главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


СЫН ГРОМА - АПОСТОЛ ЛЮБВИ
 

Христианство принесло в мир весть о многих добродетелях, которые нужно стяжать человеку, дабы иметь право именоваться христианином и обрести спасение. В числе этих добродетелей называют обычно смирение, кротость, послушание, целомудрие и многие другие. Однако подчас забывают, что все добродетели есть лишь средства стяжания одной единственной, которая уже настолько совершенна, что во всей немыслимой полноте уподобляет человека самому Богу. Эта добродетель - любовь. Только христианство возвещает всему человечеству великую истину - Бог есть Любовь. Ни одна религия ни до, ни после появления христианства не открывала, не проповедовала, не утверждала всем своим бытием этой истины. Только во Христе открылся нам Бог как Любовь. Тот, кто достиг любви и узнается как верный ученик Христов. В нынешнем номере нашей газеты мы начинаем беседу о любви, предлагаем нашим читателям свидетельства Святых Отцов и учителей Церкви о природе и смысле христианской любви.

9 октября - память преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, престольный праздник храма Воронежской Православной Духовной Семинарии.

"Сыном грома" назвал Господь Иисус Христос возлюбленного ученика Своего Иоанна. Богосло­вом и Апостолом любви именует и прославляет его Церковь Христова. Из всех апостолов наименова­ние Богослова Святая Церковь дала только свя­тому Иоанну, тайнозрителю судеб Божиих.

Святой Иоанн Бого­слов был сыном Зеведея и Саломии - дочери свя­того Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников. Оставив отца, оба брата последовали за Господом. Иоанн Богослов всей душой прилепился к Боже­ственному Учителю свое­му и полюбил Его с нежностью детского сердца, за что и был ближе дру­гих Апостолов к Нему. Эта любовь к Спасителю выражалась не только на словах, но и на деле.

Так, в то время, когда Иисус Христос был рас­пят и когда ученики Его "из страха от Иудеев" (Ин.19,38) разбежались, стояли при Кресте только Божия Матерь и один уче­ник - Иоанн. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и ус­лышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботил­ся о Пресвятой Деве Ма­рии и служил Ей до Ее Ус­пения, никуда не отлуча­ясь из Иерусалима.

После Успения Божи­ей Матери апостол Иоанн направился в Ефес и дру­гие Малоазийские города для проповеди Евангелия. В это время началось гонение на христиан импе­ратора Нерона (56 - 68 гг.). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим, где он был приговорен к смерти, но Господь сохранил Сво­его избранника. Апостола Иоанна сослали в заточе­ние на остров Патмос, где он прожил много лет.

Апостол постоянно уве­щевал людей жить в мире, повторяя до последних дней своей жизни одни и те же слова: "Чадца, лю­бите друг друга". Когда же его спрашивали, зачем он так часто повторяет одно и то же, Апостол от­вечал: "Потому что в этом одном заключается все".

Однажды в одном из го­родов Малой Азии апос­тол увидел юношу, одаренного доброй душой. Это­го юношу он приблизил к себе, а когда уходил из это­го места поручил его за­ботам епископа. Епископ воспитывал его как свое­го сына. По достижении же им зрелого возраста, видя его благонравие и кротость, ослабил заботу о нем. Полученная преждев­ременная свобода приве­ла нового христианина в общество порочных свер­стников. Спустя некото­рое время св. Иоанн сно­ва прибыл в ту же хрис­тианскую общину. Епис­копа он попросил вернуть вверенного ему юношу. Но тот в слезах отвечал: "Он умер". - "Как и ка­кой смертью?" - спросил Апостол. "Для Бога умер он, - пояснил епис­коп, - он скрылся от нас, стал разбойником". Здесь и проявилась вся сила любви св. Иоанна к че­ловеку. В то время, как другие боя­лись даже приблизиться к местам раз­бойников, св. Иоанн на­правляется в горы для по­исков заблуд­шей овцы...

Стражи разбойничьей шайки схва­тили Апосто­ла и привели его к своему начальнику. Но тот, узнав в пленнике св. Иоанна, бросился от него бежать. Тогда святой, забыв свою старость, побе­жал за ним со словами: "Сын мой, зачем ты бе­жишь от меня, отца твоего? Остановись, ты имеешь еще надежду на спасение. Христос послал меня да­ровать тебе отпущение грехов. Я буду страдать за тебя, пусть кровь, которую ты пролил, будет на мне..." Потрясенный разбойник остановился, в страхе и трепете пал он пред свя­тым старцем, обливаясь слезами и прося о проще­нии. Апостол сам разде­лял со спасенным им под­виги церковного покаяния - пост, молитву, бдение и коленопреклонения - и не оставлял его, пока совер­шенно не излечил его душу. "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35).

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намно­го пережил всех осталь­ных очевидцев Господа, долго оставаясь един­ственным живым свидете­лем земной жизни и Вос­кресения Спасителя. Когда настало время отшествия апостола Иоан­на к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и пове­лел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, ска­зав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Уче­ники с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослу­шаться, исполнили его по­веление. Они закрыли лицо святого платом и за­копали могилу. Узнав об этом, осталь­ные ученики апостола пришли к месту его погре­бения и раскопали моги­лу, но ничего в ней не на­шли. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Цер­ковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая.
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии