главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"

 

Религиозный экстремизм под вывеской «православия» в сегодняшней России.

История старых русских сект достаточно изучена. Вторая половина XIX века дала много серьез­ных исследований по проблеме сектантства, большая часть которых принадлежит церковным писателям.

Существенным приз­наком дореволюционных сект было однозначное отмежевание их от Пра­вославия: «федоровцы», «ильинцы», «молокане» – уже в самоназвании отколовшегося от Церкви религи­озного сообщества подчеркивалось дистанцирование от Православия. Кроме того, для старых сект не характерна была политизация. При всей пестроте вероучений, от изуверских (скопцы) до маловра­зумительного учения капитана Ильина (1830-е годы), не отмечалось движений религиозно-политических (типа американских свидетелей Иеговы).

В новой России ситуация карди­нальным образом изменилась. Новые секты чисто отечественного произв­одства, можно разделить на два типа. Новые религии, представляющие собой эклектику элементов из восточных культов, язычества, фантастической беллетристики и упоминаний о христианстве (таковы «Белое братство», «Церковь Третьего завета», «Звенящие кедры» (Анастасиевцы)). Эти секты по американской классификации являются, безусловно, деструктивными культами. Но они не выступают под флагом Православия, и таким образом, оставляют человеку хотя бы минимальный выбор: тот, кто примыкает к данному сообществу, знает, что он не имеет никакого отношения к Православной Церкви. Новым явлением в нашей дей­ствительности стали антицерковные религиозные сообщества, которые именуют себя православными. По своему характеру это явление отно­сится к религиозному экстремизму. То, что с Православием этот экстре­мизм никак не связан и из него не вытекает, понимает лишь тот, кто укоренен в церковной жизни или духовно образован. Но на фоне тотального религиозного невежества россиян новоявленные поборники «чистоты православия» действуют свободно и уверенно. Сначала вбрасывается некая идея, которая тиражируется в печатных изданиях под титлом: «По благословению старцев», «по благословению» почив­шего иерарха (?!), или просто «по благословению собственной совести», идея приводит многих наших прихо­жан в смущение, особливо из ново­обращенных. Надо подчеркнуть, что своих сторонников новые «учителя» вербуют только в среде церковной.

По типам псевдоправославный экстремизм представлен двумя направлениями: религиозно-полити­ческим и мистико-каббалистическим. Первое сосредоточено на том, «как нам обустроить Россию», хотя во все времена православная духовность была озабочена спасением души, стяжанием Духа Святаго, следуя завету Спасителя: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (благоустройство земной жизни) приложится вам (...).

На правом фланге доморощенной теократии расположилось РНЕ после того, как Баркашов выступил со своей трактовкой «православия», таким образом, из политической партии превратившись в секту религиозно-политической направленности. Свои идеи Баркашов (человек явно начитанный) почерпнул из истории лютеранских раскольников гитлеровского Рейха, которые отмежевали христианство от Ветхого Завета и объявили Иисуса Христа «арийцем». К этому лидер РНЕ прибавил кое-что из «Антихриста» Ницше. Но поскольку не только члены его организации, но и сочувствующие Русскому национальному единству Евангелия не читали, с историей русской святости не знакомы, то «вероучительные опусы» своего вождя принимают как истинное откровение. Так появился новый по сути антихристианский, антипра­вославный культ, но, тем не менее, русские «наци» называют себя истинно православными.

