главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


СВИДЕТЕЛЬСТВО ВОСКРЕСЕНИЯ

 

И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею. (Мф. 27, 59)
Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и поло­жил Его во гробе. (Мк. 15, 46)

Доказательством Крестной смерти и Вос­кресения Господа нашего Иисуса Христа яв­ляется Туринская Плащаница, в которую был завернут при погребении Спаситель. Она представляет собой полотно длинною 4,3 м и шириною 1,1 м. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов - издали в расположении этих пятен вырисовываются очертания человеческой фигу­ры и мужского лица с бородой и длинными волосами.

Предупреждая возможные вопросы, сразу же обратим внимание на датировку. Ткань Пла­щаницы - льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такие ткани изготавливались на Ближ­нем Востоке, в частности, в Сирии, в I веке по Рождестве Христовом и получили название "дамаск". Они стоили очень дорого. На Плащани­це сохранились отпечатки монет, которыми были покрыты глаза Покойного. Это очень ред­кая монета, "лепта Пилата", чеканившаяся толь­ко около 30-го года по Р.Х., на которой над­пись "император Тиберий" сделана с ошибкой. В 1986 г. атеисты вздохнули свободно в связи с тем, что по результатам радиоуглеродного анализа, производившегося тогда, Плащаница оказалась не "старше" XIV века. Однако прове­денные в 1995 году повторные исследования в этой области с учетом всех внешних обстоя­тельств, способных "омолодить" ткань, определяют возможный возраст Плащаницы двумя тысячелетиями. Производились исследования цветной пыльцы на Плащанице, подтвердившие ее длительное пребывание в Палестине: 39 ви­дов из 49 либо собственно палестинские, либо вообще ближневосточные формы. К тому же, пыльца обладает невероятной устойчивостью и позволяет установить не только где, но и когда росли цветы, с которых она облетела. Резуль­таты были поразительными. На Плащанице на­ходилась пыльца, встречающаяся только у рас­тений Палестины I века, а также растений Си­рии, Византии, Франции, соответственно бо­лее поздних веков.

Таким образом, возраст Туринской Плаща­ницы датируется 30-ми годами по Р.Х. и ближ­невосточное ее происхождение не может вы­зывать сомнений. Остается еще один вопрос: действительно ли на Плащанице изображен Иисус Христос, а не какой-либо другой распятый в это время в Палестине человек?

Для ответа на этот вопрос достаточно со­поставить данные, известные нам о Человеке на Плащанице, установленные независимыми криминалистами и судмедэкспертами, с дан­ными, известными нам из Евангелия о Христе.

У Человека, изображенного на Плащанице, на лбу и висках сохранились сгустки запекших­ся капель крови, образующих форму венца -"и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову" (Мф. 27, 29).

Человеку, изображенному на Плащанице, сильно разбили левую щеку, - "когда Он ска­зал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке" (Ин. 18, 22).

Этого Человека бичевали особым бичом, употреблявшимся римлянами: "флягрум", со­стоявшим из нескольких (в настоящем случае из пяти) концов веревок с большими и тяже­лыми металлическими пуговицами на концах. Как свидетельствует Плащаница, бичевали два воина: один высокого роста, а другой - более низкого и били сначала по спине, а потом по груди и животу. Всего таких ударов было 98, -"тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его" (в переводе с греческого - буквально "бил плеть­ми") (Ин. 19, 1). Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруска креста на правом плече Этого Человека, который Ему, по обычаю, приказали нести на место казни. Измученный и обесси­ленный, Этот Человек неоднократно (трижды) падал под тяжестью Своей ноши. При падении одно колено было разбито, а тяжелая балка креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы, - "и неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа" (Ин. 19, 17).

Человек, изображенный на Плащанице, был распят. Его плечи приподняты, а грудь имеет такую форму, как у людей, умирающих от уду­шья (недавно медицина установила, что люди, распятые на крестах, умирали именно от этого). На руках и ногах отпечатались раны от гвоздей. Оба запястья темны от сквозных ран, кровь сте­кала по рукам. Отметим, что след от гвоздя на Плащанице по форме и размерам точно соот­ветствует гвоздю, хранящемуся в церкви Св. Креста в Риме и, по преданию, являющему од­ним из гвоздей, которыми был пронзен Хрис­тос, - "там распяли Его" (Лк. 23, 33). Ноги Этого Человека не перебиты. В 1968 году в Иерусалиме были обнаружены останки человека, распятого в I веке, причем голени его были переломаны, а гвоздь находился в том же месте, что и на Плащанице, - "итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иису­су, как увидели Его уже умершим, не переби­ли у Него голеней" (Ин. 19, 32-33).

С левой стороны груди Этот Человек полу­чил рану от копья между ребер, размером 4,5 см. По мнению врачей, копье пронзило плев­ру, легкое и повредило сердце. Под раной на Плащанице отпечаталось пятно от протекшей крови, которая потекла, когда Этот Человек на­ходился в вертикальном положении. В неко­торых местах пятно не пропечаталось, из чего следует вывод, что кровь смешалась с водя­ной жидкостью, - "один из воинов копьем прон­зил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. 19, 34).
Эта рана, по мнению некоторых специали­стов, не могла быть нанесена длинным и тя­желым римским копьем пехотинца ("хаста") или копьем кавалериста ("пилумом"). Это след от копья типа "лонхе", употреблявшегося легио­нерами военных гарнизонов. Как известно из Евангелия, солдаты, производившие распятие, возглавлялись сотником (Мф. 27, 54; Мк. 15, 39; 44-45; Лк. 23, 47) и, соответственно, были легионерами. Удар был нанесен одним из них. Этот Человек был обвит очень дорогой пла­щаницей из дамасской ткани, пропитанной аро­матами алоэ и мирры, которыми во времена Христа евреи пропитывали погребальные пе­лены, - "итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями" (Ин. 19, 40).

Но Сам Человек был не только не ума­щен ими, но даже и не обмыт (Иосиф и Никодим не имели для этого времени ввиду на­ступавшего часа Пасхи (Ин. 19, 42), в связи с чем у Его тела были обильные испарения. По одной из гипотез, именно химический состав этих испарений, действуя на химичес­кий состав алоэ, оксидировал полотно подоб­но химическому негативу, в результате чего и возникло изображение на Плащанице. Ис­пользование для Плащаницы такой дорогой ткани, как "дамаск", свидетельствует о состоятельности погребавшего - "богатый че­ловек из Аримафеи" (Мф. 27, 57) и его уважени к Распятому - "Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса" (Ин. 19, 38).

Судмедэксперты пришли к выводу, что ме­нее чем через 40 часов после погребения по­смертный процесс прекратился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лимфы и т.д. была бы существенно иной. К сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости и были бы уничтожены тле­нием, - из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после Своего погре­бения (Лк. 23, 54-24, 1).

Криминалисты и медики обратили внима­ние на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не по­тревожив ни одного из них, то есть, по свиде­тельству врачей, Этот Человек вышел из Пла­щаницы, не развернув ее, как Христос прохо­дил после Воскресения через закрытые двери (Ин. 20, 19).

Исходя из всего этого, мы должны признать как очевидный факт то, что Человек, изобра­женный на Плащанице, является Иисусом Хри­стом и никем иным. Это и есть современное и непреложное свидетельство страданий, распятия, смерти, погребения и Воскресения Иисуса Христа.

Ю.В. Ушакова
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии