ПОМОЩЬ
ВОРОНЕЖСКОЙ ЕПАРХИИ ФРОНТУ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
22 июня 1941 года в День Всех Святых, в Земле
Российской просиявших, началась Великая Отечественная война. В первый
день войны митрополит Сергий (Страгородский), Местоблюститель
патриаршего престола, обратился с «Посланием пастырям и пасомым
Христовой Православной Церкви», в котором, он призывал русский народ на
защиту Отечества: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу
народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами.
Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным
благословением и предстоящий всенародный подвиг... Нам, пастырям
Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг,
недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом
делается... Положим же души свои вместе с паствой... Церковь Христова
благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины.
Господь нам дарует победу» .
26 июня митрополит Сергий совершил в Богоявленском соборе молебен «О
победе русского воинства». По всей стране, во всех еще неразрушенных и
неоскверненных православных храмах за богослужением читали молитву,
составленную во время Отечественной войны 1812 года, в которой звучали
упование на милость и заступление Божие, надежда на избавление от
напасти и прошение о даровании воинству нашему победы над врагом. Лишь
через 10 дней после начала войны обратился к своему народу И.В.Сталин, и
не случайно в его обращении были повторены мысли, заимствованные из
послания главы Православной Церкви. Вспоминая о начале войны в речи на
Архиерейском Соборе 1943 года, митрополит Сергий сказал, что тогда не
было времени задумываться о том, какую позицию должна занять Церковь,
потому что «прежде чем мы успели определить как-нибудь свое положение,
оно уже определилось – фашисты напали на нашу страну, ее опустошали,
уводили в плен наших соотечественников».
Всего за годы войны Патриарший Местоблюститель обращался к верующим с
патриотическими посланиями 24 раза, откликаясь на все основные события
в военной жизни. Патриотическая позиция Церкви имела особое значение для
верующих страны, миллионы которых участвовали в боевых операциях на
фронте и в партизанских отрядах, трудились в тылу.
Проявления патриотической деятельности Русской Православной Церкви были
очень многообразны. Сотни священнослужителей, включая тех, кому удалось
к 1941 году вернуться из лагерей и тюрем, были призваны в ряды
действующей армии. Заместителем командира роты начал свой боевой путь по
фронтам войны будущий Патриарх Московский и Всея Руси Пимен; наместник
Псково – Печорского монастыря в 1950-1960-х гг. архимандрит Алипий
(Воронов) все 4 года воевал, оборонял Москву, был ранен и награжден
орденами. Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплев)
на фронте был пулеметчиком, награжден медалью «За боевые заслуги».
Подобных примеров можно привести множество Активно участвовали
священнослужители и в партизанском движении. Из письма митрополиту
Алексию (Симанскому) протоиерея Александра Романушко, который с 1942 по
1944 год лично участвовал в боевых операциях в Полесье, ходил в
разведку, известно, что число священников в Полесской епархии
уменьшилось на 55% в связи с расстрелами их фашистами за содействие
партизанам.
Воронежская епархия внесла свой заметный вклад в дело победы над врагом
и освобождения от фашистских захватчиков оккупированных районов
области. «Кроме богослужений и исполнения религиозных треб, во всех
храмах по воскресеньям и праздничным дням во время литургии
произносились поучения и обращения, как на темы Евангельских чтений, так
и на темы момента текущего дня и событий, и заканчивались патриотическим
призывом работать не за страх, а за совесть, вносить добровольные
пожертвования на патриотические цели», пишет в одном из отчетов того
времени епископ Иоанн (Орлов). В целом в военные годы патриотическому
воспитанию придавалось исключительно важное значение, и это служение
Церкви давало свои результаты. Особую страницу составляет создание на
церковные средства танковой колонны «Димитрий Донской» и эскадрильи
«Александр Невский». Не существовало почти ни одною прихода, не внесшего
свой вклад в это общенародное дело. Не стала исключением и наша
Воронежская епархия, принимавшая самое активное участие во всех
патриотических начинаниях Русской Православной Церкви. Трудно даже
назвать все виды патриотической деятельности духовенства и мирян в эти
тяжелейшие для нашего Отечества годы. Зачастую при храмах существовали
убежища для престарелых и детей, а также перевязочные пункты, когда
многие приходы взяли на попечение оставленных, на произвол судьбы
раненых. Духовенство и миряне участвовали в рытье окопов, организации
противовоздушной обороны, мобилизуя людей, утешая потерявших родных и
кров. В тылу, в сельской местности, бывали случаи, когда
священнослужители после воскресной литургии призывали верующих вместе с
ними выйти на колхозные поля для выполнения тех или иных срочных работ.
Особенно много священнослужителей трудилось в военных госпиталях.
Одним из самых важных направлений патриотического служения Русской
Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны стала духовная
поддержка соотечественников и материальная помощь государству и армии.
И это несмотря на почти полный разгром организационной структуры Церкви,
жесточайшие гонения и репрессии, множество запретов, окутавших ее со
всех сторон, в том числе и на само патриотическое служение и
благотворительную деятельность. Количество храмов и
священнослужителей, уцелевших к началу войны, было просто мизерным. И
тех и других на основной территории страны оставалось менее 5% от
уровня конца 1920 годов. В РСФСР в 25 областях не имелось ни одной
действующей церкви, в 20 – от одной до пяти. Тем не менее, уже с лета
1941 года практически все православные приходы страны начали сбор
денежных пожертвований и ценных предметов в Фонд обороны, хотя
всецерковный призыв «трудами и пожертвованиями содействовать нашим
доблестным защитникам» прозвучал 14 октября 1941 года.
По подсчетам Московской Патриархии, к лету 1945 года было собрано более
300 млн. рублей, не считая драгоценностей, вещей и продуктов.
Воронежская епархия пожертвовала в Фонд обороны около 9 млн. рублей. За
всеми этими фактами и цифрами стоит самоотверженный подвиг многих
миллионов конкретных людей.
В октябре 1944г. Усманская районная газета опубликовала две телеграммы
«Москва. Кремль. Верховному Главнокомандующему Маршалу Союза ССР Сталину
И.В. Верующие Православной Церкви города Усмань Воронежской области в
своей новооткрытой церкви возносят молитвы к Богу о даровании сил и
здоровья своему Советскому Правительству, вождям и воинству для полной и
скорой победы над злыми фашистами За богослужениями нами собрано 25000
рублей на оборону страны, каковые просим принять в Ваше распоряжение с
пожеланиями Вам крепости сил и здоровья в Великом деле спасения Родины в
исторические годы борьбы за независимость СССР. Настоятель протоиерей
Михаил Корыстин, пред. Воробьев» И ответная телеграмма, поступившая из
Москвы: «г. Усмань Воронежской области. Настоятелю протоиерею Михаилу
Корыстину, пред Церковного Совета Стеблеву, старосте Воробьеву. Прошу
передать верующим Православной Церкви города Усмань, собравшим 25000
рублей в Фонд обороны Союза ССР - мой привет и благодарность Красной
Армии. И. Сталин».
При Никольском соборе г. Воронежа в сентябре 1943г. был организован
Епархиальный комитет по сборам подарков раненым воинам и пожертвований
на оборону Родины. Во всех храмах епархии за всеми богослужениями был
введен тарелочный сбор в Фонд обороны. Внутри храма выставлялись кружки
с надписями «На подарки раненым воинам» и «В Фонд обороны». Каждый
воскресный и праздничный день читалась особая молитва, а по окончании
литургии служился молебен о даровании Победы русскому воинству с
возглашением многолетия Правительству, вождям и воинам, а также вечной
памяти всем убиенным на поле брани. Произносились патриотические
проповеди, призывающие к пожертвованиям на оборону Родины. В мае 1944г.
Епархиальный комитет по организации сборов на оборону страны приобрел
для госпиталя №406 г. Воронежа мебель на сумму 28547р., в том числе 220
тумбочек прикроватных, 40 столов обеденных, 400 табуретов, 6 столов
конторских. За Пасхальные дни 1944 г. на патриотические цели по епархии
поступило 188127 р., 162 кг. Картофеля. Всего же по епархии за 1944г
собрано в Фонд обороны – 1млн. 955686 р., на подарки воинам Красной
Армии – 107521р., на помощь инвалидам Отечественной войны- 6838р., на
лечение больных и раненых – 108647р., на помощь детям и детским
учреждениям – 27340р., на помощь семьям воинов Красной Армии -92932р.,
всего – 2млн. 339014р. Кроме того, в декабре 1944г. по призыву
патриаршего Местоблюстителя митрополита Алексия (Симанского) и с
дозволения местных властей в Воронежской епархии прошел месячник сбора
средств по домам и квартирам верующих в помощь семьям бойцов, павших за
свободу и независимость нашей Родины Пожертвовано было 241888р.
наличными и на 376820р. облигаций государственного займа. Таким образом,
всего в Фонд обороны и на иные патриотические цели от церквей епархии
было внесено за 1944г. около 3 млн. рублей.
Как можно прокомментировать эти сухие цифры? Нынешнему поколению трудно
даже представить себе, в какой беспросветной нужде жила тогда наша
страна, особенно люди на оккупированной фашистами территории, откуда
мародеры – захватчики вывозили практически все. И, несмотря на все
трудности и лишения, простые люди, движимые патриотическим чувством и
горячим призывом «Все для фронта, все для победы», в тылу совершали
героические подвиги, отдавая последнее в Фонд обороны, собирая теплые
вещи – валенки, полушубки, носки, рукавицы для солдат Красной Армии.
3 млн. рублей, собранных Воронежской епархией за один лишь 1944 год, –
много это или мало? Судите сами, на эту сумму можно были купить три
эскадрильи самолетов По–2 или около десяти трехместных бомбардировщиков.
Государство с благодарностью принимало от прихожан и духовенства
православных храмов их лепту в дело достижения Победы. За первое
полугодие 1945г. епархия внесла на патриотические цели 1253914р. В том
же 1945г. в Воронежском банке был открыт счет, на который поступали
деньги от церквей епархии на патриотические цели. Вот выдержка из отчета
за 1945г.: «Патриотическая работа выражалась в следующем: в церквах
проводился по праздникам тарелочный сбор. В дни гражданских праздников
эти сборы предварялись словами, в которых возгревалось патриотическое
чувство, любовь к Родине. Говорились поучения и в другие дни на
специальные темы: о молитве за всех, иже во власти суть, о воспитании в
детях любви до готовности душу свою положить за други своя и т.д. Кроме
тарелочного сбора во многих храмах делались отчисления из общих доходов
церковных, причем в Кантемировке отчисляли один рубль с проданной
просфоры, а потом стали выделять 10% с валового дохода церкви. Из храмов
по взносам первое место занимает г. Липецк – 398000 рублей, второе место
Борисоглебск – 377000 рублей, третье Воронеж – 153000 рублей».
Необходимо отмстить, что Христо – Рождественская церковь г. Липецка
(настоятель протоиерей Георгий Иванович Савченко) перечислила в 1943г.
86350р., а в 1944г - 526800р. За этот вклад в оборону в 1944г. приход
получил две благодарности от И.В. Сталина. 26 мая 1945г. Верховный
Главнокомандующий поблагодарил прихожан и духовенство Никольского
собора г. Воронежа за собранные деньги в фонд помощи детям сиротам.
Патриотическая деятельность заключалась не только в денежных и
имущественных пожертвованиях, но, прежде всего, и в молитвах отдельных
лиц и всей Церкви в целом о даровании защитникам Отечества крепости сил
и Победы над врагом. Патриотическая позиция Церкви была высоко оценена
Правительством, многие представители Церкви были награждены
государственными орденами и медалями, в том числе и священнослужители
Воронежской епархии.
Патриотизм Православного духовенства и мирян оказался сильнее страданий
и обид, принесенных годами репрессий и гонений на Церковь Русская
Православная Церковь вопреки декрету 1918г., отделявшему ее от
государства, в трудную для страны минуту не оставила свое земное
Отечество и своей «незаконной» патриотической деятельностью помогла
Родине, самоотверженно создавая, по словам митрополита Алексия
(Симанского), «нравственные условия победы». И вклад верующих
Воронежской епархии в эту победу был, как мы видим, не малым.
Протоиерей Андрей Изакар
|