ЕЩЕ РАЗ «ПРО ВОЙНУ»
|
«Созижду Церковь Мою, и врата ада не
одолеют ее» (Мф. 16, 18).
"... уделе избранный, Русь святая, храни веру православную, в
нейже тебе утверждение". (Стихира в неделю 2-ю по Святей
Пятидесятнице всех святых в земли Российской просиявших. |
В нынешнем году удивительно близки (по времени
празднования) два грандиозных события. Первое, – Светлое Христово
Воскресение, «праздников праздник и торжество из торжеств»,
представляет собою событие все-мирной истории, перевернувшее весь мир,
переломившее весь ход мировой истории давшее ему новый импульс движения,
которое продолжается вот уже, без малого, две тысячи лет... Второе, –
день Победы России (СССР) над фашистской Германией, - событие так же
имеющее влияние на весь последующий ход мировой истории и не позволившее
переломить, перевернуть и исказить его... Казалось бы, - что общего
между ними, - первое касается почти исключительно христиан и является
событием Священной истории второе же, – событие истории «светской»,
«гражданской» и к религии отношения не имеет... И, все же, не будем
спешить с ярлыками, вспомним, что хорошее не бывает быстрым и посмотрим
несколько пристальнее на события, теперь уже более чем полувековой
давности.
Сегодня считается общеизвестным, что верхушка немецкой
национал-социалистической партии (правящая элита Германии тех лет) не
только открыто отвергла культурно – нравственные ценности
Христианства, как основу Европейской цивилизации, чего стоят, например,
ритуалы гитлер югента..., но и пыталась возродить язычество древних
германцев в переработанном и дополненном варианте (с оккультно –
сатанинским уклоном). Об этом недвусмысленно свидетельствуют
высказывания высших немецких чиновников той эпохи, - Мартина Бормана,
заявившего в 1941 году о непримиримости национал – социализма по
отношению к Христианству и Альфреда Розенберга, писавшего: «Христианский
крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов и часовен и должен
быть заменен единственным символом – свастикой». Стоит ли уточнять, что
сама свастика, как эмблема национал –социалистов, – символ отнюдь не
христианский... Что же до самого Адольфа Шикльгрубера (Гитлера), - то
его высказывания, исходя из практических соображений, касались
непосредственно Русской Православной Церкви: «Мы должны избегать,
чтобы одна Церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, и
каждая деревня должна быть превращена в независимую секту... Коротко
говоря, наша политика на широких просторах должна заключаться в
поощрении... каждой формы разъединения и раскола». «Мы должны избегать
единой Церкви на русских землях. В наших же интересах, чтобы в каждой
деревне была своя собственная секта со своими представлениями о Боге.
Поскольку, тем самым, разрушающие тенденции в русском пространстве еще
более усилятся». Как видим, – все достаточно тонко продумано и выверено
с немецкой тщательностью и педантизмом, но «Господь разоряет советы
языков» (Пс. 32, 10)...
Итак, – 22-е июня 1941 года – нападение фашистской Германии на СССР.
Местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Сергий (Старгородский)
обращается к соотечественникам: « Православная наша Церковь всегда
разделяла судьбу народа... Вместе с ним она переживала как его
испытания, так и его успехи. Не оставит она своего народа и теперь.
Благословляет она небесным благословением и предстоящий народный
подвиг». Заметим, что обращение сделано за десять дней до обращения к
народу советского правительства. Следующее, октябрьское, обращение
содержит в себе слова, несмотря на отступление красной армии (советских
войск) весьма верно рисующие картину будущего: «Не в первый раз русский
народ переживает нашествие иноплеменных, не в первый раз ему принимать
огненное крещение для спасения родной земли. Силен враг, но «велик Бог
земли Русской», как воскликнул Мамай на Куликовом поле, разгромленный
русским воинством, Господь даст, придется повторить этот возглас и
теперешнему нашему врагу».
Из ноябрьского обращения митрополита Сергия хотелось бы выделить
следующие слова: «Прогрессивное человечество объявило Гитлеру священную
войну за Христианскую цивилизацию, за свободу совести и религии».
Известно, что Воронежская земля явилась тем рубежом, который не смогли
одолеть «белокурые бестии» - «непобедимые» воины «тысячелетнего рейха».
