АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ "АРГУМЕНТОВ"
ОТВЕТ "АРГУМЕНТАМ И ФАКТАМ"
В воронежском выпуске АиФ (№22, 2002) появилось
очередное выступление известных ратоборцев "за свободу совести":
журналистки Анны Абрамовой и кандидата философских наук Михаила
Жеребятьева, которого нам представили как религиоведа. Статья оформлена
венчиком из предваряющих ключевых посылов: сверху - "Вере в Бога
насильно не научишься", слева наискосок - "Общество".
С первым постулатом я совершенно согласна. Еще священномученик Петр
Дамаскин говорил: " Вера есть свободное убеждение души в том, что
говорит Бог". Для верующего христианина Библия - Слово Божие, для
неверующего — религиозно-литературный памятник. Для марксиста-атеиста
советских времен православное христианство — это "воспитание рабской
покорности", как утверждает кандидат философских наук Жеребятьев, для
серьезного культуролога — истоки великой восточно-христианской
культуры, к которой относится и русская культура. Не случайно, отец
Павел Флоренский генезис понятия "культура" возводит к культу. Даже
тогда, когда происходит секуляризация культуры, эта связь не обрывается,
она обнаруживается в мироощущении, в нравственной ориентации
творческой личности, в том, какие "проклятые вопросы" (выражение Ф.М.
Достоевского) волнуют ум и сердце автора. Если духовные истоки
иссякнут, то культурно-исторический тип уходит в прошлое.
Что касается замечания кандидата философских наук о русской песне,
"которая не стала церковной", то очевидно, он не вполне уяснил себе
общеизвестный и общепринятый в исторической науке тезис о иерархичности
культуры. Большое недоумение вызывает вторая преамбула к статье "Основы
православия с черного хода", а именно: "Общество". Очевидно, Анна
Абрамова и Михаил Жеребятьев считают себя выразителями общественного
мнения. Но вот незадача, в московском выпуске "АиФ" от 10 мая приведены
данные социологического опроса, данные эти таковы: 52% россиян заявили
себя православными (7% мусульманами). Разумеется степень воцерковления
тех, кто назвал себя православными, различна. Но таково их самосознание,
такова их духовно-нравственная ориентация. Так что же вычесть их из
общества? Не маловато ли будет в остатке?
Однако обратимся к предмету полемики. Авторы статьи решительно
протестуют против введения в школах факультатива "Основы православной
культуры и нравственности". Протестуют на том основании, что это
ущемляет право других религиозных организаций. Принять этот аргумент
никак нельзя. Во-первых, речь не идет о религиозном, воспитании и
образовании. К письму Министерства образования РФ № 14-53-281 от
4.06.99 г. вопрос о названном факультативе прямого отношения не имеет.
Православная Церковь "обучает детей религии" по желанию родителей и
самих детей в церковно-приходских воскресных школах. Этим занимаются и
другие религиозные организации в своих общинах. Речь идет о
факультативе, который может компенсировать пробел в гуманитарном
образовании. Программа факультатива позволит ученикам понять духовные
истоки родной культуры, осмыслить духовно-нравственные ценности, на
которые веками ориентировалось сознание русского человека. Кому-то эти
ценности не по душе. Но факультативный курс не обязательный предмет,
как скажем русский язык и математика. Прихожанка церкви адвентистов
седьмого дня В. Долгих, чье письмо явилось как бы сигналом к
выступлению наших правозащитников вольна своего ребенка не записывать на
факультатив. В чем проблема? В чем ущемление прав "религиозных
меньшинств"?
Во-вторых, что касается курса по религиоведению, то существующие
программы и учебные пособия представляют собой ни что иное, как
завуалированную форму атеистического воспитания, а это уже явное
нарушение прав верующих родителей. По этой причине религиоведение не
может быть обязательным школьным предметом.
О тоталитарных сектах. Наши оппоненты очевидно полагают, что "Белое
братство", Муниты, Виссарион, "Церковь Сатаны" — это те организации,
которые не представляют угрозы для психического и физического здоровья
человека? Лучше спросить родителей, станут ли они возражать против
того, чтобы их дети были предупреждены об опасности быть втянутыми в
деструктивные культы.
Думается, что выступление Абрамовой и Жеребятьева идет не от разума, а
от чувства. Ну не любят они Русскую Православную Церковь, а за одно ту
большую половину своих сограждан, которая себя причислила к
православной традиции. Что поделаешь, как говорит русская пословица
"плетью обуха не перешибешь". Россия не Америка, не тот
культурно-исторический тип. Свободу совести должно уважать, но так
называемые "религиозные меньшинства" обречены в России на
внеисторическое, внекультурное существование. И это тоже свобода личного
выбора.
Ю.В.Ушакова
|