главная

Епархиальные

Городские

Благочиния Авторские

"ОБРАЗ"


ПОСРЕДИ ЦЕРКВИ ВОСПОЮ ТЯ

Практика песенного исполнения молитв за бо­гослужением берет свое начало еще со времен Ветхого Завета. На страницах Библии мы нахо­дим множество текстов песнопений, большинство из которых звучит в Церкви и по сей день. Но не все они изначально были предназначены для бо­гослужебного употребления, хотя их слова и об­ращались ко Господу.

Царь Давид, сам являясь хорошим музыкан­том и певцом, привел богослужебно-песенное дело в строгую систему: организовал череды служения хоров, выделил для пения в них специаль­но обученных людей, разделил обязанности сре­ди них и ограничил богослужебно-певческий ритуал использованием псалмов.

Псалмы быстро завоевали любовь среди ве­рующих людей. Они имели стихосложение, удоб­ное для музыкального оформления, мелодия ко­торого была проста и доступна всем молящимся в храме. Объем псалма был сравнительно неболь­шой, поэтому лаконично излагал мысль и отра­жал любое чувство и настроение поющего. Но са­мая главная особенность этого жанра заключалась в том, что он точно определял цель богослужеб­ного пения: хвалить Господа и возвещать о Нем. Реформы царя Давида являются не только нача­лом ветхозаветного храмового пения, но и вер­шиной богослужебного пения вообще, которая служит мерилом и образцом для всех последую­щих действий в организации этого дела.

Ветхозаветное псаломское радостное пение с огромным числом певцов, оркестром и трубными звуками с момента Воплощения Иисуса Христа приобретает иное значение. Если при Давиде и Соломоне громкость звучания мелодии была при­знаком молитвенного состояния, то пение времен Нового Завета - это внутреннее славословие. "Бог повелевает, чтобы твоя жизнь была псалмом, который слагался бы не из зеленых звуков,... но получал бы сверху, из небесных высот свое чи­стое и внятное звучание. Слушатели этого псал­ма суть в иносказании те, кому ты даешь при­мер достойной жизни", - говорит Григорий Нис­ский в "Толковании к надписаниям псалмов". Вся жизнь христианина должна быть пением, но чтобы этого добиться, необходимо усердно работать над собой, очищаясь от греха, меша­ющего почувствовать внутреннюю радость, ко­торая по сути и является пением.

Святитель Василий Великий пишет: "Пусть язык поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопений, дабы в пении участвовал твой дух и твой ум". Через простое стройное псалмопение, совершаемое в смирении и пока­янии, слушающие и сами поющие навидаются и утверждаются в христианских добродетелях. Иными словами, пение необходимо для педаго­гических целей. Слова молитв лучше запомина­ются именно тогда, когда сопровождаются ме­лодией и имеют более "сильное" воздействие, если душа размягчена музыкальными звуками.

Для лучшего осмысления молитв в новоза­ветной Церкви используются различные спосо­бы исполнения. Самый излюбленный - антифон, когда молитва делится на маленькие стихи и ис­полняется попеременно двумя хорами. Позже даже возникли специальные книги - антифонарии, заключающие в себе песнопения всех богослужений, записанные таким образом, что их можно исполнять поперемен­но. Первый антифонарий был составлен свя­тым Амвросием Медиоланским (IV в.).

Верующие использовали антифонарий в домашней обстановке, когда хотелось от­дохнуть от бытовых дел. В церкви антифо­ны слышались, большей частью, после про­должительных чтений. Св. Нил Сорский (XVI в.) пишет: "Когда же ум от напряжения утомится и изнеможет, когда тело и сердце чувствуют некую боль от усиленного и не­прерывного призывания Господа Иисуса, тогда примись за пение, чтобы подать ему некую ослабу и упокоение".

В Новом Завете богослужебное исполь­зование пения было освящено личным при­мером Спасителя (Мф. 26:30), когда после Тайной Вечери Иисус вместе с учениками воспел Пасхальное славословие.

Современное пасхальное богослужение практически не пользуется ветхозаветными псалмами, их заменили новозаветные пес­нопения, написанные святыми Афанасием Александрийским, Романом Сладкопевцем, Софронием Иерусалимским, Григорием Кон­стантинопольским. Центральное место в службе занимает Пасхальный канон, святого Иоанна Дамаскина, слова для которого он взял из пасхальных проповедей св. Григория Богослова и облек их в стройную мелодию.

Практика песенного исполнения Пас­хальной службы, беспрерывное мелодичес­кое восхваление, свидетельствует о нашей радости по поводу этого вожделенного и спасительного праздника. Мы обращаемся ко всему живому, восклицая: "О, Пасха велия и священная, Христе! О, мудрость и сила!" Делимся этой радостью. Следова­тельно, пение в храме обязательно нужно по трем причинам: славословить, пропове­довать Истину и как отдохновение.

С.В. Минченко
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии