Литургическое объяснение седмиц великого поста.
Таинство Жизни. Великий пост – время особенно
сосредоточенной, внимательной церковной жизни для каждого
православного христианина. В это время наиболее отчетливо и ясно звучат
слова литургии свят. Иоанна Златоуста: «всякое ныне житейское отложим
попечение», – и сердцем, и умом займемся духовным совершенствованием,
целью которого является обожение. Один из моментов великопостной
церковной жизни, хорошо известный всем верующим людям — это литургия
Преждеосвященных Даров. В церковном уставе сказано о днях служения
этой литургии: в период Святой Четыредесятницы - в среду и в пятницу; в
четверг 5-й седмицы Великого поста; 24 февраля, по старому стилю (день
1-го и 2-го Обретения главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта по ст.
ст. (40 мучеников Севастийских), случившиеся в постные дни, т.е. в дни
с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы; в
понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, а также в храмовый
праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения),
случившиеся в указанный период.
Помимо Великого поста каждое утро, в воскресные дни обязательно, во всех
православных храмах совершается самое главное среди христианских
богослужений – Божественная литургия. На этом богослужении совершается
величайшее Таинство – таинственное претворение хлеба и вина в Тело и
Кровь Иисуса Христа. Этими Святыми Дарами и причащаются подготовившиеся
исповедью и молитвой прихожане.
Совершение Таинства Причащения подобно празднику Пасхи, потому седьмой
день недели и называется воскресением. Древние христиане называли
Божественную Литургию Пасхой и присутствовали при этой службе с такими
же радостными и высокими чувствами, с какими и при Пасхальном торжестве.
Каждая Евхаристия есть праздник, торжество, «пир духовный». Со временем
в Церкви сложился обычай не совершать ее в дни Великого поста, как дни,
наполненные покаянием и строгим постом. Лаодикийский собор постановил не
совершать полной литургии в эти дни, за исключением субботы и дней
воскресных, когда пост облегчается. Но этот обычай не должен был
препятствовать причащению, поэтому обратились к практике первых
христиан, а именно к одной из самых древних ее форм, сохранившей
структуру епископской литургии I-II веков, когда пресвитеры (священники)
не могли совершать Евхаристию самостоятельно, без епископа, но причащали
христиан Св. Дарами оставленными после полной Литургии. Во II веке
диаконам и даже мирянам разрешалось относить часть евхаристической
трапезы по домам больных христиан, где верующие могли причащаться сами.
Преподание этих Даров, без сомнения, должно было соединяться с
приличествующими молитвами. В этом обычае и лежит начало литургии
Преждеосвященных Даров. Тогда такое домашнее причащение не
сопровождалось никакими особыми приготовлениями. Читали только молитву
Господню и исповедание веры. Первоначально она совершалась по устному
преданию и не везде одинаково. На востоке в VI веке антиохийский
патриарх Север (ум. в 538г.) ввел чинопоследование общенародного
принятия Св. Тайн, освященных заранее. Так получила начало литургия
Преждеосвященных Даров.
На западе святой Григорий Двоеслов, епископ Римский (умер в 604 году)
собрал и изложил письменно чин литургии Преждеосвященных Даров, отчего
она и стала известна под его именем. Шестой Вселенский Собор
окончательно принял ее и правилом 52-м постановил совершать ее в дни
Четыредесятницы.
Собственно литургия Преждеосвященных Даров – это только причащение, и
все священнодействия – пение, молитвы – только подготовка к причащению.
Церковь хочет научить людей, как должно приступать к Чаше, как
готовиться к этому.
А вот грудных младенцев за этой Литургией не причащают Св. Тайн, потому
что Св. Кровь, которой приобщаются младенцы, находится в соединении с
телом Христовым.
В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности:
а) в ней нет первой части полной литургии - проскомидии;
б) литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с последованием
изобразительных;
в) по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет
начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в
Преждеосвященной литургии);
г) на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к
приготовлению и поеложению Святых Даров.
На литургии Преждеосвященных Даров на вечерне когда святые дары
переносятся с престола на жертвенник, а также когда со свечой и кадилом
в открытых царских вратах появляется священник, возглашая: «Свет Христов
просвещает всех» полагается припадать ниц до земли. Этот жест выражает
наше смиренние и благоговение перед Христом – превечным Светом истины
Который просвещает каждого человека грядущего в мир (Ин. 1; 9).
Во время пения «Да исправится молитва моя» народ молится
коленоприклоненно. По окончании пения всех стихов молитвы, по обычаю,
положены три поклона до земли с молитвой святого Ефрема Сирина. Во время
Великого входа, когда поется «Ныне Силы Небесныя» при перенесении
Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народ и певцы припадают
ниц в знак благоговения перед уже освященными Святыми Дарами (поскольку
это и есть Тело и Кровь Христовы).
Итак, литургия Преждеосвященных Даров была установлена для того, чтобы
через причастие Святых Христовых Тайн верующие получали благодатную силу
Святого Духа в покаянии и молитве во дни Великого поста.
Материал подготовил воспитанник ВПДС Яньшин Олег
|