О богослужении
в период великого поста
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...»
Важнейшим из многодневных постов Православной
Церкви является Великий Пост. Он самый строгий и самый длинный в
церковном календаре. Этот пост напоминает всем верующим о
сорокадневном посте Господа нашего Иисуса Христа в пустыне и является
приготовлением к Празднику праздников — Светлому Христову Воскресению,
Пасхе. Пост состоит из Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы.
Порядок богослужений в период Великого Поста очень сильно отличается от
совершаемых богослужений вне постового годичного круга. Период поста
полон молитв, служб, духовных и телесных подвигов. Отличается он, прежде
всего тем, что по понедельникам, вторникам и четвергам Божественная
Литургия не служится, а вместо этого совершаются другие богослужения:
вечерня, изобразительны, читаются и поются часы, вечером совершается
великое повечерие в соединении с утреней. В среду и пятницу совершается
Литургия Преждеосвященных Даров свт. Григория Двоеслова, по
воскресеньям же – литургия свт. Василия Великого, а по субботам – свт.
Иоанна Златоуста.
Каждый день Великого поста, кроме субботы и воскресенья, читается
молитва: «Господи и Владыко живота моего». Молитва эта написана, по
преданию, в IV веке сирийским подвижником Мар-Афремом, или, как мы
привыкли его называть, Ефремом Сирином. Это был монах, поэт и богослов
сирийской Церкви.
Покаянная молитва святого Ефрема Сирина читается как в храмах за
богослужением, так и дома за утренним и вечерним правилом: "Господи и
Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и
празднословия не даждь ми. (Земной поклон). Дух же целомудрия,
смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. (Земной
поклон). Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не
осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь".
(Земной поклон). "Боже, очисти мя грешного", (12 раз и столько же
поясных поклонов). Потом повторить всю молитву и положить земной
поклон.
Не считая Вербного воскресенья, на период Великого
Поста выпадают 5 воскресных дней и каждый из них посвящен особому
воспоминанию.
Первая неделя Великого поста отличается особенной строгостью. Особенно и
богослужение, совершаемое в храмах в это время. В первые четыре дня
вечером (на Великом повечерии) во всех православных храмах совершается
чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского –
удивительного по глубине и красоте.
Молитвословие, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого
человека. Вслушиваясь в слова канона, верующие сопоставляют жизнь
кающегося человека со своей жизнью, каются, испрашивают у Бога прощения
за грехи совершенные в жизни. Как бы из самой глубины человеческой души,
из глубины грехопадения доносится покаянный, слезный вопль дивного
канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» В каждый из этих дней
прочитывается одна из четырех частей канона.
Особая служба совершается в пятницу первой недели Великого Поста. Это
память Феодора Тирона и благословение колива (коливо готовится из
вареной пшеницы и меда) по заамвонной молитве (она читается после
схождения священника с амвона, «за амвоном»). В этот день приготовление
колива совершается в воспоминание события, случившегося около 362 года,
когда по приказу императора Юлиана Отступника в г. Антиохии тайно
окропили кровью идоложертвенных животных все продукты питания, которые
продавались на рынках города. Но св. великомученик Феодор Тирон,
сожженный в 306 году за исповедование веры во Христа, явился в
сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное
распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать
на рынке, а питаться коливом. Так замысел императора Юлиана об
осквернении христиан через пищу не осуществился, а Святая Церковь решила
с тех пор особо чтить память мученика Феодора Тирона.
Заканчивается первая неделя Великого поста «Торжеством Православия».
Празднование, которое было установлено при царице Феодоре в 842 году в
память восстановления почитания святых икон. Но праздник имеет и более
широкий смысл, напоминая о деяниях Соборов, которые отстояли
евангельское откровение.
В этот день в кафедральных соборах Русской Православной Церкви
совершается чин «Торжества Православия». Священнослужители совершают
молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей
Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и
обращение на путь истинный всех отступивших от Церкви. Протодиакон затем
громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е., объявляет об
отделении (отлучении) от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины
православной веры. Возглашает всем умершим защитникам православной веры
– «вечную память», а живущим – «многая лета».
Во вторую, третью и четвертую субботы поста совершается особое
поминовение усопших, во всех храмах служатся панихиды.
Во второе воскресение Великого Поста совершается память св. Григория
Паламы, жившего в 14-ом веке. Он учил, что святые подвижники,
достигающие совершенства – чистоты сердца – сподобляются видения
божественного Света, каким просиял Господь на Фаворе. Этот нетварный
свет, божественные энергии, обожают преподобных святых, соединяя их с
Богом уже в земной жизни. Церковь прославляет св. Григория Паламу как
защитника духовного опыта великих афонских подвижников.
В третье воскресение после славословия выносится святой Крест и
предлагается для поклонения верующим. Тем самым Церковь напоминает нам о
страданиях и смерти Спасителя, воодушевляет постящихся к продолжению
подвига поста. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого
поста называются «крестопоклонными». Человек, предоставленный самому
себе, не в состоянии победить падшую природу и грех. Он нуждается в
силе, которая вдохнула бы жизнь в омертвевшую душу. Христос, являясь
Человеком, имеет с нами общую природу, но в то же время стоит над ней по
Своему Божеству. От Его Креста изливаются благодать, которая укрепляет
всех, идущих по Его крестному пути.
В четвертое воскресение Великого Поста Святая Церковь вспоминает святого
Иоанна Лествичника. Ему принадлежит книга «Лестница небесная» (Лествица),
в которой духовный путь подвижника сравнивается с восхождением по крутым
ступеням. Преп. Иоанн писал для монахов-пустынников, но его видение
жизни как дороги, ведущей по ступеням ввысь, несомненно, относится к
каждому христианину. В этом сочинении св. Иоанн показал и как бы
лестницу добрых дел, приводящих всех людей в Царство Небесное, именно
поэтому Церковь молится Иоанну Лествичнику в дни поста, который
призывает нас стремиться к духовным высотам.
В четверг на пятой неделе совершается также «стояние» святой Марии
Египетской. Согласно преданию, она была раскаявшейся блудницей, которая
сорок лет провела в Иудейской пустыне, искупая свои грехи. Ее образ
стал символом глубокого и преображающего все существо покаяния. По
объяснению святителя Феофана Затворника, – пример покаяния святой Марии
Египетской так многообъятен и так многопоучителен, что святая Церковь
хочет особенно запечатлеть его в сердце человеческом. Кроме этого, на
богослужении, совершаемом в этот день, канон, посвященный прп. Марии
соединяется с Великим покаянным каноном Андрея Критского. Тем самым
Святая Церковь стихами этих канонов касается наших душ и побуждает к
покаянию. Вместе с тем вдохновляет нас примером преп. Марии Египетской –
прежде великой грешницы, и мы должны, взирая на этот пример, слыша
жизнеописание святой, меняться и стараться жить в единении с Богом,
отвращаясь от греха. Жизнь и покаяние ее может запечатлеться в сердцах
людей и убедить в неизреченном милосердии и любви Божией. Пятое
воскресенье Великого Поста названо ее именем.
В субботу, на пятой неделе, совершается служба, называемая – «Похвала
Пресвятой Богородицы». Еще этот день называют Субботой Акафиста, т.к. за
богослужением прочитывается акафист Божией Матери. Эта служба
установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное
избавление Ею Константинополя от врагов. У нас эта служба совершается
для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая
избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами
невидимыми.
В шестое воскресенье Великого поста празднуется торжественный вход
Господа в Иерусалим, где Он принесет искупительную жертву ради спасения
человеческого рода. Это двунадесятый праздник Церкви. Другое его
название "Неделя Ваий" (или «Вербное воскресенье»). Освященные ветви
вербы раздаются молящимся, что символизирует нашу причастность к
торжественной встрече Господа Иисуса Христа народом израильским. По
обычаю древнего Востока царей и победителей народ приветствовал с
пальмовыми ветвями в руках, восклицая "Осанна"
Последняя неделя Великого Поста – Страстная седмица. Это 6 дней,
посвященных воспоминаниям о страданиях, крестной смерти и погребении
Господа нашего Иисуса Христа, период скорби. Все дни Страстной Седмицы
называются Великими.
Время великого поста – время обновления, очищения и, самое главное,
время подготовки к принятию Божественной исцеляющей Благодати. Господь
говорит нам, что Он есть единственный путь в царство света и духовной
радости.
Материал подготовил воспитанник ВПДС Яньшин Олег
|