О пастырстве и Семинарии Глазами ее воспитанника
Две тысячи лет Православная Церковь на земле
свидетельствует об истине, данной нам Христом. Истина же – Сам Христос,
Который и основал Церковь так, что«.. .и врата ада не одолеют ее...», (Мф.
1б;18) «ибо Он Бог явившийся во плоти...»(Тим. 3:16).
В Церкви пребывает благодать Божия. Благодать преподается верующим в
таинствах. Таинства же совершают те, которых «Дух Святой поставил
блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе
Кровию Своею» (Деян. 20:28).
Но каков должен быть пастырь и каково должно быть отношение к этому
служению тех, кто встает на этот путь? Может ли человек на земле
продолжить дело, совершенное Богом на Кресте, дело спасения человека?
Так святитель Иоанн Златоуст говорит, что душа священника должна быть
«паче лучей солнечных». Святитель Григорий Богослов признает свое
недостоинство и свою немощь: «Мог ли я облечься в образ и сан иерея,
пока не освятил рук преподобными делами». Преподобный Симеон Новый
Богослов с настойчивостью говорит: «...кто прежде не оставит мира ... и
искренно не возлюбит Единого Христа и ради него не погубит душу свою не
заботясь ни о чем для человеческой жизни... и через многие скорби и
труды не сподобится воспринять Божественного Духа, тот да не дерзнет
принимать священство. ... Ибо в суд и осуждение будет предприятие
таковых дел».
Да, такова ответственность пастырского служения. Потому что вечная
участь душ пасомых зависит от духовного наставника. И, конечно, горе,
если этого не понимают. Но, с другой стороны, любовь превыше страха.
Тайносовершителем является Сам Господь, независимо от достоинств
священнослужителя. Сам Господь является Промыслителем жизни сей и
призывает к покаянию всех, даже тех, кто удостоен дара священства.
Напротив, именно пастырь должен более всех приносить покаяние, ибо
каждый человек является наследником адамова греха и каждый согрешает.
Покаяние - это единственный путь, данный Богом, для нашего спасения.
Как же человек встаёт на этот путь служения Церкви? Что привело лично
меня в Духовную школу?
Отвечая на этот вопрос, необходимо сразу указать на Промысл Божий;
Господь не оставляет без Своего попечения ни одного человека. Что же
касается меня, то скажу, что какое-то внутреннее влечение к Священному
Писанию и Святым отцам привело меня сюда. В храм я стал ходить уже в
зрелом возрасте, хотя вера во мне заложена была с детства моей
прабабушкой. В Церкви я открыл для себя «новый мир», можно сказать, –
обрел жизнь. Именно у Святых отцов я нашел ответы на мучащие меня
вопросы. Это и привело меня в Семинарию. Что же касается моих
дальнейших предположений, то думаю, необходимо лишь надеяться на волю
Божию. У меня одно желание - остаться при Церкви, и если действительно
возможно принести пользу, то необходимо стараться это сделать.
Моё отношение к Семинарии и моя учёба в ней?
Церковь находится в мире, она, как невод, призвана собрать всех в
Царствии Небесном; Церковь – как корабль - призвана путеводить всех в
Небесный Иерусалим; она, как закваска, должна проникнуть и найти путь,
если возможно, к сердцу каждого человека. Священник должен быть всем для
всех, чтобы найти подход к каждому. А для этого, помимо нравственных и
духовных качеств, необходима и всесторонняя образованность пастыря. Для
достижения всего это и учреждена Духовная школа, она призвана
подготовить пастыря к нелегкому служению. Да и какой малообразованный
пастырь сможет принести пользу Церкви, а не вред, разве что он окажется
такой святой жизни, что Господь во всем будет его вразумлять. Так,
например, блаженный Августин говорит, что» для того и попускает Господь
быть ересям, чтобы мы не ленились, а изучали Писание».
На собственном примере могу свидетельствовать, что Духовная школа –
наша Семинария – есть действительно «кузница» для пастырей. Во-первых,
она дает испытание, а без искушений никто не спасется, говорит преп.
Антоний Великий. Искушения дают человеку познать свою душу и начать
работу над своим духовным и умственным состоянием. Во-вторых, конечно
же, семинария приучает к дисциплине в богослужении, в учебе, в
поведении. В-третьих, может, даже это главное, человек должен
научиться, а здесь особенно, никого не осуждать, ибо Господь, в любом
случае, «...гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4:6).
Потому, что любовь есть молитва о немощах ближнего.
Как студент, говоря о процессе обучения, я хочу выразить благодарность
тем преподавателям, которые имеют любовь к своей науке, особенно к
богословию, ведь Сам Господь открыл нам Себя. Такие преподаватели
правильно зажигают стремление к познанию, ведь еще античные говорили,
что ученик это не бочка, которую нужно наполнить знаниями, а факел,
который нужно зажечь. В остальных же случаях необходимо прислушаться к
преп. Макарию Оптинскому, который говорит: «Во всем ищите великого
смысла».
В мире быстро развивающейся науки и техники, в мире сект и неверия
современная жизнь требует образованных пастырей, проповедников. Поэтому,
в заключение, хотелось бы пожелать нашей родной alma mater в канун её
Юбилея: пусть она действительно является светильником в церковном и
светском обществе и выпускает пастырей, достойных своего призвания!
Антон Мельников, воспитанник 5 курса ВПДС
|