О чтении в
великий пост
Иоанн (Шаховской), архиепископ Сан-Францисский в
своем эссе «Психология поста» говорит: «Пост есть нахождение мудрости,
закономерности и чистоты отношений ко всему через возвращение к чистому
источнику жизни – Богу и послушанию Его слову. Пост есть воздержание;
осмысленное и последовательное воздержание от всего неистинного и
невечного. Но пост не есть лишь одно отрицательное воздержание; он есть
и положительный подход к истине, вкушение истиной жизни...
Пост есть отказ от вкушения человеческим сердцем и разумом всего
призрачного, неистинного и невечного! Всецелое устремление ко вкушению
вечного и истинного». Из этой мысли ясно, что особое значение Великим
Постом имеет круг чтения верующего человека, потому что книги могут, как
помочь в молитве, богопознании, духовной жизни, так и создать серьезные
помехи на пути совершенствования человека во Христе.
Что же советует Церковь читать Великим постом? Прежде всего, пост
благодатная возможность чтения Священного Писания, размышления над ним,
актуализации Божественных заповедей в своей жизни. «Церковная молитва, –
говорит протопресвитер Александр Шмеман, – всегда библейская, то есть
выражается она языком, образами и символами Святого Писания. Если Библия
содержит в себе Божественное Откровение, то она также и вдохновенный
ответ человека на это Откровение, и потому – выражение и содержание
человеческой молитвы хвалы и поклонения... Великий Пост на библейском
измерении церковного богослужения ставит как бы особое ударение».
В практике Православной Церкви в дни святой Четыредесятницы за
богослужением прочитывают ветхозаветные книги Бытия, Притч, Пророка
Исайи, фрагменты других текстов Ветхого Завета, а Псалтирь, передающая
все оттенки человеческой молитвы к Богу и все человеческие переживания,
читается дважды в течение каждой великопостной недели. По традиции
Русской Православной Церкви за богослужением и в келейной (домашней)
молитвенной практике в дни Великого поста полностью прочитываем
Четвероевангелие. Наверное, сегодня многим будет очень сложно
приблизиться к тому идеалу, который указывает Церковь, однако,
несомненно, что в дни Четыредесятницы чтение Библии должно стать главным
чтением верующего человека. Быть может, регулярное чтение Священного
Писания в дни Поста приучит нас к постоянному чтению его во все дни
нашей жизни. При чтении Библии надо помнить, что это чтение будет
плодотворным только при понимании библейского учения через призму
святоотеческих творений. Поэтому желательно, чтобы Великий пост стал
временем нашего вживания и вчитывания в опыт Святых Отцов и
подвижников благочестия нашей Церкви.
Об этом очень глубоко и точно пишет святитель Игнатий Брянчанинов:
«Чтение Святых Отцов должно быть тщательное, внимательное и
постоянное... Каждый избери себе чтение Святых Отцов, соответствующее
своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о
безмолвии; инок, живущий в общежитии, Отцов, написавших наставление
для монашеских в общежитий; христианин, живущий посреди мира, – Святых
Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый,
в каком бы звании не был, почерпай обильное наставление в писаниях
Отцов». В этой заметке особенно хотелось бы назвать Святых Отцов,
которые близки к нам по времени, и в творениях которые: много говорится
о значении Великого поста, а также даются практические советы верующим
«что ест: духовная жизнь и как на нее настроиться?» Это и сам святитель
Игнатий и святители Тихон Задонский Иннокентий Херсонский, Феофан
Затворник, преподобные оптинские старцы, Силуан Афонский и Никодим
Святогорец, праведный Иоанн Кронштадтский и многие другие.
Рядом с чтением святоотеческю творений необходимо поставить и ту
церковную душеполезную литературу, которая современным языком доносит
до нас смысл нашей веры и жизни христианской. Назовем здесь лишь тех
авторов, которые раскрыли перед нами значение самого Великого поста. Это
Антоний, митрополит Сурожский («Духовное размышление перед Великим
Постом», его великопостные проповеди), Александр Шмеман («Великий
пост»), Каллист (Уэр) («Внутреннее Царство», «Великий Пост и общество
потребления»), Иоанн (Шаховской) («Психология поста»), священник
Александр Ельчанинов («Записи») и другие духовные писатели нашего
времени. Таким образом, Библия, святоотеческая и церковноназидательная
литература должна стать для нас важным подспорьем для прохождения
великопостного странствия и всего пути нашей духовной жизни.
В качестве заключения хочется привести замечательный совет отца
Александра Шмемана из его книги «Великий Пост»: «Тишина, созданная
отсутствием светского шума, нарушаемая только допустимой передачей
новостей, должна быть заполнена положительным содержанием. Душа наша
питается молитвой, но разум тоже нуждается в пище; именно разум
современного человека подвержен непрестанной долбежке телевизора, радио,
газет, иллюстрированных журналов и тому подобное.
Мы предлагаем добавить умственные усилия к чисто духовному. Мы
пренебрегаем столькими шедеврами, столькими замечательными плодами
человеческой мысли, воображения и творчества только потому, что гораздо
легче вернувшись с работы, домой, уставши физически и умственно,
включить телевизор или погрузиться в совершенную пустоту
иллюстрированного журнала. Было бы хорошо заранее наметить для себя
программу для Великого поста. Составить заранее список полезных книг,
которые надо было бы прочитать. Нет необходимости, чтобы все эти книги
были религиозного содержания. Не все люди призваны быть богословами. Но
в лучших произведениях литературы заложено столько богословских
мыслей, а все, что обогащает наш разум, всякий плод настоящего
творчества благословляется Церковью и правильно воспринимаемое
приобретает духовную ценность».
Н.В. Макеев
|