главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


ТРОИЦА

Ежегодно празднуя День Со­шествия Святого Духа, мы, воз­любленные о Господе братья и сестры, называем его также Днем Пятидесятницы и Пресвятой Троицы. О значении этого великого события сказано и на­писано много, и никто никог­да из людей не сможет исчер­пать того, что можно сказать об этом великом дне.

Остановим наше внимание на учении Святой Церкви о Боге Троице. Мы поклоняемся Единому Богу-Троице, и в этом особенное величие и истинность нашего богопоклонения. Но кто такой Бог-Троица?

Некогда блаженный Авгус­тин пытался проникнуть в глу­бину этой истины, размышлял об этом постоянно. Однажды прогуливаясь по берегу моря, занятый все той же мыслью, он увидел мальчика, который си­дел на берегу моря и, выкопав в песке небольшую ямку, чер­пал своими крохотными ладонями воду из моря, наполняя выкопанное углубление. Авгус­тин спросил его: "Что ты дела­ешь?" Он отвечал: "Хочу пере­лить море в эту ямку". Блажен­ный воскликнул: "Разве это воз­можно?" Мальчик сказал: "Ско­рее я сделаю это, чем ты по­знаешь тайну Святой Троицы", — и исчез. Так Господь вразу­мил Августина, указав, что тай­ну Божества до конца невоз­можно понять нашим ограни­ченным разумом. Мы можем лишь приблизиться к понима­нию тайны Святой Троицы, рассматривая некоторые пред­меты видимого мира.

Святой Кирилл Философ так учил о Святой Троице: "По­смотрите на небо, вы видите солнце. Что заключает в себе солнце? Мы видим блестящий круг, от которого рождается свет и исходит тепло. Бог Отец, как солнечный круг, не имеет начала и конца, ибо круг — сим­вол вечности. От Него вечно рождается Сын Божий, как от солнечного круга свет, и, как от солнца вместе с лучами ис­ходит тепло, так и от Отца ис­ходит Дух Святой. Каждый раз­личает отдельно солнечный круг, свет и тепло, но это не три солнца, а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: в ней три Лица, Бог - единый и не­раздельный".

Вот эту тайну, что Бог Один по Существу, но Троичен в Ли­цах, во всей полноте открыл нам Иисус Христос. Он открыл нам и другую сокровенную тай­ну, неведомую прежде никому, "что Бог есть Любовь". Одна ве­ликая тайна помогает нам при­близиться к пониманию другой: "Бог есть любовь, потому что Он Троичен в Лицах, и Бог Тро­ичен в Лицах, потому что Он -любовь". Даже человеческое не­совершенное чувство соединя­ет людей как бы в одно суще­ство, например, супругов, се­мью, друзей. Любовь Божествен­ная безмерна, Один Бог, име­ющий одну сущность и живу­щий одной жизнью, Бог-Трои­ца — это самое совершенное единство в любви. Про каждое Лицо Святой Троицы можно сказать, что это — Сама Лю­бовь, любовь, все до конца отдающая, всецело одаряющая. По преизбытку своей любви Бог творит мир и другие живые су­щества, чтобы они разделили Его любовь, Его радость, Его блаженство. И это было бы воз­можно, если бы только сотворенные Богом существа так же самоотверженно любили друг друга. Все люди, движимые лю­бовью, согласно замыслу Бо­жию, должны были по образу Пресвятой Троицы составить как бы одно существо. Но грех внес и вносит раздор, разделе­ние среди людей, над нами во­зобладало самолюбие, замыка­ющее человека в самом себе. Че­ловек стал эгоистом. Где же тут может иметь место бескорыст­ная любовь и соединение всех друг с другом?! Но Сын Божий, став человеком и отдав свою жизнь за спасение всех, вновь открыл путь людям к единству. Бог Отец благословил, увенчал подвиг Сына, воскресив Его из мертвых, и вознес Его на небо, тем самым и для всех последо­вателей воплощенного Сына Божия открылась возможность славного воскресения и восхож­дения в небесные обители, для них уготованные, но для этого людям необходимо принять в себя силу Божественной жизни и любви. И вот Дух Святой, сой­дя на землю, дает уверовавшим во Христа эту силу, дает как бесценный дар Божественную любовь, которая, проникнув во все составы человека, может действительно соединить всех в одно Богоподобное целое.

Сегодня праздник Боже­ственной Любви, праздник единения всех людей. Поэтому в кондаке сегодняшнего дня поется: "Егда снисшед языки слия, разделяше языки Выш­ний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Все­святаго Духа". При построении вавилонской башни для того, чтобы разрушить злой замысел людей, Бог сошел и сделал так, что все стали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга, тем самым строительству башни был по­ложен конец. В День Пятидесят­ницы Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков и собрал всех воедино, со­брал их своим присутствием в каждом из них и, хотя апосто­лы стали говорить на разных языках, это не мешало им понимать друг друга. Отсюда ясно, что благодать Святого Духа мо­жет собрать и объединить всех людей земли в единое целое. Только наличие Божественно­го Духа в человеке как связую­щего звена неразрывно соеди­няет людей независимо от на­циональности, возраста, поло­жения в обществе. Что же нуж­но для этого? Недостаточно только призывать человечество к дружбе, братству, равенству. Для того, чтобы было един­ство, братство и равенство сре­ди людей не на словах, а на деле, все должны принять Хри­ста, уверовать в Него, как учит Святая Православная Церковь. Вера в Спасителя и жизнь в соответствии с этой верой — единственное и необходимое условие для принятия в себя благодати Святого Духа. Все об­ратившиеся ко Христу через та­инство Крещения входят в но­вую жизнь, составляют Цер­ковь Божию на земле, которая есть предначаток всеобщего единства. Церковь — это образ единства всего человечества, которое может стать единым только тогда, когда все войдет в Церковь Христову. Тогда не будет "ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, - но всяческая и во всех Христос".
Помолимся же ко Всесвятой Троице, чтобы мы и все люди силою Божественной любви об­рели бы благословенное един­ство. Аминь.

Протоиерей Василий Попов
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии