главная

Епархиальные

Городские

Благочиния

Авторские

"ОБРАЗ"

 

Литургическое объяснение седмиц великого поста.

Таинство Жизни. Великий пост – время особенно сосредоточен­ной, внимательной цер­ковной жизни для каж­дого православного хри­стианина. В это время наиболее отчетливо и ясно звучат слова литур­гии свят. Иоанна Златоуста: «всякое ныне житейское отложим по­печение», – и сердцем, и умом займемся духо­вным совершенствованием, целью которого является обожение. Один из моментов великопостной церковной жизни, хорошо известный всем верующим людям — это литургия Преждеосвященных Даров. В цер­ковном уставе сказано о днях слу­жения этой литургии: в период Святой Четыредесятницы - в среду и в пятницу; в четверг 5-й седмицы Великого поста; 24 февраля, по старому стилю (день 1-го и 2-го Обретения главы святого Иоанна Предтечи) и 9 марта по ст. ст. (40 мучеников Севастийских), случив­шиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы; в поне­дельник, вторник и среду Страстной седмицы, а также в храмовый праз­дник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период.

Помимо Великого поста каждое утро, в воскресные дни обязательно, во всех православных храмах совер­шается самое главное среди христи­анских богослужений – Божественная литургия. На этом богослужении совершается величайшее Таинство – таинственное претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа. Этими Святыми Дарами и прича­щаются подготовившиеся исповедью и молитвой прихожане.

Совершение Таинства Прича­щения подобно празднику Пасхи, потому седьмой день недели и называется воскресением. Древние христиане называли Божественную Литургию Пасхой и присутствовали при этой службе с такими же радостными и высокими чувствами, с какими и при Пасхальном торжестве. Каждая Евхаристия есть праздник, торжество, «пир духовный». Со временем в Церкви сложился обычай не совершать ее в дни Великого поста, как дни, наполненные покаянием и строгим постом. Лаодикийский собор постановил не совершать полной литургии в эти дни, за исключением субботы и дней воскресных, когда пост облегчается. Но этот обычай не должен был препятствовать прича­щению, поэтому обратились к прак­тике первых христиан, а именно к одной из самых древних ее форм, сохранившей структуру епископской литургии I-II веков, когда пресвитеры (священники) не могли совершать Евхаристию самостоятельно, без епископа, но причащали христиан Св. Дарами оставленными после полной Литургии. Во II веке диаконам и даже мирянам разрешалось относить часть евхаристической трапезы по домам больных христиан, где верующие могли причащаться сами. Преподание этих Даров, без сомнения, должно было соединяться с приличествующими молитвами. В этом обычае и лежит начало литургии Преждеосвященных Даров. Тогда такое домашнее причащение не сопровождалось никакими особыми приготовлениями. Читали только молитву Господню и исповедание веры. Первоначально она совершалась по устному преданию и не везде одинаково. На востоке в VI веке антиохийский патриарх Север (ум. в 538г.) ввел чинопоследование общенародного принятия Св. Тайн, освященных заранее. Так получила начало литургия Преждеосвященных Даров.

На западе святой Григорий Двоеслов, епископ Римский (умер в 604 году) собрал и изложил письменно чин литургии Преждеосвященных Даров, отчего она и стала известна под его именем. Шестой Вселенский Собор окончательно принял ее и правилом 52-м постановил совершать ее в дни Четыредесятницы.

Собственно литургия Преж­деосвященных Даров – это только причащение, и все священнодействия – пение, молитвы – только подготовка к причащению. Церковь хочет научить людей, как должно приступать к Чаше, как готовиться к этому.
А вот грудных младенцев за этой Литургией не причащают Св. Тайн, потому что Св. Кровь, которой приоб­щаются младенцы, находится в соединении с телом Христовым.

В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности:
а) в ней нет первой части полной литургии - проскомидии;
б) литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с последованием изобразительных;
в) по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заме­няет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии);
г) на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к при­готовлению и поеложению Святых Даров.

На литургии Преждеосвященных Даров на вечерне когда святые дары переносятся с престола на жертвенник, а также когда со свечой и кадилом в открытых царских вратах появляется священник, возглашая: «Свет Христов просвещает всех» полагается припа­дать ниц до земли. Этот жест выражает наше смиренние и благоговение перед Христом – превечным Светом истины Который просвещает каждого челове­ка грядущего в мир (Ин. 1; 9).

Во время пения «Да исправится молитва моя» народ молится коленоприклоненно. По окончании пения всех стихов молитвы, по обычаю, положены три поклона до земли с молитвой святого Ефрема Сирина. Во время Великого входа, когда поется «Ныне Силы Небесныя» при перенесении Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол, народ и певцы припадают ниц в знак бла­гоговения перед уже освященными Святыми Дарами (поскольку это и есть Тело и Кровь Христовы).

Итак, литургия Преждеосвя­щенных Даров была установлена для того, чтобы через причастие Святых Христовых Тайн верующие получали благодатную силу Святого Духа в покаянии и молитве во дни Великого поста.

Материал подготовил воспитанник ВПДС Яньшин Олег
 

© Издание Воронежской Православной Духовной семинарии