Несколько умереннее в реформе Православия стоит родоначальник «народного православия» Душенов. Бывший морской офицер Советского Союза ратует за переустройство церковного управления с тем, чтобы Церковь стала реальным игроком на политическом поле. Себя и своих единомышленников Душенов числит как общественно-политическую организацию, но одновременно свой печатный орган «Русь Православная» издает как бы «по благословению» покойного Митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна. Для православно мыслящего человека – это нелепость. Благословение на печатное издание церковный иерарх дает в том случае, если это издание является душеполезным чтением, не идущим вразрез с православным церковным мировоззрением. Однако у людей внешних создается впеча­тление, что идеи Душенова чуть ли не согласованы были заранее с почившим Владыкой. Более того, Душенов объявил, что его группа порывает церковное общение с правящим после кончины владыки Иоанна митрополитом Санкт-Петер­бургским Владимиром. Но поскольку революционно настроенная компания осталась в Питере, в другую епархию не перебралась, то по правилам Православной Церкви душеновцы стали раскольничьей группой, или сектой беспоповского толка, что, очевидно, их не смущало. Эта же группа младореформаторов вбросила идею о канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина. Идея была подхвачена группой московских товарищей, оттуда, благодаря доступу товарищей к СМИ, перекинулась в провинцию. И уже в Ярославской области воплотилась в новую тота­литарную секту, поселение закрытого типа под названием «Опричное братство». «Хозяин» братства большую часть времени проводит в Москве и занят издательской деятель­ностью братства. Уже самостийно братство канонизировало Распутина, и мы получаем толстые фолианты с житием старца Григория с акафистом «народно» канонизированного старца и, как водится, с его иконой. Чем дальше собираются заняться новые опричники пока неведомо. Но опасения радикальных действий не исключены.

Противоположным по духу псев­доправославным движением является мистицизм, не имеющий ничего общего с мистическим опытом – Православной Церкви, с духовным опытом великих подвижников Восточного монашества. До настоящего времени толкование Священного Писания по собственному произволу практиковалось только в западном протестантском мире, отсюда непре­рывное дробление протестантизма на самые различные толки. И вот эта антиправославная мода дошла до России. Люди, называющие себя православными христианами, не отдавая себе отчета в том, что творят, стали соревноваться с адвентистами, толкуя на свой лад, вопреки церко­вному святоотеческому преданию, Откровение Иоанна Богослова. Родоначальник адвентизма Миллер в 40-е гг. XIX века пророчествовал о втором пришествии Христа, даже годы вычислил: 41-43 гг. По крайней мере, его последователи ожидали Христа. Наши российские «мистики» и толкователи готовятся к пришес­твию антихриста. В «Откровении» это слово не употребляется, а в Евангелии говорится об антихристах во мно­жественном числе; во втором посла­нии к Фессалоникийцам апостол Павел говорит о «человеке греха, сыне погибели» (2Фес.2:3). Но читать толкования святых отцов, начиная с Андрея Кесарийского, обратить внимание на ту осторожность, с которой отцы Церкви подходят к этой «таинственной книге Священного Писания», сегодняшним «апокалиптикам» невдомек. Такое впечатление, что идеи каббалы, языческий магизм воспринимается легче, чем православ­ное учение о благодати и свободе воли. Источником духовной смуты и распространителями панических настроений стали никем не признан­ные в православном мире общины так называемой «Российской Катакомбной Истинной Православной Церкви».

Истерия по поводу ИНН и штрихкодов получает «псевдо­богословское обоснование», которое не только возрождает древнюю ересь донатизма, но прямо следует предста­влениям, каббалистов. Вот, что вещает нам некий «иеросхимонах» Арсений (Ярков), пребывающий в настоящее время во святом граде Иерусалиме [1]. «Вопрос: что есть начертание или число зверя – 666?» В Евангельском тексте – это «число человеческое», то есть имя, поэтому издревле пытались расшифровать «число человеческое», переводя числа на латинский, греческий, древне­еврейский алфавиты. Однозначного ответа не было. Но для наших катакомбников все ясно. «Ответ: это метка сатаны, то есть штрих-код (печать антихриста)». И далее идет пояснение, каким способом маски­руется эта печать – на продуктах, товарах, паспортах. Устрашающим является то, что «человек получает паспорт с начертанием, одновременно в ведении или не в ведении подпи­сывается, ставит свою роспись, тем самым отрекается от Бога и стано­вится служителем сатаны, сам даже порой того не понимая». Отсюда призыв: если не хочешь попасть в ад, не бери (или порви) паспорт, не покупай маркированных продуктов, откажись от пластиковых удосто­верений (в том числе пенсионных) и т.п. Короче говоря, призыв уйти из этого мира в неизвестном направ­лении исходит от «ревнителя» православия, проживающего в стране, границу которой без паспорта не пересечешь и без удостоверения личности в Иерусалиме не обой­дешься. Однако бывшие соотечес­твенники призываются к граждан­скому неповиновению, но паче всего, всех православных «неокатакомбники» призывают не причащаться у священников Русской Православной Церкви, потому что они взяли паспорта с «печатью антихриста». И что поразительно, эта чудовищная агитация на некоторых прихожан возымела действие. Стало быть, люди, приходящие в православный храм, о православной вере, о пути спасения не имели ясного понятия.

Главный вопрос: что притягивает людей к псевдоправославным учителям? Религиозное невежество? Да. Но существует и психологический фактор. Для вовлеченных в полити­зированные сообщества Православие представляется как некий способ устройства в земной жизни, который созвучен был бы менталитету совет­ского человека. Страна Советов канула в лету, но человек не успел измениться: все чаяния устремлены к жизни этого века, а жизнь будущего века, стяжание Духа Святого, прео­бражение души – лежат где-то вне реальной жизни, воспринимаются как нечто туманное. Ясно, что здесь не усвоены азы Православия: осознание цели христианской жизни.

Что касается увлеченных апокалиптикой (неправославной апокалиптикой), то здесь действует самообольщение, легкомыслие види­тся как подвиг, как удел избранных. При этом новоявленный подвижник полон гордости, не обращая уже внимания на состояние собственной души, на отношение к людям. Здесь уместно вспомнить слова святителя Николая Сербского (Велимировича). Он обращался к поколению право­славных христиан в период между двумя мировыми войнами (с 1918 по 1938 годы).

«Сегодня, – писал святитель, – многие знамения указывают, что конец света близок. Понимание этого еще сильнее побуждает нас трудиться без устали на ниве Господней... Давайте оставим в покое конец света. Вам известно что тайну эту Отец Небесный задержал в Своей власти и не позволил даже Сыну раскрыть ее. Еретики легкомысленно поспе­шили назвать год и день завершения драмы всего человечества... Сейчас на всемирной сцене идет пятый акт. Предвещать, сколько поколений сменится за время этого пятого акта, не наше дело. Наше дело – быть совестливыми и храбрыми, испол­ненными духовной силы и спокой­ствия борцов, утвержденных в своей победе, и держаться до тех пор пока не придет нам на смену следующее поколение. А когда придет смена, дай нам Бог сил передать наследникам свою веру сохраненной, честь не­запятнанной и Церковь неослабленной». [2]

Мнимый подвижник как истинный каббалист верит, что числа и знаки имеют магическую силу воздействия. Православно мыслящий человек знает, что только грех и дела сатанинские отлучают людей от благости Божией. И что, как не сата­нинское дело призывает отказаться от причастия Тела и Крови Хрис­товых? Кому мы верим – Слову Божию или ереси донатистов, утвер­ждавших, что благодатность Святых Таинств зависит от личности, совер­шающей Таинства?

И псевдоправославные политики, и впавшие в каббалистическую ересь, объективно работают на дискре­дитацию православия в глазах российского общества, против Цер­кви, а субъективно – во вред своей душе.

Каков видится выход из создав­шейся ситуации? Очевидно, должны быть точки взаимодействия Церкви и государства, если оно осознает негативное влияние религиозного – экстремизма на общественную жизнь.
Во-первых, священноначалие Православной Церкви имеет возможность своевременно выносить суждение о том или ином движении, называющем себя «православным». Нецерковного православия не существует. Это должны уяснить и православно верующие и российское общество в целом. Церковь не несет ответственности за тех, кто попирает Cв. Предание и каноны Православия.

Во-вторых, духовное просве­щение, знание основ православного миросозерцания, жизненных целей и ценностей – это, конечно, важнейшая задача церковного образования, но если светская школа по-прежнему будет исключать религиозные знания из контекста русской культуры, то религиозное невежество будет оста­ваться питательной средой для взращивания деструктивных культов как западного, так и отечественного производства.

[1]. Иеросхимонах Арсений (Ярков). Обращение ко всем православным христианам единой святой, соборной и Апостольской Церкви, в целости и непорочности исповедующих Кафолическую веру. Указан номер п/я в Иерусалиме. 2003.
[2]. Святитель Николай Сербский. Азбука победы. М., 2004. сс.116-118.

Доцент ВПДС Ушакова Ю.В.
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии