главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


"ТРОЯНСКИЙ КОНЬ" СЕКТАНТСТВА

В последние месяц-два воронежцы, несомненно, заметили "десант" молодых людей в белых руба­хах и черных галстуках, что-то активно на лома­ном русском с сильным американским акцентом объясняющих прохожим. Наш город вновь стал ареной активной деятельности американской сек­ты мормонов, да и не только их.

Впрочем, это проблема остро стоит не только в Воронеже: по всей нашей стране от Калининграда до Камчатки в обществе (особенно среди молодежи) распространяются новые религиозные движения, секты и культы.

В наши дни, когда тысячи людей ис­пытывают духовный голод, ищут опору для полноценной духовной жизни, впол­не объясним повышенный интерес к ре­лигии как таковой. Поколения, воспи­танные на атеизме не безрелигиозны, напротив, современное общество все больше и больше становится языческим. Языческим поклонением окружается все вокруг — от спорта и успеха до кока-колы и секса. Массовое сознание нахо­дится под постоянным влиянием мистико-оккультных, псевдонаучных, язы­ческих и других псевдорелигиозных уче­ний. И это, несомненно, богатейшая почва для роста сект. Другой причиной увлечения общества, в первую очередь молодых людей, новыми религиозными движениями яв­ляется то, что, все сектантские учения предлагают "легкий путь": "протяни руку – и ты спасен", "уверуй — и ты на небесах", "стань членом организации – и тебе обеспечена вечная жизнь". В них начисто отсутствуют духовный труд и са­мовоспитание, которые составляют ос­новы духовного пути православного хри­стианина, выраженного в Евангелии от Матфея: "Царство Небесное силою бе­рется, и употребляющие усилия восхи­щают его" (11, 12).

В сектах активно пропагандируются идеи элитарности, исключительности, самодовольства, своего рода "духовно­го суперменства". Мысль о необходимо­сти увидеть собственные грехи и недо­статки, лежащая в основе православно­го учения о путях духовной жизни (аскетики), отвергается, а это способствует несомнен­ному успеху сектантов сре­ди молодежи, воспитанной на примерах супергероев из голливудских боевиков. Кос­венно росту числа сект способствует и экзотичность некоторых религиозных движений: кришнаитов, мормонов, сатанистов и других.

Опасность сектантства в том, что в сектах изна­чально исключается возможность, и тем более необходимость, рассужде­ния. Призыв апостола Павла: "Все ис­пытывайте, хорошего держитесь" (1 Фес. 5, 21) предается забвению, несмотря на то, что сектанты, как правило, декларируют верность Биб­лии. Это отсутствие рассуждения, ко­торое, кстати, является важнейшей с православной точки зрения доброде­телью христианина, ведет к бездумно­му принятию сектантских утопий и фактическому духовному рабству.

Мы с горечью должны сказать, что отсутствие критериев абсолютного доб­ра и зла в ряде культов ставит обществен­ную и семейную жизнь сектантов в зависимость от власти гуру, учителя, на­ставника и т.д. Яркий пример явлений такого рода — кришнаиты, трансценден­тальная медитация, движение Шри Чин-моя, Аум Синрикё и другие аналогич­ные культы.

Страшной иллюстрацией сказанного может слу­жить совер­шенное в го­роде Туре 21 марта нынешнего года ритуальное убийство кришнаитом иеромонаха Григория (Яковлева). На допросе он признался, что сделал это по указанию гуру от Криш­ны. Известно, что сатанистские секты культивируют поклонение силам зла, и неоднократно в средствах массовой ин­формации сообщалось.об убийствах, совершенных сатанистами, в том числе и в Воронеже. Достаточно вспомнить многочисленные факты осквернения кладбищ, издева­тельства над животными и т.д. которые являются звеньями все той же цепи.

Религиозные движения оккультно­го характера изначально исповедуют свое желание властвовать над матери­альным, духовным миром и над чело­веком, а для этого, как известно, все средства хороши.

Читатель вправе задать вопрос: "А делается ли хотя бы что-то, чтобы остановить духовную интервенцию?" Первым и главным средством являет­ся хорошее религиозное просвещение. По мнению всех православных специалистов в области сектоведения, не­обходимо, чтобы человек, делающий свой духовный выбор, четко представ­лял, на основании чего он его делает. Для этого прежде всего необходимо знание основ традиционных "культурообразующих религий", а это невоз­можно без преподавания в учебных за­ведениях религиоведческих дисциплин на высоком уровне. Хотелось бы наде­яться, что хотя бы отчасти оздоровит обстановку введение в учебные заве­дения факультативного курса Основ Православия.

Православная Церковь, свидетель­ствуя о Христе, не навязывает себя. Мы предупреждаем о необходимости со всей ответственностью и рассудительностью выбирать свой путь духовной жизни и предостерегаем всех наших сограждан об опасностях, которые подстерегают каж­дого человека на этом пути.

Давайте же прислушаемся к словам святого апостола Павла: "Братия! Испытывайте, что благоугодно Богу, и не уча­ствуйте в бесплотных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обна­руживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, есть свет; посему сказано: встань, спящий, и вос­кресни из мертвых, и осветит тебя Хри­стос" (Еф. 5, 10-14).

P.S. 29 июня в Воронежской облас­тной думе по инициативе комиссии по связям с общественностью прошел круг­лый стол, на котором была заслушана информация о деятельности "Церкви последнего завета" Виссариона - одной из наиболее опасных тоталитарных сект. Участники круглого стола, представи­тели административных и правоохрани­тельных органов, Церкви, обществен­ности, жертвы виссарионовцев были единодушны в том, что деятельность деструктивных культов представляет ре­альную угрозу для каждого человека и общества в целом. В принятом обраще­нии участники круглого стола призвали областную думу выступить с законода­тельной инициативой о внесении изме­нений в закон "О свободе совести", которые поставили бы преграду на пути появления и распространения тоталитар­ных сект.
 

Н.В. Макеев
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии