ФОМИНО ВОСКРЕСЕНИЕ
|
Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец, не
был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели
Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не
вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не
поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними.
Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку
твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему
в ответ; Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что
увидел Меня: блаженны невидевшие и уверовавшие.
(Ин. 21, 24-29) |
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний день - второе воскресение по Пасхе - называется Антипасхой.
На первый взгляд странное наименование – Антипасха, для многих не
совсем понятно, что это за слово, что обозначает. Нас несколько смущает
приставка "анти-", которую следует переводить не "против", а "вместо",
т.е. Антипасха - "вместо Пасхи". Прошло Светлое Христово Воскресение,
но мы не расстаемся еще с пасхальной радостью, и сегодняшний день
заменяет для нас Пасху, возмещает нам ту радость, которую мы
испытывали не так давно. Надо сказать, что и последующие воскресения в
течении всего года Церковь вновь и вновь будет напоминать нам о Пасхе
Христовой, поэтому каждый воскресный день можно назвать Антипасхой.
Сегодняшняя неделя называется еще и неделей апостола Фомы, когда мы
вспоминаем ученика Господа, который пожелал убедиться в воскресении
Христовом, увидев не только Христа, но и его язвы и раны.
Почему апостол
Фома усомнился, не поверил апостолам и пожелал сам убедиться в
воскресении Христовом? Думаю, дело здесь заключается не в неверии
апостола, а в том, что Господь промыслительно влагает в его сознание
желание опытно убедиться в воскресении Своем, увидев Христа и Его раны.
Все это происходит также и для нашего вразумления, для убеждения всех
последующих поколений в том, что Христос именно воскрес, воскрес
вместе с телом. Если рассмотреть все явления Христовы ученикам, то
можно заметить, что Господь иногда говорит ученикам, чтобы они дали Ему
сотового меда или рыбы, а на море Тивериадском Он вынимает с
апостолами рыбу, для того, чтобы никто из них не подумал, что явление
Христа по воскресении – это просто галлюцинации или результат
воображения, видение лишь одного духа! Дух, видение не может вкушать
пищу, а Христос вкушал. Так и здесь, Спаситель призвал Фому вложить
руки в ребра и язвы гвоздиные, показывая, что Он - воскресший вместе с
телом Сын Божий. Через эти явления Христа ученики были твердо убеждены в
воскресении Христовом и эта уверенность, подкрепленная затем благодатью
Святого Духа, сшедшего с небес, дала им силы идти по всему миру и
ревностно с дерзновением проповедовать всему миру Евангелие,
проповедовать о воскресшем Христе Спасителе. До этого, не зная о
восресении Христовом, они пребывали в страхе,
оставили своего Учителя, когда Он был взят на мучения в Гефсиманском
саду и разбежались в недоумении, но, когда Христос воскрес, несколько
раз явился им, то ученики настолько уверились и утвердились в истине
воскресения, что их уже от Христа ничто не могло отлучить: "ни скорбь,
ни теснота, ни гонения, ни начальства, ни власти, ни настоящее, ни
будущее". Апостолы шли, твердо и ревностно проповедуя всему миру истину
Евангельскую.
И мы с вами, подобно апостолам, посланы а этот мир
свидетельствовать о Христе, не случайно в первые века христиане
назывались свидетелями Христовыми в мире. Но как нам свидетельствовать о
Спасителе, когда мы Его не видели, Он не укрепил нас как некогда своих
учеников, явившись воскресшим. Можем ли мы подобно апостолам увидеть
Христа, увидеть Его воскресшим? На этот вопрос отвечает одно из
песнопений Пасхи, которое поется каждое воскресение: «Воскресение
Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу..." Все мы в этом
песнопении заявляем и утверждаем, что видели воскресение Христово.
Почему мы так поем и говорим? Неужели мы произносим ложь? Нет.
Оказывается, хотя воскресение Христово совершилось две тысячи лет
назад, каждый христианин может увидеть не только воскресшего Христа, но
и воскресение Его. О том, как это происходит, нас научает Симеон Новый
Богослов, Он пишет, что "некогда Христос Бог наш после того, как повешен
был на кресте и пригвоздил на нем грех всего мира, сошел в преисподняя
ада, потом поднявшись из ада, опять вошел в пренепорочное тело Свое и
тотчас воскрес из мертвых и затем, наконец, вознесся на небеса с силою
и славою многою.
Таким образом, и теперь, когда мы, оставляя мир сей и мирскую
суетность, при исповедании страстей Христа Господа, входим в гроб
покаяния и смирения, Он сам спускается с небес, входит в наше тело как
во гроб, соединяется с душами нашими и воскрешает их, мертвых по
грехам, и, воскресив, дает видеть славу Его таинственного воскресения.
Так воскресение Христово бывает воскрешением нас, падших во грехе и
мертвых. Воскресение и слава Христова есть, как сказано выше,
собственное наше воскресение. Воскресение души есть единение ее с
жизнью, ибо, как тело, если не приемлет внутрь себя живой души и не
сольется с нею неслиянно, не может жить одно само собою; так и душа не
может жить истинною и вечною жизнью одна сама с собою, если
неизреченным образом не соединится с Богом".
Вот так мы становимся не только свидетелями воскресения Христова, но и
причастниками Его, уже здесь на земле. Во время поста каждый из нас
входил в гроб покаяния и смирения. В конце поста Господь, входя в
Иерусалим, входит как бы в наши души и тела, как во гроб и воскрешает,
их от смерти духовной, причиной которой является грех.
Если мы, дорогие братья и се сестры, превратим свою жизнь в непрерывный
подвиг покаяния и смирения, то уже здесь, на земле наши души соединятся
со Христом воскресшим и оживут, оживут навсегда, навечно, и,
освободившись от бренного тела, как из гроба, вознесутся к Нему в
неописуемую обитель света Его Его Царствия, которому не будет конца.
Аминь.
Протоиерей Василий Попов
|