СЕГО РАДИ НЕНАВИДИТ ВАС МИР
«Жизнь Златоуста была трудной и бурной. Это – жизнь подвижника и
мученика. Но подвизался Златоуст не в затворе и не в пустыне, а в
житейской суете, среди мира, на епископском престоле, на кафедре
проповедника. И мучеником он был бескровным. Он был гоним не от внешних,
но от лжебратий, – и кончил жизнь в узах, в изгнании, под отлучением,
гонимый христианами за Христа и за Евангелие, которое он благовествовал,
как откровение и как закон жизни».
Протоиерей Георгий Флоровский
Святой Иоанн Златоуст, безусловно, самый известный
из отцов Церкви. Родился он в Антиохии, третьем по значению городе
Римской империи. Семья была образованная, жила в достатке. Отец Иоанна,
высокопоставленный чиновник, умер молодым. Ребенка вырастила мать, в
двадцать лет она принесла в жертву свою молодость, отказалась от нового
брака и посвятила жизнь сыну.
Иоанн не искал мирских утех и не медлил с крещением, он принял его в
восемнадцать лет – возраст решающий, как заметил он сам позднее в
проповеди к новокрещенным. Получив блестящее образование, изучив
риторику и философию, Иоанн остался в городе. Его ждала блестящая
карьера, но он отказался от нее и принял постриг, стал послушником.
Хотел удалиться в пустыню, но мать, всем для него пожертвовавшая,
воспротивилась этому. Все же он покинул Антиохию, дабы избежать
треволнений городской жизни, и предался аскезе и изучению Писания. В
поисках внутреннего покоя, он удалился в горы и стал вести суровую жизнь
среди монахов в постах и бдениях, пагубно отразившихся на его здоровье.
Почувствовав себя созревшим для выполнения проповеднической задачи,
Иоанн вернулся в Антиохию, где престарелый епископ Мелетий возвел его в
сан диакона. Написанный тогда трактат «О священстве» и сегодня
пользуется исключительной популярностью. Пятью годами позже он был
рукоположен в священники и стал проповедовать, не жалея сил и времени,
стремясь покончить с языческими нравами, искоренить древние пристрастия
к цирку, театру и языческим зрелищам. «Достанет и одного человека,–
говорил он,–обуянного праведным рвением, чтобы исправить целый народ».
Он обличал злоупотребления, вступался за бедняков, вскрывал язвы
социальной несправедливости, много писал, составлял отчеты, отвечал
всем, кто обращался к нему за советом. Он был снедаем ревностью о
ближних, все у него шло от сердца, и простые люди прекрасно чувствовали
его любовь. Иоанна Златоуста мучило общественное неустройство, ему
претило богатство и корыстолюбие. Напоминая о человеческом достоинстве
бедняка и о пределах собственности, он находит убийственные слова:
«Мулы у тебя стоят накормлены, а Христос умирает с голода у порога
твоего».
Слава Иоанна разнеслась далеко за пределы Антиохии и достигла новой
имперской столицы. Она послужила причиной его возвышения и несчастья.
По совету министра Евтропия император Аркадий перевел святого Иоанна в
столицу. Антиохийцы не хотели отпускать своего любимого пастыря, и он
был увезен обманом. Неожиданно для всех популярный антиохийский
проповедник занял самый видный пост в империи, встал во главе первого
патриархата Востока, сделался придворным императорским ритором. Может
статься, там и надеялись обрести ритора, но получили монаха и пастыря.
Началось главное испытание Иоанна, коему должно было завершиться
одиночеством и изгнанием.
Он начал реформы по собственному почину. Прежде всего, избавил
патриарший дом от следов роскоши, столь любезной сердцу его
предшественника. Ел один и не устраивал никаких торжественных приемов.
Беседовал со священниками и монахами о делах, учреждал больницы и
странноприимные дома, вел борьбу против еретических сект, новациан и
ариан. Заботливый к людям, он становился непреклонен и даже беспощаден,
когда сталкивался с ересью. Иоанн любил длинные службы и крестные ходы,
что решительно пришлось не по вкусу столичному духовенству, привыкшему
иначе распоряжаться своим временем. Он выступает против публичных
увеселений, против утопающих в роскоши правителей, критикует
распущенный и легкомысленный образ жизни придворных и тем раздражает
влиятельные круги. Нападками на роскошь женских нарядов и суетность
поведения он привел в раздражение столичных дам, включая саму
императрицу Евдоксию. В одной из проповедей он говорит, что лучше уж
ходить нагими, чем расфуфыриваться, как иные столичные модницы. Его
неукротимый морализм отпугивает епископов и ученый люд – все строят
козни против неугомонного монаха. Враги у Златоуста появляются везде –
в среде клира, среди бродячих монахов, при дворе.
В 402 году патриарху Александрийскому надлежало отчитываться в
Константинополе: Феофил быстро разобрался в обстановке, понял, что у
Иоанна много врагов и ловко извратил положение – из обвиняемого
превратился в обвинителя. Он созвал «промежуточный собор» и тот сместил
Иоанна Златоуста. Сам Златоуст на соборе не присутствовал, трижды
отклонив приглашение явиться. Император подписал бумагу, и патриарха
отправили в изгнание. Это вызвало негодование некоторых епископов и
простого народа, в столице начались уличные волнения. Во избежание
беспорядков, он решил добровольно отправиться в место своей ссылки. Но
изгнание оказалось коротким, едва Иоанн отбыл в ссылку, как в столице
произошло землетрясение, затем выкидыш у императрицы. Евдоксия увидела в
этом знамение гнева небесного на гонение, которому подвергли
праведника, и Иоанн получил приглашение вернуться в Константинополь. Но
научиться дипломатическому такту он не умел и не хотел. Как и прежде, в
своих проповедях он обличал пороки общества, обрушивался на роскошь
двора и на распущенность нравов. Поэтому примирение с императорским
двором продлилось недолго. Евдоксия решила, наконец, избавиться от
несговорчивого проповедника. Патриарха арестовали в его же соборе во
время пасхального празднества. Произнеся прощальное слово, Иоанн
покинул свою церковь и уже не вернулся в нее никогда.
Новое изгнание было тяжким, Иоанна сослали в местечко Кукуз на границе
с Арменией. Здешний климат для него оказался неподходящим. К этому
времени относится большинство его писем, до нас их дошло 236. Человек
глубоко исстрадавшийся, он до последних дней предпочитал утешать, а не
быть утешаемым. Испытания побуждали его сострадать другим. Он умер, так
и не увидев Черного моря. Последнее, что он сказал: «Слава Богу за
все». Это было 14 сентября 407 года.
Память об Иоанне Златоусте живо хранилась среди любившего его народа.
Его популярность была настолько велика, что уже в 417 году его имя
восстановили в диптихах, а в 438 его мощи были перенесены в
Константинополь и положены в храме Святых Апостолов.
|