главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


ДЕНЬ ВСЕХ РУССКИХ СВЯТЫХ

Первыми прославленными Церковью русскими святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб, которые приня­ли мученическую кончину от руки своего брата Святополка. Вскоре был прославлен и пре­подобный Феодосий Печерс­кий, основатель и первый игу­мен Киево-Печерского монастыря, отец русского монаше­ства.

Во время татаро-монгольс­кого ига особое место в исто­рии Русской Церкви занимает служение святых благоверных князей. Так, князь-мученик Михаил Черниговский, казнен­ный с боярином Феодором в Орде за твердое исповедание веры во Христа, стал одним из самым почитаемых святых князей наряду с Борисом и Глебом. Святой Александр Невский во­истину стал национальным ге­роем русского народа.

После перенесения митро­поличей кафедры из Киева в Москву были прославлены московские святители Петр и Алексий, праведностью и мудростью укреплявшие Церковь. Тогда же повсеместно стала праздноваться память еще пят­надцати русских святых, сре­ди которых были княгиня Оль­га, князь Владимир, преподоб­ные Антоний Печерский, Вар­лаам Хутынский. Всеобщее по­читание и любовь на Руси еще при жизни стяжали преподоб­ные Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский, учени­ки которых основали множе­ство монастырей, ставших центрами духовной жизни. В XV в. просиял преподобный Нил Сорский. Он основал первые на Руси скиты - общежительные монастыри со строгим уставом. Идеал совершенного общежития стремился осуществить в своем монастыре его современник преподобный Иосиф Волоцкий.

В 1547 и 1549 г. митрополит Макарий созвал два собора, на которых был прославлен целый сонм русских святых. Тогда же была впервые составлена служ­ба, в которой соборно прослав­лялись все русские святые.

В синодальную эпоху проси­яли святители Димитрий Рос­товский, Иннокентий Иркутс­кий, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский. В XVIII в. пре­подобный Паисий Величковский восстановил древнюю тра­дицию старчества, издревле су­ществовавшую в русском мона­шестве. Она получила свое глу­бокое развитие в Оптиной пус­тыни, Сарове, на Валааме, ко­торые воистину стали центра­ми духовной жизни России. Глу­бочайшим почитанием во всем христианском мире окружены святой праведный Иоанн Кронштадтский и преподобный Силуан Афонский.

После революции 1917 г. просияло множество святых новомучеников и исповедни­ков во главе со Святейшим Патриархом Тихоном. В 1918 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви восста­новил празднование памяти всех святых, в земле Российс­кой просиявших.

В день соборной памяти всех российских святых вспоминают­ся слова Г. Федотова: "В русских святых мы чтим не только не­бесных покровителей святой и грешной России: в них мы це­ним откровения нашего соб­ственного духовного пути. Здесь путь для всех, отмеченный ве­хами героического подвижниче­ства немногих".

Е.А. Иванова
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии