главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"

 

Служение архиепископа Серафима (Соболева) в годы Второй мировой войны

«В глубине наших сердец было и есть одно неизменное стремление к матери нашей Церкви...»

2005 год богат на юбилеи – самый важный из них, несомненно, 60-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. В этом же году мы отмечаем и две памятные даты, имеющие самое прямое отношение к нашей Воронежской Православной Духовной Семинарии. 13 июня (31 мая по старому стилю) исполняется 260 лет со дня основания нашей Духовной школы Преосвященнейшим епископом Воронежским Феофилактом, а 26 февраля Русская Православная Церковь вспоминала 55-летие со дня кончины последнего дореволюционного ректора Воро­нежской семинарии – архиепископа Серафима (Соболева).
О Владыке Серафиме газета «Образ» уже писала (№4 за 2000 г.). Тогда мы рассказали о Воронежском этапе его жизни. Сегодня наша статья о служении архиепископа Серафима в годы Второй Мировой войны. Эта небольшая публикация посвящена всем трем упомянутым выше юбилеям.

Архимандрит Серафим (Собо­лев) родился в 1881 году. Он прошел традиционный для того времени путь духовного образования, был близок с праведным Иоанном Кронш­тадтским и преподобными Оптинскими старцами. С 1912 до 1919 г. архимандрит Серафим был ректором Воронежской духовной семинарии, которая за годы его служения стала одним из лучших духовных учебных заведений Российской империи.

1 октября 1920 г. отец Серафим был рукоположен во епископа, а в 1921 г. приехал в Болгарию, где по благословению святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, стал управляющим русскими православными приходами и обителями с титулом епископа Богучарского.

Разнообразная пастырская и педагогическая деятельность, духо­вное окормление русской и болгар­ской паствы снискали ему глубокий авторитет среди верующих. В Болгарии в тяжелые 20-40-е годы архиепископ Серафим заботился не только о церковной жизни русских эмигрантов, но и активно способствовал нормализации канонического положения Болгарской Православной Церкви, которая с 1872 г. из-за раскола с Константинопольским Патриархатом находилась в состоя­нии изоляции от остального правос­лавного мира. Для изменения ситуации владыка обращался к священноначалию Поместных Пра­вославных Церквей с соответ­ствующими докладами. От Русского заграничного церковного Синода он даже получил разрешение войти в молитвенное общение с болгарскими священнослужителями. Во многом благодаря именно его усилиям в феврале 1945 г. специальным томосом Константинопольского Патри­арха схизма с Болгарской Церкви была снята.

К сожалению, в результате церковных нестроений 1927-1931 гг., возникших в эмигрантской среде из-за Декларации Заместителя Патри­аршего Местоблюстителя митро­полита Сергия (Страгородского), владыка Серафим оказался в юрис­дикции Русской Православной Церкви заграницей и даже получил в ней титул архиепископа за свои богословские и апологетические труды. Однако, по имеющимся сегодня сведениям, связь Преосвя­щенного Серафима (Соболева) с Карловацкой юрисдикцией носила характер внешней необходимости. Об этом говорит, и в частности, один из документов 1929 г., в котором митрополит Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский) сооб­щает, что имеется «исчерпывающий труд, посвященный исследованию иосифлянского раскола, автором коего является проживавший в Болгарии бывший Богучарский епископ Серафим (Соболев)». Это свидетельствует о твердых канони­ческих убеждениях Владыки Сера­фима и о том, что он рассматривал свое пребывание в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви лишь как временное и вынужденное исключительными политическими обстоятельствами.

Как известно, во время Второй мировой войны Болгария, в которой жил Владыка Серафим долгое время была на стороне Гитлера. Траги­ческой ошибкой стала и поддержка значительной частью Русской Пра­вославной Церкви заграницей политики фашистской Германии. Эта поддержка выразилась в приветственных адресах Адольфу Гитлеру, под которыми стояла подпись Первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского).

Многие карловацкие иерархи и священники призывали русских эмигрантов вступать в армию Гитлера для освобождения России от большевистского ига. Владыка Серафим был одним из немногих, кто категорически отверг такую позицию митрополита Анастасия и его Сино­да. Управляющий русскими правос­лавными приходами в Болгарии не благословил русских эмигрантов в этой стране на вступление в воинские части германской армии. Владыка даже не допускал мысли о военных действиях против своих сооте­чественников. Более того, Синод Болгарской Православной Церкви, занимавший антигерманскую пози­цию, работая в тесном общении с архиепископом Серафимом, стал оказывать значительную матери­альную помощь верующим россий­ских приходов, оказавшихся в зоне оккупации. Православные болгары в эти тяжелые годы предприняли и еще одно благое дело – издали большим тиражом необходимую богослу­жебную литературу для Русской Церкви-сестры.

В 1943 г. архиепископ Серафим (Соболев) резко разошелся с митрополитом Анастасием (Грибановским) и большинством зарубежного епис­копата, отказавшись участвовать в так называемом Венском православном церковном Соборе, которым руководили власти фашистской Германии. Это было окончательное размежевание владыки Серафима с радикальной церковной эмиграцией. Под влиянием архиепископа Сера­фима Болгарская Православная Церковь отвергла Венский Собор. Она заявила о признании избранного в Москве Святейшего Патриарха Сергия. 16 июня 1945 г. владыка Серафим вместе со своей паствой воссоединился с Русской Правос­лавной Церковью, а в 1946 г. он принял советское гражданство. Архиепископ Серафим (Соболев) получил паспорт советского гражда­нина в Болгарии под номером 1, чем спас русских эмигрантов в этой стране от репрессий коммунис­тических властей. В том же году, во время визита Патриарха Алексия I в Болга­рию, приветствуя от лица русских верующих предстоятеля Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе города Софии, владыка сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей – Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины... С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различ­ные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви».

Православные люди Болгарии и России помнят и глубоко чтят подвиги и труды владыки Серафима. В настоящее время и в Болгарии, и в нашей стране много говорится о его прославлении в лике святых. Благо­честивые болгары уже пишут ему иконы и составляют службы. Именно словами молитвенного обращения к владыке Серафиму и хотелось бы закончить эту статью: «Девственною чистотою богословие свыше стяжав, столп православия явился еси, паству твою в вере утвердил еси апостольстей, в любви истинствовав, благодать обильную от Бога приял еси: тем же источаеши исцеления и токи чудес, с верою и любовию притекающим к тебе, Серафиме, отче наш возлюбленне».

Н.В. Макеев
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии