АПОСТОЛОМ ЕДИНОНРАВНИИ
О заслугах святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла перед
Церковью и славянскими народами сказано много. Они не только изобрели
новые знаки для письма, но и перевели необходимые для этого книги и
создали литературный язык для народа, который никогда его не имел. Тем
самым святые Мефодий и Кирилл поставили славянские страны на одну
ступень с "цивилизованными" государствами в области культуры и науки.
Но, как правило, при разговоре о деятельности святых братьев
незаслуженно обходится стороной труд их многочисленных учеников, на
плечи которых пали значительные трудности.
После смерти святителя Мефодия на Моравскую кафедру был поставлен его
ученик Горазд. В то время в Моравии активизировались сторонники
богослужения на латинском языке. Они оклеветали святителя Горазда и
святых пресвитеров Климента, Наума, Савву и Ангеляра, обвинив их в
заговоре и ереси. Моравский князь Святополк счел их виновными, положив
тем самым начало гонениям на святых учеников и их сторонников. В 886
году в Паннонии и Моравии была отменена литургия на славянском языке.
Эта политика поддерживалась римским папой Стефаном V.
Святитель Горазд и другие пресвитеры были заточены в темницу,
претерпели жестокие истязания. Часть учеников бежала из страны,
большинство же было продано в рабство на невольническом рынке в
Венеции. Изгнанные из Моравии во главе с Климентом, Наумом и Ангеларием
отправились в Болгарию, где были встречены с почестями.
Дело в том, что в то время Болгария в церковном и культурном отношении
зависела от Византии и хотела освободиться от излишней опеки. Князь
Борис, при котором страна достигла своего могущества, знал о
деятельности святых братьев и их учеников в Паннонии и Моравии и
понимал, что прежде, чем говорить о церковной самостоятельности, нужно
подготовить священников к ведению службы на славянском языке и перевести
необходимые для этого книги. Он принимает решение организовать центр
книжности, который позже будет назван Охридским. Во главе его стоял
Климент, один из ближайших учеников святых Мефодия и Кирилла.
За семь лет (886-893) он проделал громадную работу: организовал школы
для детей и взрослых, делал переводы и переписывал тексты, создавал
новые произведения на славянском языке (написал поучения на болгарском
языке на великие церковные праздники).
Около 886 года святой Климент был поставлен первым епископом-болгарином
Велицы. Еще при жизни он прославился даром чудотворений (исцелил двух
расслабленных и слепого). Незадолго до кончины (+ 916 г.) он перевел
Триодь Цветную на болгарский язык.
Другим центром просвещения становится город в Восточной Болгарии Преслав,
у истоков деятельности которого стояли ученики Мефодия Наум и
Константин, названный Преславским.
Общепринятой азбукой стала глаголица. Богослужение традиционно велось в
Болгарии на греческом языке и священников, могущих переводить его на
славянский, было все-таки недостаточно. Кроме того, государственный
аппарат тоже еще не был готов к переходу на глаголицу. Хотя славянский
язык и был провозглашен языком Церкви и государства, но письмо должно
было в основе своей остаться греческим. Вот тогда и встает вопрос о
реформе прежней азбуки на основе греческого языка. Этот труд, скорее
всего, и проделывает Константин Преславский. Некоторые считают, что
создателем кириллицы стал святитель Климент. Но в его центре книжности
тексты писались на глаголице, да и все македонские рукописи конца X -
начала XI веков также глаголические. Это позволяет выдвинуть версию о
том, что кириллицу создало позднее поколение учеников, к которому и
относился Константин Преславский. Он был образованнейшим человеком
своего времени: оратор, переводчик, писатель, поэт.
В основу новой азбуки положено греческое унциальное письмо; буквы,
необходимые для обозначения специфических славянских звуков, были
отчасти заимствованы из глаголицы, либо изобретены заново и стилизованы
на основе греческого письма. К сожалению, о жизни и трудах учеников
святых Мефодия и Кирилла известно немного. Деятельность их еще
понастоящему нами не оценена, но то, что не могут воздать им люди, уже
воздал Господь, поскольку они вместе со своими равноапостольными
учителями помогают "языки словенския утвердите в Православии и
единомыслии".
О.В. Ушакова
|