православное учение о природе греха и об образе покаяния
«...Иисус начал проповедовать и говорить:покайтесь,
ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17)
Человек, созданный по образу Божию, призван к
богоуподоблению, т.е. к достижению абсолютного совершенства и
высочайшей святости. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный
совершенен», - говорит Спаситель (Мф.5:48). «По примеру призвавшего вас
Святого, и сами будьте святы», – убеждает нас св. ап. Петр (1
Петр.1:15). Жизнь в святости и совершенстве является конечной целью всех
христиан, в ней получает осуществление то, что на языке православного
богословия называется спасением. Этой благодатной жизни в Церкви, жизни
по Закону Божьему противостоит иная жизнь – жизнь по закону греха.
Слово грех (греч. «амартиа») имеет самые разные оттенки в своем
содержании, такие, например, как ошибка, кривой путь, упорство или
поступок противоположный добродетели. На богословском языке грехом
называется всякое как сознательное, так и несознательное отступление от
заповедей Божиих делом, словом или помышлением. Учение Православной
Церкви о грехе: его сущности, происхождении и следствиях – основано на
библейском откровении о грехопадении прародителей в раю, которое
содержится в третьей главе книги Бытия.
Именно в повествовании о падении первых людей раскрывается природа
греха, говорится о следствии грехопадения, хотя само слово «грех» не
употребляется.
По свидетельству Слова Божия, первый или первородный грех наших
прародителей был нарушением ими Божественной заповеди о невкушении
плодов от дерева «познания добра и зла (Быт.2:16-17)». В нарушении
заповеди Божией святые отцы указывают, прежде всего, на момент
нравственный, личный, который заключается в непослушании. Если бы
человек принял заповедь в духе сыновней любви, он ответил бы на
Божественное повеление полным самоотречением, добровольно отказался бы
не только от запретных плодов, но и от всякого внешнего предмета, чтобы
жить только с Богом, устремляться к единению с Ним. Божественная
заповедь указывала воле человеческой путь, по которому ей надлежало
следовать, чтобы достичь обожения по благодати, путь отрешения от
всего, что не есть Бог. Воля человеческая избрала противоположное:
отделившись от Бога, подчинилась диавольскому соблазну. «И увидела жена
(Ева), что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и
вожделенно, потому, что дает знание, и взяла плодов его и ела, и дала
также мужу своему, и он ел» (Быт.3:6). Послушав искусителя, прародители
захотели сами стать «как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5). Преступив
заповедь, люди были наказаны, прежде всего, своим собственным
преступлением. Св. Симеон Новый Богослов видит развитие первого греха в
том, что человек вместо того, чтобы раскаяться, пытался оправдаться
пред Богом: Адам слагает всю ответственность на Еву: «жена, которую Ты
мне дал», – делая, таким образом, Бога первопричиной своего падения, Ева
обвиняет змия. Не признавая свою вину в совершенном грехе, люди лишаются
возможности освободиться от зла. Видимым следствием грехопадения был
суд Божий, завершившийся изгнанием первозданной человеческой четы из
рая. Суд Божий не просто кара за ослушание, Бог положил смерть как
предел бесконечному разрастанию греха в человеке.
Грех, проникнув в человеческую природу, извратил и растлил ее
первозданную чистоту. Это отразилось, прежде всего, на духовной стороне
природы человека, «образ Божий» в душе человека затемнен грехом и высшие
духовные способности: ум, воля, сердце – претерпели искажение. Грех как
зло есть то, чего не должно быть в душе человеческой. Вследствие
неделимости души он стал действовать во всех направлениях: «проявляясь в
уме мыслями, противоположными истине, в сердце – неблагообразными
чувствами и в воле – желаниями недобрыми».
Но, чтобы полнее представить себе сущность греха, отойдем от логической
последовательности рассмотрения данной темы и попытаемся увидеть его
другую сторону. Точное определение греха дано у св. ап. Иоанна
Богослова: «...грех есть беззаконие» (1Ин. З:4), т.е. нарушение закона
или воли Божией. Но в падшем по вине первозданного человека мире не
всякое беззаконное является грехом. Взять, к примеру, закон кровной
мести или воровской закон, которые своей целью ставят насилие,
подчинение одного другим. Нарушение этих правил не будет являться
грехом, т.к. это законы зла. А грехом является нарушение закона
Божественного, основанного на любви, добре и справедливости.
Бог есть не только Творец, но и Промыслитель о мире и о человеке.
Человек как творение, созданное по образу Божию, в своем бытии должен
всегда стоять в живом и непосредственном отношении к Богу как к Центру
своей духовной жизни, к ее конечной цели. С этой точки зрения добро или
святость есть богоуподобление, т.е. свободное сообразование своего духа
(ума, чувства и воли) с Богом. Отсюда грех есть уклонение человека от
богоуподобления в сторону самоутверждения, своего мнимого «я» как
центра жизни, что в уме проявляется как самомнение, в чувстве – как
самодовольство, в воле – как произвол: «Я хочу, что бы все было, как я
желаю». А так как воля человека есть сила, определяющая направление его
духовной жизни, то ясно, что грех, по сути, должен быть назван
своеволием, поставлением воли человека не в соответствие с волей Божией,
а в противодействие ей. Грех тяжелым камнем ложится на душу человека,
лишает ее покоя и радости. Св. Тихон Задонский говорит: «Душа бо
человеческая, яко дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия,
покоя, мира, утешения и отрады снискать не может, как только в Бозе, от
Которого по образу Его и подобию создана; а когда от Него отлучится,
принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными,
как рожцами, себя питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает,
и так от гладу следует умерети, духу бо духовная пища потребна есть».
Бог всегда стремится к человеку, влечет его к себе «хочет, чтобы все
люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Но нужно помнить,
что без собственных усилий никто спастись не может, что подтверждает
свт. Иоанн Златоуст: «Если нужно получить Царствие Небесное, то
недостаточно освободиться от греха, но еще нужно много упражняться и в
добродетелях. Ибо от прочих действий нужно удерживаться для того только,
чтобы освободиться от геенны (вот смысл жизни с правовой точки зрения),
но чтобы наследовать Царствие Небесное необходимо стяжать добродетель».
«Грех, – по мнению Оригена, учителя Церкви III в., – составляет в
отношении к организму души нечто совершенно противоестественное, чуждое
и вредоносное к извержению или удалению чего от себя по самому чувству
самосохранения должна стремиться душа: и этого она на самом деле
достигает не через что-либо иное, как только через исповедание перед
другими своих греховных дел и помыслов, которые после сего теряют свою
прежнюю губительную на нее силу, и, кроме того, привлекают к ней
всепрощающее милосердие Божие».
Ознакомившись с сущностью греха, рассмотрим высказывания святых отцов и
учителей Церкви по вопросу о примирении между Богом и человеком.
Прежде всего, нужно сказать, что такое примирение происходит в Церкви
через Таинство Покаяния. Покаянием в Новом Завете называется иногда
образ спасения нашего в Иисусе Христе. Само слово покаяние (греч.«метаниа»),
значит перемену образа мыслей и жизни, обращение людей к Богу,
раскаяние перед Ним, совершающееся в сердце человека .
Для каждого человека покаяние необходимо, об этом говорит Слово Божие.
«Если говорим, что не имеем греха, – обманываем себя, истины нет в нас.
Если исповедуем, грехи наши, продолжает ученик Христов, – то Он, будучи
верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой
неправды» (1Ин. 1:8-9). Покаяние, как и другие спасительные Таинства,
установлено в новозаветной Церкви Основателем и Главой ее Господом нашим
Иисусом Христом. Христос, явившись Своим ученикам после Своего
Воскресения, обращается к ним с такими словами: «Мир вам! как послал
Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите
Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся: на ком оставите, на
том останутся» (Ин.20:21-23). О Таинстве Покаяния упоминается уже в
книге Деяний Апостольских. «Многие же из уверовавших приходили,
исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18).
Эту власть «вязать и решить» грехи людей, данную святым апостолам
Иисусом Христом: «Истинно говорю вам: что свяжете на земле, то будет
связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»
(Мф.18:18) - св. Церковь относит к преемникам их – епископам и
пресвитерам. Почему свт. Иоанн Златоуст и говорит: «Отец весь суд отдал
Сыну (Ин.5:22), а Сын весь суд отдал священникам». Поэтому только
епископы и пресвитеры (священники) как преемники апостолов, имеют право
совершать Таинство Покаяния и разрешать кающихся от грехов. Они всегда
призывали немощных членов Церкви к Таинству Покаяния, усматривая в нем
спасительное врачевство от всех греховных недугов.
«Всем кающимся Бог прощает грехи, – говорит св. Игнатий Богоносец, –
если они прибегают к единению со Христом и в собор епископа. Верою в
благодать Иисуса Христа, разрешит вас всяких уз». Здесь от каждого
грешника, ищущего у Бога прощения своих грехов, требуется, чтобы он не
только прибегнул ко Христу с сердечной молитвой, но чтобы одновременно
вслух исповедал грехи свои перед духовником. О власти отпускать грехи
говорят и отцы IV века. Так свт. Амвросий Медиоланский в одном из своих
слов учит: «Кто может отпущать грехи, кроме одного Бога, Который так же
отпускает их через тех, кому дал власть отпущать».
Установлением Таинства Покаяния Христос показал всю глубину Своего
милосердия к немощи каждого согрешившего человека, ищущего оправдания
перед Богом после нарушения благодатного союза с Ним, утвержденного
Крещением. Однако нужно помнить, что к Таинству Покаяния могут
приступать только христиане, которые после того, как очистились от
грехов в Таинстве Крещения, снова впадают в грех и имеют нужду в
очищении своей совести. Это учение общеизвестное из практики Церкви,
ясно выражает блаж. Августин: «Грех <...>, если он совершен оглашенным,
омывается Крещением; а если совершен крестившимся, врачуется
покаянием». От приступающих к покаянию, чтобы получить отпущение грехов,
требуется искреннее сожаление о своих грехах, осознание всей их
тяжести.
Кто истинно кается, тот не может не чувствовать своей виновности перед
Богом. «Обратимся ко Господу всем сердцем, – говорит св. Киприан, – и
выражая раскаяние во грехах истинными скорбями, будем молить милосердие
Божие ...Принесите полное покаяние, покажите скорбь сокрушающейся и
рыдающей вашей души».
Помимо сокрушения сердечного кающийся должен «возненавидеть» свой грех и
иметь твердое намерение впредь исправить свою жизнь.
«Не тот, – учит свт. Василий Великий, – исповедует грех свой, кто
сказал: согрешил я, и потом остался во грехе; но тот, кто по слову
псалма, обрел грех свой и возненавидел его». И в соответствии с
сущностью этого Таинства, нужна вера в Господа Иисуса Христа и надежда
на Его милосердие. «Ибо нет другого имени под небом (т.е. Иисуса
Христа), данного человекам, которым надлежало бы нас спастись»
(Деян.4:12). Наконец последнее условие - это устное исповедание грехов
перед священником. О такой исповеди ясно говорится в книге Деяний
(19:8), выше процитированной.
Богоустановленная власть прощать или не прощать грехи сама по себе
требует еще видимых действий. Когда кающийся христианин приходит и
пастырю Церкви и как духовному врачу раскрывает ему свои беззакония,
служитель Божий, выслушав его исповедание, разрешает его от грехов
именем Господа Иисуса Христа. По уставу Православной Церкви это
разрешение священнослужитель выражает тем, что покрывает епитрахилью
склоненную голову кающегося и читает соответствующую разрешительную
молитву.
Святитель Григорий, еп. Нисский внушает кающемуся: «...больше должен ты
полагаться на родившего тебя о Боге, чем на родивших тебя по телу. Смело
покажи ему сокровенности свои, открой ему тайны души как сокрытые раны
врачу, он позаботится и о чести, и о здравии твоем...
Прими священника как отца, в участии и общении твоей скорби». Потому
грешник подобен больному телом, который, желая выздоровления, сам
рассказывает врачу о течении и состоянии своей болезни. Ищущий исцеления
от душевных болезней, должен искренне открыть духовному врачу грехи свои
со всеми обстоятельствами, которые помогут раскрыть состояние души
кающегося. А упорное молчание или непризнание в своих грехах означает
только пристрастие к ним и равно духовному самоубийству.
Получив разрешение от грехов, исповедник целует Святое Евангелие и
Крест. Это, с одной стороны, знак примирения его с Богом после покаяния,
а с другой – знак утверждения того, что на исповеди он намеренно ничего
не скрыл и что имеет твердое желание избегать и удерживаться от грехов,
открытых на исповеди.
Главным в Таинстве Покаяния является невидимое Божественное уврачевание
больной человеческой души. Это исцеление совершается незримым и чудесным
образом. Священник в этих чудесных и божественных делах является только
орудием, исполняющим видимые действия, но не без вспомоществующей
благодати Божией. Он принимает раскаяние грешника, произносит
разрешение кающемуся, но отпускает грехи по слову священника Сам
Христос Спаситель как Бог. Святой Иоанн Златоуст призывает к этому
духовному врачеванию через наше раскаяние и говорит: «Уврачевать сердце
может единственно Тот, Кто один создал сердца наши и знает все дела
наши; он может войти в совесть нашу, коснуться сердца и утешить душу».
Невидимую сторону Таинства Покаяния составляют: отпущение грехов
кающемуся Самим Иисусом Христом и оправдание согрешившего (Ин.20:23),
примирение его с Богом (Лк.15:17-24), освобождение от вечного наказания
за грехи, в которых он покаялся и получил прощение и надежду на вечное
спасение (Лк.23:42-43).
Благодатная сила Таинства Покаяния по своей обширности и могуществу
простирается на все грехи человеческие, и нет такого греха, который бы
не мог быть прощен людям при наличии искреннего покаяния и надежды на
прощение от Господа. «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один
из малых сих» (Мф.18:14).
Итак, по учению Слова Божия, никому из христиан не заграждается дверь к
спасительному Таинству Покаяния. Истинное покаяние приводит к изменению
нашей греховной жизни, духовному обновлению, возрождению и
воссоединению нас с Богом.
Об этом прекрасно сказано у владыки Сергия (Страгородского): «По выходе
из водной купели Крещения или из слезной бани покаяния человек исходит
на то, чтобы очистить душу и тело от всего страстного и чувственного,
сделав все естество наше чистым, устроить из него достойный храм
Триипостасному Богу, в чем живет вечный».
Протоиерей Сергий Моздор
|