ИКОННОГО ЖИВОПИСАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Православное отношение к иконе выходит далеко за
рамки эстетики. Священный образ существует в Церкви не только и не
столько для украшения и создания молитвенного настроения. Икона
наделяется вероучительным значением, она - свидетельство о
вочеловечении Бога, "Евангелие в красках", путь общения со Христом,
Пресвятой Богородицей, святыми. Как и Честной Животворящий Крест
Господень она - знамя христианства, наглядное исповедание веры. Церкви
много раз приходилось отстаивать именно этот взгляд на священный образ.
Она пронесла его через эпохи расцвета и упадка, гонений и торжеств,
запечатлела кровью мучеников и отвоевала в богословских спорах. В
октябре у нас есть сразу два повода обратиться к важному и яркому
разделу церковной истории - к истории иконописи.
18/31 октября празднуется память святого апостола и евангелиста Луки,
которого Предание называет первым иконописцем. Еще при жизни Божией
Матери он написал ее образ. На утрени, в день празднования Владимирской
иконы мы слышим такие слова: "Написав Твой всечестный образ,
божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия,
изобразил Творца всех на руках Твоих". По Преданию, Пресвятая Богородица
благословила Свой образ и "глаголала со властию: "С сим образом
благодать Моя и сила".Также упоминает об этой иконе
византийский историк IV века Феодор Чтец, а в VIII веке св. Андрей
Критский и св. Герман, Патриарх Константинопольский говорят об иконе
Божией Матери Одигитрии, приписываемой евангелисту Луке, которая
находится в Риме.
В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около 10 икон,
приписываемых евангелисту Луке. Кроме того, на Афоне и на Западе их
существует 21. Конечно же, это только списки с икон святого евангелиста,
ни один из подлинников не дошел до наших дней. Но Церковь подчеркивает
преемство благодати и силы, присущих всем спискам с этих икон, ведь они
воспроизводят подлинные черты Богоматери, запечатленные святым
евангелистом Лукой.
8/21 октября Православная Церковь чтит память святых отцов VII
Вселенского Собора. Он был созван в Никее в 787 году благочестивой
царицей Ириной и патриархом Тарасием. Поводом послужила ересь
иконоборцев, получившая государственную поддержку при императоре Льве
Исавре и достигшая своего апогея при его сыне Константине Копрониме.
Светская власть грубо вмешалась во внутренние дела Церкви, в вопросы
вероучения и попыталась навязать свой взгляд на священный образ всем
православным. Один из главных защитников иконопочитания св. Иоанн
Дамаскин назвал эти действия "разбойническим нападением" на Церковь.
Власти обрушили на головы непокорных преследования, по жестокости
сравнимые разве что с гонениями императора-язычника Диоклетиана.
Вначале еретики велели уничтожать лишь святые иконы, но результатом
отказа от церковного образа был полный упадок богослужебной жизни, а
следовательно, и жизни духовной. Еретики наводнили церкви светскими
изображениями "цветами, различными птицами и другими животными,
окруженными растительными побегами, среди которых копошились журавли,
вороны и павлины", превратив храм во "фруктовый сад и птичник".
Богослужение было искажено мирской музыкой и поэзией.
После вступления на трон благочестивой царицы Ирины был созван VII
Вселенский Собор. 350 епископов и множество монахов встали на защиту
православного понимания образа и опровергли еретические учения. Собор
установил почитание икон и мощей и принял ряд мер по восстановлению
нормальной жизни в Церкви.
Окончательно иконоборчество было побеждено лишь спустя полвека, когда
на Константинопольском Соборе 842 года было установлено празднование
Торжества Православия. Не "торжества иконопочитания", но именно
Торжества Православия, ведь сложная ересь иконоборчества, проникнутая
по слову прот. Георгия Флоровского "ложным пафосом неизреченности" была
нападением на православное вероучение в целом.
О.В. Прасолова
|