главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


НЕ ЧУЖИЕ ДЕТИ

Что может быть страшнее для ребенка, чем остаться одному, без родителей, в этом мире? Дом ребенка, детский дом, школа-интернат - эти сло­ва стали притчей во языцех. Дети в них не были нуж­ны никому - ни своим родителям, бросившим их на произвол судьбы, ни государству, которое, дав им кое-какое образование, выбрасывало их в прямом смыс­ле на улицу по достижении совершеннолетия. Однако в последнее время положение заметно улуч­шилось. Немалая заслуга в этом принадлежит Церк­ви, с которой стали сотрудничать эти учреждения. Началось все в феврале это­го года. На воспитательском часе семинаристов призвали посе­щать находящийся по соседству дом ребенка. К счастью, желание помочь детям, дать им душевное теп­ло, доброту, любовь преврати­ло обычное послушание в дело, в которое многие воспитанни­цы вкладывают всю свою душу.

При словах "дом ребенка" воображение рисует леденящие душу картины нищеты и обез­доленности детей в таких заве­дениях. Но это представление далеко от действительности. Да­леко не в каждой семье детям живется так, как в этом доме ребенка. Здесь у детей есть прак­тически все: питание, содержа­ние, уход, доброжелательность сотрудников — все сделано для того, чтобы им было здесь хо­рошо. И в этом немалая заслуга спонсоров (находятся, слава Богу, добрые люди, которые не жалеют денег на помощь таким вот детям). С их помощью сделан ремонт здания, закуплены игрушки, одежда, обувь, мебель и т.п.

Познакомившись с жизнью детей в доме ребенка, семинаристки поняли, что у них есть все, кроме родительской забо­ты. Дети должны видеть, что они кому-то нужны, кто-то к ним приходит, кто-то их любит, и не чувствовать себя такими оди­нокими, не чувствовать себя "детдомовскими". А дети здесь, действительно, одиноки. Они попадают в дом ребенка по-разному: кого-то от­бирают у родителей, лишенных родительских прав за злоупот­ребление наркотиками или спиртным, кого-то находят, от кого-то отказываются сами ро­дители, не имеющие возможно­сти содержать ребенка...

Дети очень любят своих "мам", радуются, когда они приходят, гуляют с ними, бе­рут их в парк. Эти дети не видят окружающей среды, с ними тяжелее, чем с их "домашними" сверстниками, потому что они лишены родительской лас­ки, у многих из них задержка в развитии. Когда одного начина­ют ласкать, другие смот­рят, а ведь всех сразу не обни­мешь.

" Домашние" дети полу­чают какую-то разрядку дома, они приходят домой, отдыха­ют, расслабля­ются, а здесь дети круглые сутки в своем ма­леньком коллективе. Они более возбужденные. В детских садах дети пытаются сгруппировать­ся, а здесь, наоборот, старают­ся уединиться. Когда приходит гость, им хочется пообщаться с глазу на глаз, а не в какой-то большой компании.

В основном дети веселы, жизнерадостны. Бывает, что они устают друг от друга. Воспита­тели для них мамы. Они стара­ются дать детям больше тепла, ласки. Часто берут их на вы­ходные домой, говорят, дети возвращаются потом в дом ре­бенка с большой неохотой.

Первым делом семинарис­тов было скорейшее воцерковление детишек, которые более других нуждались в благодат­ной помощи Божией. Было получено согласие администрации крестить всех детей в группе от 1,5 до 2 лет, тем более, что сами воспита­тели давно хотели это сделать. Договорились с ректором Се­минарии, всем детишкам на­шли крестных. Всю группу привезли на автобусе. Креще­ние совершил отец Виталий Давидюк.

Следующим шагом к воцерковлению малышей было регулярное их причащение Святых Христовых Тайн. В цер­ковь их водили по одному, и они с удовольствием причаща­лись. Благодатные плоды этого не заставили себя ждать. Двух де­вочек из этой группы, Настю и Диану, хотела удочерить амери­канская семья. За ними уже пол­года наблюдали, посылали кас­сеты с записями детей. Семинаристки очень переживали за детей, которым предстояло ехать в Америку, их пугали слу­хи о том, что в мире процвета­ет торговля "детским товаром". И вот в день крещения детей пришло известие, что процеду­ра удочерения прекращена и от­ныне детей будут отдавать толь­ко в русские семьи. Через неде­лю усыновили Настю, а через два месяца - Диану. Приемные родители Насти ждали этого мо­мента больше двух лет.

Незадолго до крещения ма­лышей в дом ребенка приехал духовник Семинарии протоие­рей Петр Петров и совершил крещение детей двух старших групп. Тогда же принял креще­ние и главврач, которого все называют просто "главный". Не все складывалось гладко. Находились и противники по­сещения малышами церкви и их причащения, правда, исключи­тельно по гигиеническим сооб­ражениям (мол, в храме много всякого народа) или во время болезни детей.

Воспитатели довольны тем, что семинаристки ходят к де­тям, водят их в церковь, при­чащают. Отмечают, что дети в группе, где помогают воспитанницы Семинарии, стали лучше развиваться, быстрее начинают говорить.

Когда говорят, что ребенка могут не усыновить вообще, становится страшно. Но когда ребенка забирают, девушки очень переживают. Переживают и воспитатели. Чтобы усыновить ребенка, многим семьям приходится ждать несколько лет. Мы инте­ресовались, придирчиво ли вы­бирают ребенка будущие при­емные родители, и выяснили, что люди идут сюда с такой надеждой обрести здесь своего сына или дочь, что любой ре­бенок для них, как свет в окне. Бывает, что в данный момент только один ребенок подлежит усыновлению, его предложили, и он понравился. То есть люди готовы к этому. Усыновляют детей люди с самым разным до­статком. Много людей приезжа­ет с области. Воспитатели рады за детей, которых усыновляют. Они считают, что этим детям очень повезло. Ведь никакой дом ребенка не заменит семьи. К тому же в семье у детей более определенное будущее. От мыс­ли о будущем менее везучих сво­их подопечных воспитателям становится страшно.

О том месте, которое дол­жна занять Церковь в жизни этих детей, говорит ректор Се­минарии протоиерей Василий Попов:

— Еще совсем недавно, вплоть до 90-х годов, Церковь была лишена одной из своих главных ролей — благотвори­тельной деятельности и пропо­веди вне храма. Хотя тайно, не­законно (с точки зрения совет­ской власти), рискуя потерять свой приход, священники и кре­стили, и проповедовали.

Задача Семинарии сейчас — не только дать духовное обра­зование, но и научить студен­тов, что высокие христианские идеалы, не подкрепленные делами, всего лишь "медь звеня­щая и кимвал бряцающий". Апостол учил: "Вера без дел мертва".

Сергей Ступников, Алексий Диагенов
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии