ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ - ОСНОВАТЕЛЬ ОБЩЕЖИТЕЛЬНОГО МОНАШЕСТВА
15(28) мая Православная Церковь празднует память
преподобного Пахомия Великого (+364), основателя общежительного
монашества.
Будущий основатель общежительного монашества родился в Верхнем Египте,
к северу от Фив, в языческой семье. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он
был взят в армию императора Константина. По окончании войны воины
оказались в тюрьме г. Эсне, которую посетили христиане, утешая пленников
и предлагая им пищу. Поддержка арестованных, оказанная ради Бога людьми
неизвестными, глубоко тронула душу юноши. Пораженный милосердием
христиан, он дал обет верности Христу и около 312 года принял крещение.
Совершенствуясь в духовной жизни, Пахомий провел три года под
руководством отшельника Паламона, а затем поселился в Тавенне (Фиваида).
Однажды во время молитвы подвижник услышал голос: "Пахомий, Пахомий,
подвизайся и оставайся на этом месте; построй себе обитель и множество
людей придут к тебе, чтобы стать монахами и получат они пользу душам
своим". Пахомий сообщил об этом откровении своему наставнику, авве
Паламону, и они вместе построили небольшую обитель. Затем Паламон
вернулся в место своих прежних подвигов, предсказав близость своей
смерти и славу монастыря Пахомия.
Около 325 года стали приходить к нему первые ученики, и для утверждения
их в добродетели Пахомий наложил на них некоторые правила. Слава о
благочестии и мудрости Пахомия стала распространяться по Египту, число
ищущих иноческой жизни быстро возрастало, и уже в 329 году был построен
монастырь в Пабау.
Это было началом учреждения братства, состоящего из нескольких
монастырей, объединенных одним наставником, общим уставом и правилами
жизни. Между иноками монастыря никто не имел пресвитерского сана, и сам
Пахомий по смирению не хотел принимать этот сан. Если же приходили
священники, имеющие желание стать монахами, авва не отказывал им в
приеме.
С умножением братии Пахомий устраивал новые монастыри, под его
руководством строились церкви и формировался устав обители. Залогом
духовного совершенствования иноков служило точное исполнение устава и
полное послушание начальнику. Для нарушающих правила были
предусмотрены средства исправления по ступеням: обличение и увещание
виновных, молитва и покаяние, выговор и наказание; иноки, не способные к
исправлению, изгонялись. Так, жития сообщают об изгнании 80 человек из
местечка Обакат, поскольку Пахомий увидел в них плотские помышления.
Все в монастырях Пахомия было общим. Два раза в сутки, днем и ночью,
иноки собирались в церкви на службу, во время которой читалось
двенадцать псалмов и главы из Ветхого и Нового Завета. Пахомий придавал
большое значение частым беседам и общим поучениям в течение недели, из
которых сам он проводил три: одно в субботу и два в воскресенье.
Начальники монастырей также произносили три поучения в неделю, а
старшие в домах говорили поучения своим монахам в среду и в пятницу. В
монастырях было много домов, каждым из которых заведовал особый
начальник. В каждой келий жили три монаха, но им запрещалось
разговаривать между собой. Все свободное от работы время посвящалось
изучению Священного Писания и размышлению о нем, поэтому праздных
разговоров не могло быть среди братства, и любая взаимная беседа
служила к назиданию друг друга мыслями и словами Библии.
Большая часть иноков была из простых поселян. Не умеющих читать
приставляли к старцу для изучения грамоты, кроме того, они должны были
ходить к нему в первый, третий и шестой час слушать чтение псалмов и
посланий. Монастыри имели библиотеки и скриптории, в которых обычно
переписчики по указанию начальники списывали книги, необходимые для
духовной жизни. Иноки соединяли с духовными упражнениями физический
труд: земледелие, плетение корзин, ткание рогож и одеял. В Тавении
трудились кузнецы и плотники, красильщики и дубильщики кож, сапожники и
садовники. В трех монастырях (Тавении, Пабау, Пахнум) были пекарни.
Всего Пахомий учредил 11 монастырей - 9 мужских и 2 женских, в которых
спасалось более 1000 иноков. Братья жили по одному уставу и находились
под единым руководством. Пахомий, будучи главой всех монастырей, посещал
каждую обитель в течение года, давал наставления, подкреплял слабых и
поддерживал всех, ибо ему были открыты Богом состояние души и помыслы
каждого. Слава святого Пахомия распространилась по всему христианскому
миру, и желание вступить под его руководство приводило в Фиваиду людей
не только из Египта, но и из других стран Запада и Востока.
Какое же значение имели монастыри Пахомия Великого для соприкасавшихся
с ними людей? Образ жизни монахов, требующий отречения от своей воли,
собственности, брака и воспитывающий любовь к Богу и ближним,
образовал из себя спасительный контраст против окружающей
действительности. Монашество призывало всех к покаянию и исправлению,
что несомненно вело к улучшению нравственного климата в Египте и
способствовало победе над язычеством. Требование Пахомием умения
читать и писать, изучение Священного Писания привело к тому, что вскоре
монастыри стали центрами кульутры и распространения грамотности. В
стенах монастырей зародилась и оригинальная коптская литература,
которая первоначально имела более назидательный характер. Письма,
послания и проповеди Пахомия, насыщенные цитатами из Священного Писания,
помогали направить жизнь на путь спасения и святости.
Но наибольший след в истории оставили правила святого Пахомия. Их
влияние мы находим во многих монастырских уставах Западной Европы,
Византии и христианского Востока.
Наконец, нетрудно заметить, что общежительная форма является
преобладающей в истории монашества. Многие традиции и основные идеалы
Пахомиева иночества нашли свое продолжение не только в монастырях
Византии и Древней Руси, но и Сирии, Армении, Эфиопии и Египта.
Основные принципы - отречение от мира, смирение, послушание,
нестяжательность, безбрачие - стали каноническими, и теперь без них
невозможно представить жизнь современного монашества.
Е.А. Иванова
|