Служение
архиепископа Серафима (Соболева) в годы Второй мировой войны
«В глубине наших сердец было и есть одно неизменное
стремление к матери нашей Церкви...»
2005 год богат на юбилеи – самый важный из них,
несомненно, 60-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
В этом же году мы отмечаем и две памятные даты, имеющие самое прямое
отношение к нашей Воронежской Православной Духовной Семинарии. 13 июня
(31 мая по старому стилю) исполняется 260 лет со дня основания нашей
Духовной школы Преосвященнейшим епископом Воронежским Феофилактом, а 26
февраля Русская Православная Церковь вспоминала 55-летие со дня кончины
последнего дореволюционного ректора Воронежской семинарии –
архиепископа Серафима (Соболева).
О Владыке Серафиме газета «Образ» уже писала (№4 за 2000 г.). Тогда мы
рассказали о Воронежском этапе его жизни. Сегодня наша статья о служении
архиепископа Серафима в годы Второй Мировой войны. Эта небольшая
публикация посвящена всем трем упомянутым выше юбилеям.
Архимандрит Серафим (Соболев) родился в 1881 году. Он прошел
традиционный для того времени путь духовного образования, был близок с
праведным Иоанном Кронштадтским и преподобными Оптинскими старцами. С
1912 до 1919 г. архимандрит Серафим был ректором Воронежской духовной
семинарии, которая за годы его служения стала одним из лучших духовных
учебных заведений Российской империи.
1 октября 1920 г. отец Серафим был рукоположен во епископа, а в 1921 г.
приехал в Болгарию, где по благословению святителя Тихона, Патриарха
Московского и всея Руси, стал управляющим русскими православными
приходами и обителями с титулом епископа Богучарского.
Разнообразная пастырская и педагогическая деятельность, духовное
окормление русской и болгарской паствы снискали ему глубокий авторитет
среди верующих. В Болгарии в тяжелые 20-40-е годы архиепископ Серафим
заботился не только о церковной жизни русских эмигрантов, но и активно
способствовал нормализации канонического положения Болгарской
Православной Церкви, которая с 1872 г. из-за раскола с
Константинопольским Патриархатом находилась в состоянии изоляции от
остального православного мира. Для изменения ситуации владыка обращался
к священноначалию Поместных Православных Церквей с соответствующими
докладами. От Русского заграничного церковного Синода он даже получил
разрешение войти в молитвенное общение с болгарскими
священнослужителями. Во многом благодаря именно его усилиям в феврале
1945 г. специальным томосом Константинопольского Патриарха схизма с
Болгарской Церкви была снята.
К сожалению, в результате церковных нестроений 1927-1931 гг., возникших
в эмигрантской среде из-за Декларации Заместителя Патриаршего
Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), владыка Серафим
оказался в юрисдикции Русской Православной Церкви заграницей и даже
получил в ней титул архиепископа за свои богословские и апологетические
труды. Однако, по имеющимся сегодня сведениям, связь Преосвященного
Серафима (Соболева) с Карловацкой юрисдикцией носила характер внешней
необходимости. Об этом говорит, и в частности, один из документов 1929
г., в котором митрополит Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский)
сообщает, что имеется «исчерпывающий труд, посвященный исследованию
иосифлянского раскола, автором коего является проживавший в Болгарии
бывший Богучарский епископ Серафим (Соболев)». Это свидетельствует о
твердых канонических убеждениях Владыки Серафима и о том, что он
рассматривал свое пребывание в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви лишь
как временное и вынужденное исключительными политическими
обстоятельствами.
Как известно, во время Второй мировой войны Болгария, в которой жил
Владыка Серафим долгое время была на стороне Гитлера. Трагической
ошибкой стала и поддержка значительной частью Русской Православной
Церкви заграницей политики фашистской Германии. Эта поддержка выразилась
в приветственных адресах Адольфу Гитлеру, под которыми стояла подпись
Первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского).
Многие карловацкие иерархи и священники призывали русских эмигрантов
вступать в армию Гитлера для освобождения России от большевистского ига.
Владыка Серафим был одним из немногих, кто категорически отверг такую
позицию митрополита Анастасия и его Синода. Управляющий русскими
православными приходами в Болгарии не благословил русских эмигрантов в
этой стране на вступление в воинские части германской армии. Владыка
даже не допускал мысли о военных действиях против своих
соотечественников. Более того, Синод Болгарской Православной Церкви,
занимавший антигерманскую позицию, работая в тесном общении с
архиепископом Серафимом, стал оказывать значительную материальную
помощь верующим российских приходов, оказавшихся в зоне оккупации.
Православные болгары в эти тяжелые годы предприняли и еще одно благое
дело – издали большим тиражом необходимую богослужебную литературу для
Русской Церкви-сестры.
В 1943 г. архиепископ Серафим (Соболев) резко разошелся с митрополитом
Анастасием (Грибановским) и большинством зарубежного епископата,
отказавшись участвовать в так называемом Венском православном церковном
Соборе, которым руководили власти фашистской Германии. Это было
окончательное размежевание владыки Серафима с радикальной церковной
эмиграцией. Под влиянием архиепископа Серафима Болгарская Православная
Церковь отвергла Венский Собор. Она заявила о признании избранного в
Москве Святейшего Патриарха Сергия. 16 июня 1945 г. владыка Серафим
вместе со своей паствой воссоединился с Русской Православной Церковью,
а в 1946 г. он принял советское гражданство. Архиепископ Серафим
(Соболев) получил паспорт советского гражданина в Болгарии под номером
1, чем спас русских эмигрантов в этой стране от репрессий
коммунистических властей. В том же году, во время визита Патриарха
Алексия I в Болгарию, приветствуя от лица русских верующих предстоятеля
Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе города Софии,
владыка сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей
– Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением,
ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей
Родины... С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине
океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают
различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно
течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец было и
есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви».
Православные люди Болгарии и России помнят и глубоко чтят подвиги и
труды владыки Серафима. В настоящее время и в Болгарии, и в нашей стране
много говорится о его прославлении в лике святых. Благочестивые болгары
уже пишут ему иконы и составляют службы. Именно словами молитвенного
обращения к владыке Серафиму и хотелось бы закончить эту статью:
«Девственною чистотою богословие свыше стяжав, столп православия явился
еси, паству твою в вере утвердил еси апостольстей, в любви истинствовав,
благодать обильную от Бога приял еси: тем же источаеши исцеления и токи
чудес, с верою и любовию притекающим к тебе, Серафиме, отче наш
возлюбленне».
Н.В. Макеев
|