ПОСРЕДИ ЦЕРКВИ ВОСПОЮ ТЯ
Практика песенного исполнения молитв за богослужением берет свое начало
еще со времен Ветхого Завета. На страницах Библии мы находим множество
текстов песнопений, большинство из которых звучит в Церкви и по сей
день. Но не все они изначально были предназначены для богослужебного
употребления, хотя их слова и обращались ко Господу.
Царь Давид, сам являясь хорошим музыкантом и певцом, привел
богослужебно-песенное дело в строгую систему: организовал череды
служения хоров, выделил для пения в них специально обученных людей,
разделил обязанности среди них и ограничил богослужебно-певческий
ритуал использованием псалмов.
Псалмы быстро завоевали любовь среди верующих людей. Они имели
стихосложение, удобное для музыкального оформления, мелодия которого
была проста и доступна всем молящимся в храме. Объем псалма был
сравнительно небольшой, поэтому лаконично излагал мысль и отражал
любое чувство и настроение поющего. Но самая главная особенность этого
жанра заключалась в том, что он точно определял цель богослужебного
пения: хвалить Господа и возвещать о Нем. Реформы царя Давида являются
не только началом ветхозаветного храмового пения, но и вершиной
богослужебного пения вообще, которая служит мерилом и образцом для всех
последующих действий в организации этого дела.
Ветхозаветное псаломское радостное пение с огромным числом певцов,
оркестром и трубными звуками с момента Воплощения Иисуса Христа
приобретает иное значение. Если при Давиде и Соломоне громкость звучания
мелодии была признаком молитвенного состояния, то пение времен Нового
Завета - это внутреннее славословие. "Бог повелевает, чтобы твоя жизнь
была псалмом, который слагался бы не из зеленых звуков,... но получал бы
сверху, из небесных высот свое чистое и внятное звучание. Слушатели
этого псалма суть в иносказании те, кому ты даешь пример достойной
жизни", - говорит Григорий Нисский в "Толковании к надписаниям
псалмов". Вся жизнь христианина должна быть пением, но чтобы этого
добиться, необходимо усердно работать над собой, очищаясь от греха,
мешающего почувствовать внутреннюю радость, которая по сути и является
пением.
Святитель Василий Великий пишет: "Пусть язык поет, а ум пусть прилежно
размышляет над смыслом песнопений, дабы в пении участвовал твой дух и
твой ум". Через простое стройное псалмопение, совершаемое в смирении и
покаянии, слушающие и сами поющие навидаются и утверждаются в
христианских добродетелях. Иными словами, пение необходимо для
педагогических целей. Слова молитв лучше запоминаются именно тогда,
когда сопровождаются мелодией и имеют более "сильное" воздействие, если
душа размягчена музыкальными звуками.
Для лучшего осмысления молитв в новозаветной Церкви используются
различные способы исполнения. Самый излюбленный - антифон, когда
молитва делится на маленькие стихи и исполняется попеременно двумя
хорами. Позже даже возникли специальные книги - антифонарии, заключающие
в себе песнопения всех богослужений, записанные таким образом, что их
можно исполнять попеременно. Первый антифонарий был составлен святым
Амвросием Медиоланским (IV в.).
Верующие использовали антифонарий в домашней обстановке, когда хотелось
отдохнуть от бытовых дел. В церкви антифоны слышались, большей частью,
после продолжительных чтений. Св. Нил Сорский (XVI в.) пишет: "Когда же
ум от напряжения утомится и изнеможет, когда тело и сердце чувствуют
некую боль от усиленного и непрерывного призывания Господа Иисуса,
тогда примись за пение, чтобы подать ему некую ослабу и упокоение".
В Новом Завете богослужебное использование пения было освящено личным
примером Спасителя (Мф. 26:30), когда после Тайной Вечери Иисус вместе
с учениками воспел Пасхальное славословие.
Современное пасхальное богослужение практически не пользуется
ветхозаветными псалмами, их заменили новозаветные песнопения,
написанные святыми Афанасием Александрийским, Романом Сладкопевцем,
Софронием Иерусалимским, Григорием Константинопольским. Центральное
место в службе занимает Пасхальный канон, святого Иоанна Дамаскина,
слова для которого он взял из пасхальных проповедей св. Григория
Богослова и облек их в стройную мелодию.
Практика песенного исполнения Пасхальной службы, беспрерывное
мелодическое восхваление, свидетельствует о нашей радости по поводу
этого вожделенного и спасительного праздника. Мы обращаемся ко всему
живому, восклицая: "О, Пасха велия и священная, Христе! О, мудрость и
сила!" Делимся этой радостью. Следовательно, пение в храме обязательно
нужно по трем причинам: славословить, проповедовать Истину и как
отдохновение.
С.В. Минченко
|