестокие гонения на монашество, изъятие церковной
собственности, репрессии (вплоть до казней) духовенства, – вот
средства, которыми императорская власть добилась внешнего ослабления и
подчинения Церкви. «На благочестие и веру православную наступили таким
образом,– писал современник,– будто они не веру, но непотребное и
вредное христианству суеверие искореняют». Для русского монашества
XVIII век был временем распада и тяжелой борьбы за сохранение духовной
традиции православного подвижничества. За это время скиты и монастыри
подвергались гонениям со стороны императорской власти и претерпели
сильное обмирщение. Строгий аскетизм с трудом мог существовать в
монастырях, почти совсем он был вытеснен из городов. Наступило время
бродяжничества и в прямом, и в духовном смысле слова. В поисках
серьезного духовного наставничества паломничали и просто бродили от
обители к обители тысячи верующих, изголодавшихся по слову Божию.
Церковь Христова в России того времени оказалась в духовном рассеянии и
расслабленности. Православные были как «толпы народа..., что были
изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36). И хотя
Церковь страдала по грехам своим, Господь «сжалился над ними» (Мф.
9:36), и как в XIV в. Он сделал светочем для всех преподобного Сергия,
так четыре века спустя Господь воздвиг преподобного Паисия
Величковского.
"Бога имел себе наставником и учение Святых Отец"
В миру Паисий звался Петром Величковским. Родился он
21 декабря 1722 г. в Полтаве. Отец его – Иоанн – принадлежал старому
священническому роду. По материнской линии Петр имел прадеда иудея. В 4
года он лишился отца и воспитывался матерью Ириной. Тихий и молчаливый,
Петр был вдохновенный читатель Священного Писания, причем всего
Писания, ибо в те годы некоторые книги Писания читать не дозволялось.
На всю жизнь полюбилась Петру Песнь Песней – гимн любви Божией. Писание
очищало сердце мальчика и «дарова бо ему Господь еще в юности седину
разума, мудрости и смиренномудрия».
В 13 лет мать отправила его учиться в Киевскую академию. В академии
юноша почувствовал противный православию дух тогдашнего образования:
«слышав бо часто вспоминаемых богов еллинских и басни пиетические,
возненавидех от души таковое учение». Петр упрекнул ректора Сильвестра
Кулябку за то, что в православной академии совсем не изучают Отцов
Церкви. Петр бросил латинизированную школу и отправился искать
духовного отца, который мог бы научить преданию Святых Отцов и подлинной
жизни. Не от знания и учебы бежал Петр, но на поиски истинного знания.
Петр дал себе два обета – обет бедности и обет не постригаться и не жить
в монастырях, где «великое изобилие в пищи и питии, и всякое телесное
продовольствие, слава и упокоение». Найти такую обитель оказалось
нелегко. На поиски ушло 20 лет.
Петр отправился в долгое странствие (1739). После тяжких и долгих
скитаний, уже иноком с именем Платон, юноша уходит в Молдавию. Молдавия
в те времена зависела от Турции, но на ее земле нашли приют многие
православные подвижники, бежавшие от гонений в России. Платон
поселился в скиту св. Николая, называемый Трейстены. Впервые увидел
Платон настоящих суровых и опытных пустынножителей. До 1746 г. Платон
оставался в этой обители, но, смиренно боясь рукоположения в священники,
выпросил благословение посетить Афон, в надежде приобрести там больший
духовный опыт.
Но стремление Платона найти здесь опытного духовного руководителя не
осуществилось. Монашество на Афоне в то время переживало не лучшие
времена. Тогда Платон решил подвизаться один. «Мне нигде не удалось
предать себя в послушание какому-нибудь духовному отцу, я не был
достоин». Но Бог, вопреки его воле, из него самого воздвиг великого
духовного отца. «Не обретши, за многие вины, где бы повиноваться,
вместо отца духовного Бога имел себе наставником и учение Святых Отец»,–
вспоминал святой. «Он был наделен даром сердечной молитвы, минуя
обычный путь, по особому Божьему Промыслу»,– свидетельствует святитель
Игнатий Брянчанинов.
Вскоре он принял постриг в малую схиму с наречением имени Паисий. Еще
3-4 года Паисий оставался один, пока к нему не пришли иноки и просили
Паисия принять их в послушники. Паисий ради братии был рукоположен в
священники в 1758 г. В 1763 г. Паисий и его ученики переселились в
Драгомирский монастырь в Молдавии. В последствии Паисий перебрался в
монастырь Секул, а когда он стал мал, перешел в большой Нямецкий
монастырь. Оба монастыря были под единым управлением Паисия. Земная
жизнь преп. Паисия завершилась 15 ноября 1794г.
Послушание, бедность и молитва Иисусова
Паисий сыграл роль обновителя, к которой сам никогда
не стремился. Он не реформировал монашество, он его оживил. Духовная
жизнь стала вновь желанным идеалом не только в среде монахов, но и во
всей Церкви. В век духовной расслабленности проповедь собирания духа и
трезвомыслия прозвучала как исцеляющее «встань и ходи!»
Паисий от Бога получил великие дары: сердечной молитвы, духовного
руководства и дар соблюдать в единстве братьев разных национальностей (в
Нямце жили русские, молдаване, румыны, греки, болгары, сербы, украинцы,
немцы). Все в монастыре Паисия начиналось с послушания, причем святой
требовал не столько послушания низших высшим, сколько взаимопослушания
среди равных. Другое требование Паисия – бедность и труд. Бедность –
это свобода и охрана независимости общины от всех вмешательств извне.
«Пусть монастырь избегает платить всякого рода взносы и налоги» и
«пусть никто не работает в монастыре, кроме братии». Сам Паисий, уже
будучи старцем и настоятелем, трудился с братьями и не имел у себя
«даже сорочки, только один подрясник и ряску в заплатах». Всякая
собственность по слову святого – «путь Иуды предателя».
Послушание, бедность и труд – это средства для обретения глубины и
подлинности сердечной молитвы и тишины души. В обители Паисия
совершалось ежедневное исповедание помыслов, и возродилась практика
Иисусовой молитвы. В середине XVIII в. делание «умной молитвы» в
Молдавии, Валахии и России было уже почти неизвестно. Поэтому св.
Паисий, вводя Иисусову молитву, иногда встречал сопротивление со
стороны монахов. Паисий был вынужден написать сочинения в защиту
духовной молитвы, еле-еле успокоив невежественных собратьев.
Читайте Отцов!
Исповедание помыслов и Иисусова молитва сливаются
для него воедино в чтении со вниманием Писания и Отцов. Вчитывание в
Писание и Отцов денно и нощно – вот ответ Паисия на отсутствие опытных
духовных наставников. Изучение Святых Отцов вкупе с работой над их
переводами на славянский и румынский языки стало одним из главных дел
старца. Еще на Афоне он начал собирать славянские переводы Отцов, но
вскоре с горечью убедился, что из-за низкого качества перевода и
нерадивости переписчиков славянские переводы совершенно негодны, в них
нет даже «простого грамматического разума». Паисий понял, что нужны
новые переводы и начал искать греческие рукописи. Это было нелегко.
Православные греки сами позабыли древнегреческий язык и совсем не
радели о сохранении и изучении творений Отцов, которые в XVIII в. «в
всесовершенное забвение придоша». Но святой продолжал поиски и составил
большое собрание рукописей и переводов. На их основе он начал свою
работу, не щадя себя. «Како же писаше, удивлятися подобает; немощен бо
телом отнюдь бяше, и во всем правом боку бяху ему раны; на одре убо,
идеже почиваше, окрест облагаше себе книгами: ту положени бяху словари
разноязычии, книга из нея же перевод творяше, посреди же свещи; сам же
аки малое отроча, седя согнувшеся всю нощь писаше, забывая немощь тела
и тяжкие болезни и труд». Так Паисий перевел творения святых Исаака
Сирина, Антония Великого, Феодора Студита, Иоанна Лествичника, Григория
Синаита, Макария Египетского, Симеона Нового Богослова и др. Желал
Паисий создать и «доподлинный перевод» Библии на русский язык. Издание
же его перевода «Добротолюбия» (1793) было событием в истории всей
русской культуры. Святой Паисий своими трудами положил начало
возвращению русского духовного просвещения к святоотеческой традиции.
