НЕ ЧУЖИЕ ДЕТИ
Что может быть страшнее для ребенка, чем остаться
одному, без родителей, в этом мире? Дом ребенка, детский дом,
школа-интернат - эти слова стали притчей во языцех. Дети в них не были
нужны никому - ни своим родителям, бросившим их на произвол судьбы, ни
государству, которое, дав им кое-какое образование, выбрасывало их в
прямом смысле на улицу по достижении совершеннолетия. Однако в
последнее время положение заметно улучшилось. Немалая заслуга в этом
принадлежит Церкви, с которой стали сотрудничать эти учреждения.
Началось все в феврале этого года. На воспитательском часе семинаристов
призвали посещать находящийся по соседству дом ребенка. К счастью,
желание помочь детям, дать им душевное тепло, доброту, любовь
превратило обычное послушание в дело, в которое многие воспитанницы
вкладывают всю свою душу.
При словах "дом ребенка" воображение рисует леденящие душу картины
нищеты и обездоленности детей в таких заведениях. Но это представление
далеко от действительности. Далеко не в каждой семье детям живется так,
как в этом доме ребенка. Здесь у детей есть практически все: питание,
содержание, уход, доброжелательность сотрудников — все сделано для
того, чтобы им было здесь хорошо. И в этом немалая заслуга спонсоров
(находятся, слава Богу, добрые люди, которые не жалеют денег на помощь
таким вот детям). С их помощью сделан ремонт здания, закуплены игрушки,
одежда, обувь, мебель и т.п.
Познакомившись с жизнью детей в доме ребенка, семинаристки поняли, что у
них есть все, кроме родительской заботы. Дети должны видеть, что они
кому-то нужны, кто-то к ним приходит, кто-то их любит, и не чувствовать
себя такими одинокими, не чувствовать себя "детдомовскими". А дети
здесь, действительно, одиноки. Они попадают в дом ребенка по-разному:
кого-то отбирают у родителей, лишенных родительских прав за
злоупотребление наркотиками или спиртным, кого-то находят, от кого-то
отказываются сами родители, не имеющие возможности содержать
ребенка...
Дети очень любят своих "мам", радуются, когда они приходят, гуляют с
ними, берут их в парк. Эти дети не видят окружающей среды, с ними
тяжелее, чем с их "домашними" сверстниками, потому что они лишены
родительской ласки, у многих из них задержка в развитии. Когда одного
начинают ласкать, другие смотрят, а ведь всех сразу не обнимешь.
" Домашние" дети получают какую-то разрядку дома, они приходят домой,
отдыхают, расслабляются, а здесь дети круглые сутки в своем маленьком
коллективе. Они более возбужденные. В детских садах дети пытаются
сгруппироваться, а здесь, наоборот, стараются уединиться. Когда
приходит гость, им хочется пообщаться с глазу на глаз, а не в какой-то
большой компании.
В основном дети веселы, жизнерадостны. Бывает, что они устают друг от
друга. Воспитатели для них мамы. Они стараются дать детям больше
тепла,
ласки. Часто берут их на выходные домой, говорят, дети возвращаются
потом в дом ребенка с большой неохотой.
Первым делом семинаристов было скорейшее воцерковление детишек, которые
более других нуждались в благодатной помощи Божией. Было получено
согласие администрации крестить всех детей в группе от 1,5 до 2 лет, тем
более, что сами воспитатели давно хотели это сделать. Договорились с
ректором Семинарии, всем детишкам нашли крестных. Всю группу привезли
на автобусе. Крещение совершил отец Виталий Давидюк.
Следующим шагом к воцерковлению малышей было регулярное их причащение
Святых Христовых Тайн. В церковь их водили по одному, и они с
удовольствием причащались. Благодатные плоды этого не заставили себя
ждать. Двух девочек из этой группы, Настю и Диану, хотела удочерить
американская семья. За ними уже полгода наблюдали, посылали кассеты с
записями детей. Семинаристки очень переживали за детей, которым
предстояло ехать в Америку, их пугали слухи о том, что в мире
процветает торговля "детским товаром". И вот в день крещения детей
пришло известие, что процедура удочерения прекращена и отныне детей
будут отдавать только в русские семьи. Через неделю усыновили Настю, а
через два месяца - Диану. Приемные родители Насти ждали этого момента
больше двух лет.
Незадолго до крещения малышей в дом ребенка приехал духовник Семинарии
протоиерей Петр Петров и совершил крещение детей двух старших групп.
Тогда же принял крещение и главврач, которого все называют просто
"главный". Не все складывалось гладко. Находились и противники
посещения малышами церкви и их причащения, правда, исключительно по
гигиеническим соображениям (мол, в храме много всякого народа) или во
время болезни детей.
Воспитатели довольны тем, что семинаристки ходят к детям, водят их в
церковь, причащают. Отмечают, что дети в группе, где помогают
воспитанницы Семинарии, стали лучше развиваться, быстрее начинают
говорить.
Когда говорят, что ребенка могут не усыновить вообще, становится
страшно. Но когда ребенка забирают, девушки очень переживают. Переживают
и воспитатели. Чтобы усыновить ребенка, многим семьям приходится ждать
несколько лет. Мы интересовались, придирчиво ли выбирают ребенка
будущие приемные родители, и выяснили, что люди идут сюда с такой
надеждой обрести здесь своего сына или дочь, что любой ребенок для них,
как свет в окне. Бывает, что в данный момент только один ребенок
подлежит усыновлению, его предложили, и он понравился. То есть люди
готовы к этому. Усыновляют детей люди с самым разным достатком. Много
людей приезжает с области. Воспитатели рады за детей, которых
усыновляют. Они считают, что этим детям очень повезло. Ведь никакой дом
ребенка не заменит семьи. К тому же в семье у детей более определенное
будущее. От мысли о будущем менее везучих своих подопечных
воспитателям становится страшно.
О том месте, которое должна занять Церковь в жизни этих детей, говорит
ректор Семинарии протоиерей Василий Попов:
— Еще совсем недавно, вплоть до 90-х годов, Церковь была лишена одной из
своих главных ролей — благотворительной деятельности и проповеди вне
храма. Хотя тайно, незаконно (с точки зрения советской власти), рискуя
потерять свой приход, священники и крестили, и проповедовали.
Задача Семинарии сейчас — не только дать духовное образование, но и
научить студентов, что высокие христианские идеалы, не подкрепленные
делами, всего лишь "медь звенящая и кимвал бряцающий". Апостол учил:
"Вера без дел мертва".
Сергей Ступников, Алексий Диагенов
|