Постовые
песнопения
|
В черном вся церковь.
В ее полумраке
Плачем напевы звучат постовые.
Каются, молятся души живые,
Души, живущие в горе и мраке
Н. Максимова |
Великий пост... Как дорого это время для души каждого
православного христианина. Человек, живущий церковной жизнью,
воспринимает эти дни как некий глоток целительной влаги, и, как «олень
прибегает на источники водные», так и душа рвется испить из
неисчерпаемого источника милосердия Божьего, изливающегося на тех, кто
принесет истинные плоды поста. Ведь одно, когда человек сам сокрушается
о своих грехах, старается исправиться, и другое, когда вся Церковь
Православная «едиными усты и единым сердцем» возносит покаянные слезные
молитвы ко Господу, просит помощи в исправлении от злых дел и укреплении
в добродетелях. Как любящая мать Св. Церковь в богослужебных текстах и
песнопениях Четыредесятницы преподает все средства к несению
великопостного подвига, указывает на многочисленные примеры покаяния и
исправление, предостерегает от возможных падений и ошибок.
Великопостное богослужение и в своем внешнем образе побуждает к посту и
покаянию: в седмичные дни не совершается полной Литургии – самого
торжественного и праздничного богослужения, вводится обилие чтений,
большею частью Ветхозаветных Писаний, особенно Псалтырь. Пение почти
прекращается, и тем выразительнее звучат великопостные песнопения,
проникающие до самой глубины души своею строгостью, выдержанностью
мелодий, соответствующих постовому настрою.
В составлении этих песнопений потрудились знаменитые святые отцы и
учителя Церкви: преп. Федор и Иосиф Студиты, св. Анатолий, Патриарх
Константинопольский, Козьма, Епископ Майумский, Андрей, Архиепископ
Критский и много других песнотворцев.
Пожалуй, не найдется кого-либо из композиторов духовной музыки,
обошедших вниманием песнопения Великого поста. Для многих людей уже
привычным стало «Покаяния отверзи...» А.П. Веделя, хорошо известно «Ныне
Силы Небесныя» Львовского, ирмосы Великого канона св. Андрея Критского,
«Да исправится молитва моя» Д.С. Бортнянского. Знакомы верующим творения
других авторов: Бекаревича, Турчанинова, Львова, Глинки, Чайковского,
Ломакина, Виноградова, Лапаева, Крупицкого.
Простые распевные мелодии, сложившиеся на протяжении многовекового
песнотворческого опыта, своею незамысловатостью могут подействовать на
человека гораздо больше, чем многие авторские шедевры.
Богослужения Св. Четыредесятницы начинаются с вечерни недели
сыропустной, в просторечии называемой Прощеным воскресением. Здесь
происходит переход от обычного пения, исполняемого до «Сподоби,
Господи», к постовому. Во время обряда прощения принято петь в ряду
других покаянных песнопений и «Покаяния отверзи ми двери» – стихиры,
которые, подобно теплым солнечным лучам в студеном феврале,
предвозвещающим скорый приход весны, уже за 4 воскресенья до наступления
поста согревают окаменелые от греховного холода души. Они исполняются на
воскресных утренях до пятой недели поста.Только в спасительные
великопостные дни можно услышать песнопения литургии Преждеосвященных
Даров, соединенной с вечерней. Как трогательно доносится пение избранных
стихов 140 Псалма, когда по обычаю один или трое певцов, став перед
Царскими Вратами за амвоном, исполняют 4 стиха, между которыми хор
постоянно вторит: «Да исправится молитва моя...» Преклонив колени,
верующие внимают этой молитве, вознося свое сердце и ум, как легкий дым
кадила, к престолу Вседержителя.
В течение Великого поста постоянно звучат тропари, стихиры и каноны
Постной Триоди, которые с простотой и задушевностью ведут молящихся по
лествице восхождения от первого дня поста до последнего. Последние,
завершающие пост великосубботние песни уже сливаются с началом
торжественных пасхальных песнопений.
Своею трогательностью великопостные песнопения потрясают, умиляют и
смягчают даже самые черствые сердца, делая их способными воспринять
конечную цель поста – радость Христова Воскресения.
Материал подготовили воспитанницы регентской школы
при ВПДС Тимофеева Л., Попова В.
|