Но обращение к Отцам для Паисия значило больше, чем просто душеполезное
чтение.
Служение слова
Паисий считал, что духовный отец не имеет права
ничему учить из своей головы, но только по Писанию и Отцам. Святой сам
был исполнен доверия к святоотеческим текстам и внушал его ученикам. В
его обители был заведен уникальный для того времени обычай. Своим
главным занятием Паисий считал «служение слова» – приготовление
вечерних чтений для общины на славянском и румынском, во время которых
он читал и толковал тексты Писания и Отцов. Вся жизнь обители
организовывалась вокруг изучения Святых Отцов, которое идет неразрывно с
возрождением Иисусовой молитвы. Чтения происходили зимой, когда братья
по окончании полевых работ собирались все вместе. Они начинались
Рождественским постом, 15(28) ноября, и заканчивались в канун Вербного
воскресенья. Паисий внушал ученикам, что стоит только уменьшится жажде
Слова Божьего, т.е. усердия в чтении Писания и Отцов, как уже входят
раздоры, нерадение и охлаждение любви, искание собственной воли и
выгоды. Чтение же Отцов просвещает разум и воспламеняет сердце к
исполнению заповедей Христовых
Совершенство любви
Послушание, труд, молитва, чтение Отцов не принесет
пользы, если не перерастет в любовь. Любовью, по слову Паисия,
проверяется искренность всех дел и подвигов. Необходимо освободить свое
сердце для любви к Богу и братьям. «Если вы гневаетесь на братьев, то
верите ли святому Евангелию?» Сам Паисий был образцом в делах любви.
Однажды монах возмутился на старца за сделанное замечание. Паисий
ответил: «Любезный брат, гнев противоположен жизни по Евангелию, и
всякий, кто ненавидит другого, сам себя превращает в развалины. Как мог
я ненавидеть своего духовного сына?» «Терпение его всех побеждало»,–
вспоминал его ученик св. Феофан (Соколов).
Конкретным знаком любви служило в монастыре попечение о больных. В Нямце
была устроена лечебница для окрестных бедняков и паломников. Во время
русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг. Паисий предоставляет
убежище беженцам, опустошая для них кладовые монастыря.
В обители Паисия никогда не поступались личной судьбой даже малого из
братии. Святой по своему опыту знал, что значит унижение. Поэтому его
община – община личностей, которая растет с ростом каждого. «Он
предпочитал, чтобы монастырь обратился в развалины, или чтобы пропала
другая какая ценность, тому, чтобы душа одного единственного брата
заблудилась и впала в согрешение»,– сообщал его ученик. Паисий спешил
передать братьям жажду духовного возрастания во взаимном умалении друг
перед другом единому Христу.
Ученики св. Паисия разошлись затем по всему православному миру, везде
оживляя подлинно духовную жизнь. Именно Паисию обязано своим расцветом
русское старчество и его центр – Оптина пустынь.
«Знаете ли, что Я сделал вам?» (Ин. 13:12)
О преп. Паисий Величковском написано много книг на
румынском, итальянском, английском, немецком и других языках. Его
духовный опыт и жизнь изучаются в Греции и балканских странах. Даже в
католическом мире существует большой интерес к наследию и личности св.
Паисия. В России почитание великого святого, одного из создателей
православного Просвещения почти не заметно. «Не бывает пророк без чести,
разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13:57). В судьбах
святых исполняются все евангельские слова, даже слова о забвении
праведного. Только бы не услышать нам в свой адрес других слов: «народ
Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла...» (Иер.
4:22).
Преподобный Паисий скончался 15(28) ноября, в день начала
Рождественского поста, в день, когда он обычно начинал свое «служение
слова». В этот же день начал он и свое вечное служение Слову. Церковь
прославила преподобного Паисия в 1988 г., в год Тысячелетия Крещения
Руси, в год начала нового обновления церковной жизни в России. Будем
молиться и надеяться, что это обновление пойдет по пути истинного
православного просвещения, по пути преподобного Паисия Величковского.
М.А. Прасолов
|