Известен героизм, известны (хотя, к сожалению, все больше и чаще
забываются), то самопожертвование и мужество, с которым жертвовали
собою, своею жизнью наши соотечественники, единоверцы и земляки, а ведь
«нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»
(Ин. 15, 13)!
«Но ведь это - страна, область, а что же епархия?!», - возразят нам.
Вскоре после освобождения оккупированной немецко-фашистскими
захватчиками территории, в сентябре 1943 года, при бывшем тогда
собором, Свято-Никольском храме г. Воронежа епархией организовывается
комитет по сборам пожертвований на оборону Родины и подарков для
раненых воинов. Во всех храмах, находящихся в юрисдикции воронежской
епархии РПЦ вводится так называемый «тарелочный сбор» в фонд обороны. В
1944 г. комитет приобретает мебель для Воронежского госпиталя №406 на
сумму 28 тыс. 547 руб. Только за светлые дни Святой пасхи Христовой 1944
г. на патриотеческие цели (фонд обороны, подарки воинам, помощь
инвалидам, лечение раненных и больных, помощь детям и семьями воинов и
т.п.) от прихожан Православных храмов поступило пожертвований на сумму
188 тыс. 127 руб. В общей же сложности за тот же год Православными
Воронежской епархии было пожертвовано 2 млн., 957 тыс., 722 руб. За
одно только 1-е полугодие 1945 г. вклад в дело победы над врагом,
православных христиан воронежской епархии, исчисляемый в материальном
выражении составил 1 млн. 253 тыс. 914 руб. Всего же с июня 1941 по
1947 гг. (когда по рекомендации советского правительства, весьма
обеспокоенного ростом авторитета РПЦ, сбор прихожан Православных храмов
на патриотические цели (в т.ч. в фонд обороны) был прекращен Патриаршим
указом) православными воронежцами (христианами воронежской епархии РПЦ)
на патриотеческие цели было пожертвовано порядка (около) 9-ти млн. руб.
Это, – непосредственно, – денежные знаки, а как учесть те валенки и
рукавицы, телогрейки и прочие т.н. «теплые вещи», которые жертвовались
на те же цели и теми же людьми?! Ведь это сравнимо лишь с Евангельской
жертвой бедной вдовы, принесшей две лепты от скудости своей (отец,
детство которого пришлось как раз на то жестокое время, рассказывал мне,
как люди перекрашивали сукно немецких шинелей, чтобы не видеть их
ненавистного цвета и сшить из них одежду для своих детей; как во время
войны жмых в воронежской области считался вполне сносной едой, а после
ее окончания, еще долго, обычное повидло - вкуснейшим праздничным
лакомством)! Стоит ли упоминать об участии наших земляков — единоверцев
в строительстве авиационной эскадрильи «Александр Невский» и танковой
колонны «Димитрий Донской»?! И это тогда, когда почти весь правый берег
Дона (более тридцати административных районов области) находились под
властью оккупантов. Вот уж действительно, – «от скудости»!...
И уж совсем сбиваешься со счета, пытаясь учесть количество слез,
пролитых в молитвах ко Всемогущему Богу «О Богохранимей стране
Российстей, властех... и воинстве ея», количество молитвенных
воздыханий, обращенных ко Всемилостивому Спасу, как некогда древле, «о
даровании им победы». А, ведь, именно об этом возносились молитвы даже
на территориях, оккупированных германскими нацистами, в храмах,
открытых с позволения немцев! Чем не партизанская деятельность в тылу
врага!?
К сожалению, объем статьи не позволяет коснуться всех аспектов проблемы,
выразить все, переполняющие сердце чувства...
В нынешнем мае, на улицы родного, старого и много пережившего Воронежа
выйдет еще меньше ветеранов, живущих среди нас участников той самой
страшной в истории человечества войны и еще больше молодых людей,
искренне считающих, что перелом в ходе 2-ой мировой войны был достигнут
благодаря успешно проведенной операции по спасению рядового Райана.
Нисколько не умаляя роль союзнической с СССР (Россия) коалиции (США и
Великобритания), считаю своим долгом напомнить, что в семье каждого из
нас есть, или недавно был некто, участвовавший и пострадавший в той
войне, ибо участвовали и страдали все, а значит, – и помнить должны
все!..
Г.С.Филиповский
|