ТРОИЦА
Ежегодно празднуя День Сошествия Святого Духа, мы,
возлюбленные о Господе братья и сестры, называем его также Днем
Пятидесятницы и Пресвятой Троицы. О значении этого великого события
сказано и написано много, и никто никогда из людей не сможет
исчерпать того, что можно сказать об этом великом дне.
Остановим наше внимание на учении Святой Церкви о Боге Троице. Мы
поклоняемся Единому Богу-Троице, и в этом особенное величие и истинность
нашего богопоклонения. Но кто такой Бог-Троица?
Некогда блаженный Августин пытался проникнуть в глубину этой истины,
размышлял об этом постоянно. Однажды прогуливаясь по берегу моря,
занятый все той же мыслью, он увидел мальчика, который сидел на берегу
моря и, выкопав в песке небольшую ямку, черпал своими крохотными
ладонями воду из моря, наполняя выкопанное углубление. Августин спросил
его: "Что ты делаешь?" Он отвечал: "Хочу перелить море в эту ямку".
Блаженный воскликнул: "Разве это возможно?" Мальчик сказал: "Скорее я
сделаю это, чем ты познаешь тайну Святой Троицы", — и исчез. Так
Господь вразумил Августина, указав, что тайну Божества до конца
невозможно понять нашим ограниченным разумом. Мы можем лишь
приблизиться к пониманию тайны Святой Троицы, рассматривая некоторые
предметы видимого мира.
Святой Кирилл Философ так учил о Святой Троице: "Посмотрите на небо, вы
видите солнце. Что заключает в себе солнце? Мы видим блестящий круг, от
которого рождается свет и исходит тепло. Бог Отец, как солнечный круг,
не имеет начала и конца, ибо круг — символ вечности. От Него вечно
рождается Сын Божий, как от солнечного круга свет, и, как от солнца
вместе с лучами исходит тепло, так и от Отца исходит Дух Святой.
Каждый различает отдельно солнечный круг, свет и тепло, но это не три
солнца, а одно солнце на небе. Так и Святая Троица: в ней три Лица, Бог
- единый и нераздельный".
Вот эту тайну, что Бог Один по Существу, но Троичен в Лицах, во всей
полноте открыл нам Иисус Христос. Он открыл нам и другую сокровенную
тайну, неведомую прежде никому, "что Бог есть Любовь". Одна великая
тайна помогает нам приблизиться к пониманию другой: "Бог есть любовь,
потому что Он Троичен в Лицах, и Бог Троичен в Лицах, потому что Он
-любовь". Даже человеческое несовершенное чувство соединяет людей как
бы в одно существо, например, супругов, семью, друзей. Любовь
Божественная безмерна, Один Бог, имеющий одну сущность и живущий
одной жизнью, Бог-Троица — это самое совершенное единство в любви. Про
каждое Лицо Святой Троицы можно сказать, что это — Сама Любовь, любовь,
все до конца отдающая, всецело одаряющая. По преизбытку своей любви Бог
творит мир и другие живые существа, чтобы они разделили Его любовь, Его
радость, Его блаженство. И это было бы возможно, если бы только
сотворенные Богом существа так же самоотверженно любили друг друга. Все
люди, движимые любовью, согласно замыслу Божию, должны были по образу
Пресвятой Троицы составить как бы одно существо. Но грех внес и вносит
раздор, разделение среди людей, над нами возобладало самолюбие,
замыкающее человека в самом себе. Человек стал эгоистом. Где же тут
может иметь место бескорыстная любовь и соединение всех друг с другом?!
Но Сын Божий, став человеком и отдав свою жизнь за спасение всех, вновь
открыл путь людям к единству. Бог Отец благословил, увенчал подвиг Сына,
воскресив Его из мертвых, и вознес Его на небо, тем самым и для всех
последователей воплощенного Сына Божия открылась возможность славного
воскресения и восхождения в небесные обители, для них уготованные, но
для этого людям необходимо принять в себя силу Божественной жизни и
любви. И вот Дух Святой, сойдя на землю, дает уверовавшим во Христа эту
силу, дает как бесценный дар Божественную любовь, которая, проникнув во
все составы человека, может действительно соединить всех в одно
Богоподобное целое.
Сегодня праздник Божественной Любви, праздник единения всех людей.
Поэтому в кондаке сегодняшнего дня поется: "Егда снисшед языки слия,
разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение
вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа". При построении
вавилонской башни для того, чтобы разрушить злой замысел людей, Бог
сошел и сделал так, что все стали говорить на разных языках и перестали
понимать друг друга, тем самым строительству башни был положен конец. В
День Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков
и собрал всех воедино, собрал их своим присутствием в каждом из них и,
хотя апостолы стали говорить на разных языках, это не мешало им
понимать друг друга. Отсюда ясно, что благодать Святого Духа может
собрать и объединить всех людей земли в единое целое. Только наличие
Божественного Духа в человеке как связующего звена неразрывно
соединяет людей независимо от национальности, возраста, положения в
обществе. Что же нужно для этого? Недостаточно только призывать
человечество к дружбе, братству, равенству. Для того, чтобы было
единство, братство и равенство среди людей не на словах, а на деле,
все должны принять Христа, уверовать в Него, как учит Святая
Православная Церковь. Вера в Спасителя и жизнь в соответствии с этой
верой — единственное и необходимое условие для принятия в себя благодати
Святого Духа. Все обратившиеся ко Христу через таинство Крещения
входят в новую жизнь, составляют Церковь Божию на земле, которая есть
предначаток всеобщего единства. Церковь — это образ единства всего
человечества, которое может стать единым только тогда, когда все войдет
в Церковь Христову. Тогда не будет "ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни
скифа, ни раба, ни свободного, - но всяческая и во всех Христос".
Помолимся же ко Всесвятой Троице, чтобы мы и все люди силою Божественной
любви обрели бы благословенное единство. Аминь.
Протоиерей Василий Попов
|