О
причащении
«Верою и любовию приступим, да причастницы жизни
вечныя будем».
«Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам
дерзновение
и не постыдиться пред Ним в пришествие Его». (1 Ин. 2, 28).
В таинстве Евхаристии постоянно совершается парусия
(от греч. пришествие, присутствие, позднее: Второе Пришествие) –
явление и пребывание Господа среди нас. И если мы участвуем в
Евхаристии, причащаемся, Тела и Крови Христовых, то имеем Его в себе «живуща
и пребывающа». Мы непрестанно испытываем себя, готовы ли мы войти в
жизнь вечную, которой мы приобщаемся в Таинстве Причащения, в Царство
Небесное, которое мы призваны стяжать внутри себя?
Радостью ожидания скорого пришествия Христова была проникнута вера
первых христиан, поэтому они стремились чаще собираться для преломления
хлеба, для встречи с воскресшим и грядущим Христом, для участия в
трапезе Господней. Апостолы, совершавшие Евхаристию после Пятидесятницы,
не просто вспоминали последнюю трапезу со Христом, но снова совершали ту
самую Тайную Вечерю. Точнее – входили в эту Тайную Вечерю, один раз
совершенную и непрестанно совершающуюся в Царстве Христовом, зоне
будущего века. Это было главным живым, реальным опытом приобщения
Царству Небесному, встречей со Христом в соединении с Телом и Кровью
Его. Самым страшным наказанием для ранних христиан было отлучение от
Причащения, от участия в евхаристическом собрании. Постоянное ощущение
пребывания «во Христе» (если присмотреться, им проникнуты все
новозаветные послания, а также Евангелие от Иоанна) имело свою основу в
Евхаристии. И отлучение от нее означало отлучение от Христа. Это мы
видим во всех канонических правилах, имеющих главным наказанием
отлучение от приобщения.
Большинство современных христиан эти правила, что называется, не
затронут за живое, покажутся им чем-то далеким от жизни. Почему же те
христиане так тяжело переживали отлучение от Причащения? «И да не на
мнозе удаляяся общения Твоего, от мысленного волка звероуловлен буду» –
просит свт. Иоанн Златоуст; «Да убо не един пребуду кроме Тебе Живодавче,
дыхания моего, живота моего, радования моего... да не кроме обрет мя
Твоея благодати, прелестник восхитит мя льстивне, и прельстив, отведет
боготворящих Твоих словес», – вторит ему прп. Симеон Новый Богослов. А
мы так легко воспринимаем наше непричащение, неучастие в Евхаристии.
Это свидетельствует о значительном ослаблении евхаристического сознания,
сознания центра своей жизни во Христе, в соединении с Ним в Таинстве
Евхаристии, которое является не просто одним из таинств, а «Таинством
Таинств», как называет его Дионисий Ареопагит. Ибо оно – сердцевина
Церкви, его основа, фундамент, без которого немыслимо существование
Церкви. Это показывает, что живой необходимостью сегодня является
возвращение к правильному восприятию Евхаристии, возвращение жажды
Бога, жажды соединения с Ним. Только тогда «Таинство таинств» займет
должное место в нашей жизни.
В этом нам поможет опыт восприятия Евхаристии святыми отцами – Предание
Церкви, то, что во Вселенской Церкви принималось всегда, всеми и
повсюду (преп. Викентий Леринский). В 9-м правиле святых апостолов и 2-м
Антиохийского собора повелевается отлучать от Церкви тех верующих,
которые приходят в Церковь и слушают писания, но не остаются на молитве
и Святого Причастия не приобщаются. Многие святые также побуждают нас
регулярно приступать к Святым Тайнам (Св. Киприан Карфагенский, св.
Василий Великий, св. Амвросий Медоиоланский; из житий - св. Епиктет;
авва Аммон; мч. Лукиан и многие другие). Тем же, кто отказывается от
Причащения из-за своего недостоинства, Иоанн Златоуст отвечает, что те,
которые не причащаются, среди кающихся находятся и диакон говорит им «изыдите»
(возглас на Литургии «оглашенные изыдите»!) Значит они недостойны
участвовать и в молитвах, потому что Святой Дух нисходит не только на
предлежащие Святые Дары, но и на эти песнопения. Как же, пришедшие на
трапезу Господню, отказываемся вкусить от нее?
«Мы не должны, – пишет св. Иоанн Кассиан Римлянин – устраняться от
Причащения Господня из-за того, что осознаем себя грешниками; но еще
более и более с жаждою надобно поспешать к нему для врачевания души и
очищения духа, однако же с таким смирением духа и верою, чтобы, считая
себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства
для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать
причащение, как некоторые делают, которые достоинство, освящение и
благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать
их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства
сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно больше
гордости выказывают, нежели смирения, потому что когда принимают их, то
считают себя достойными принятия их. А гораздо правильнее было бы, чтобы
мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы
никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, в каждый День
Господень принимаем их для врачевания наших недугов, нежели,
превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного
срока бываем достойны принятия их». Кто-нибудь подумает: «Лучше вообще
не приходить на Литургию!» Мысль, возникающая в нашем сознании,
совершенно неуместна в сознании святых. «Боюсь причащаться, как
недостойный, но еще более боюсь остаться без причащения, дабы не
погибнуть», – пишет прп. Ефрем Сирин, и свидетельствуют многие примеры
из жизни святых, которые не мыслили своей жизни без причащения. И отцы
VI Вселенского собора (80-е правило) и Сардикийского собора (11-е
правило) говорят об отлучении не приходящих в церковь в три воскресных
дня подряд, «не имея никакой настоятельной нужды или препятствия». Да и
совсем не затем, чтобы напугать нас, написали правила отцы, но, чтобы
каждый день нашей жизни был днем приготовления к Евхаристии, днем,
когда мы берем крест свой и следуем за Христом, отметая все, что
отлучает нас от любви Божией. Приготовление же состоит не в вычитывании
какого-то определенного количества молитв или воздержании от тех или
иных видов пищи, но в очищении своей совести, примирении со всеми
близкими, осознании того, что тяжкими грехами мы отлучаем себя от
Христа, в них мы должны каяться на исповеди, примиряясь и соединяясь с
Церковью.
Также чужда самому духу христианства и мысль о мистическом различии
клириков и мирян по отношению к причастию: клирики могут и должны
причащаться часто, а мирянам это не разрешается. На это свят. Иоанн
Златоуст пишет: «Но есть случаи, когда священник не отличается от
подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все
одинаково удостаиваемся их, не как в Ветхом Завете, где иное вкушал
священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того,
чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что
было для священников. Ныне не так - но всем предлагается одно Тело и
одна Чаша» (Беседа на 2 Кор. 18, 3). Это говорит великий пастырь,
который более, чем кто-либо другой настаивал на достойном приготовлении
к причащению.
Трагедия в том, что, пребывание на литургии и не причащение, нами
воспринимается нормально. Никто не думает, что Господь каждый раз
призывает вкусить от приготовленной трапезы. Об этом нам говорят и все
молитвы Таинства Евхаристии, читаемые священником тайно. В них мы не
увидим разделения верующих на две категории: причащающихся и не
причащающихся, напротив, после удаления оглашенных говорится о
приготовлении всех верующих к причащению: «Даждь им всегда со страхом и
любовию служащим Тебе неповинно, и неосужденно причаститься Святых
Твоих Тайн» (2-я молитва верных, Иоанн Златоуст), наконец, «нас же всех,
от единого хлеба и чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого
Духа причастие (Анафора, Литургия Василия Великого). Беда в том, что
никто не осознает себя отлученным от Христа, отвергающим дар Его любви.
Никто не сознает себя разделяющим единство евхаристического собрания,
где частное, индивидуальное должно забываться ради пользы общего,
соборного. Этим открывается еще один – экклезиологический аспект
Евхаристии. Первые христиане собирались на Евхаристию «всегда все и
всегда вместе», имея ее основой своего единства со Христом и друг с
другом.
Они свидетельствовали о том, что в Евхаристии выявляется подлинная
природа Церкви. В ней кающиеся грешники «собираются воедино и
претворяются Духом Святым в Тело Христово», «род избранный, царственное
священство, народ святый» (1 Пет. 2, 9).
Пусть же и для каждого из нас день Евхаристии будет днем суда, днем
проверки, днем определения и утверждения нашей принадлежности к Церкви
через причащение Святым Телу и Крови Господним.
Материал подготовили воспитанники ВПДС Макаров В.,
Басов В.
|