новый год и рождество христово
Многие люди Новый Год и Рождество Христово называют
главными праздниками года. В то же время практически никто не может
что-либо рассказать об истории их возникновения. Специально для
читателей «Образа» мы постараемся осветить историю двух этих праздников.
Начало празднования Нового Года восходит к глубокой древности. Все
языческие народы сопровождали его разными богослужебными обрядами,
торжественными приношениями и весельем. Не было народа, который не
встречал бы Нового Года, как-то по-особому отмечая это событие.
Празднование Нового Года у древних народов обыкновенно было связано с
началом пробуждения природы и, в основном, приходилось на март-апрель.
Такое постановление считать Новый год с месяца «авив» (т.е. колосьев)
встречается в законе Моисея.
С марта Новый Год начинался и у римлян до преобразования календаря Юлием
Цезарем в 45 г. до Рождества Христова. Во Франции Новый Год праздновался
с 25 декабря до IX века, а затем с 1 марта в XII и XIII столетиях, то
есть со дня Пасхи, и только в конце XVII века – с 1 января. В Германии
то же произошло во второй половине XVI века, а в Англии в XVII веке.
Как праздновался Новый Год в языческой древней Руси – один из
неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено
утвердительного ответа, с какого времени начинался отсчет года. Со
времени введения Христианства летоисчисление на Руси начиналось или с
марта, или со дня св. Пасхи, то есть сохранялись традиции предков.
По одной из версий в конце XV века, а по другой в 1348 году Православная
Церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало
определениям Никейского собора. Перенос был осуществлен в связи с
возрастающим значением христианской церкви 11 государственной жизни
древней Руси.
Последний раз Новый Год праздновался 1 сентября 1698 года. Петр Великий
изменил коренным образом и летоисчисление, и способ проведения данного
события. В первый год 18 столетия летоисчисление начиналось от Рождества
Христова.
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное
значение, началось с тот, что запрещено было праздновать 1 сентября.
15 декабря 1699 года был зачитан указ Великою Государя Петра
Алексеевича, в котором было определено «впредь лета счисляти в приказах
и во всех делах и крепостях писать с I генваря от Рождества Христова». В
знак такого доброго начинания и нового столетнего века, «после
благодарения Богу и молебного пения в церкви» повелено было: «по большим
проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых)
духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от
древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е.
бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими
поставить. К этому времени главным атрибутом этого праздника в
Российских городах становится елка.
В сельской же среде не засвидетельствован обычай рождественской елки.
Этот обычай пришел к нам из Германии и лишен у нас обрядового значения.
Темная, буроватая ель или сосна в русском простонародье не пользовались
особым почетом. Излюбленным же образом русских песен и русских обрядов
является березка. Поэтому этот обычай всегда был распространен только в
городском быту. Современная новогодняя елка не соответствует никаким
религиозным или обрядовым традициям. Возжигание ее на рождество не
связывалось с церковными обрядами. Может быть поэтому новогодняя елка
сохранилась и в советское время. Но в Западной Европе внесение в дом
елки как дерева, хранящего летнюю зеленую окраску даже зимой, и,
следовательно, обладающей особой способностью не поддаваться зимней
смерти, имело обрядовое значение и было воспринято в церкви. В
лютеранских церквях во время рождественского богослужения возжигалась
елка.
В настоящее время в разных странах Новый Год всегда очень оптимистичный
и всеми отмечаемый праздник. Замечено, что Америка ежегодно побивает все
рекорды по поздравительным открыткам и рождественским подаркам. В Бирме
и Таиланде Новый Год празднуют в самую жару, поэтому люди при встрече
поливают друг друга водой. Это своего рода пожелание счастья в Новом
Году. Болгары, собравшись на Новогоднее торжество, на нисколько минут
гасят свет.
Во Вьетнаме Новый Год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы
разводят костры, на которых готовят особые лакомства из риса. В
новогоднюю ночь принято выпускать живых карпов в реки и пруды. В эту
ночь забываются ссоры, прощаются обиды.
Жители Греции, отправляясь в гости праздновать Новый Год, берут с собой
камень, который бросают у порога гостеприимного дома. Если камень
тяжелый, говорят: «Пусть богатства хозяина будут тяжелы, как этот
камень».
В Индии Новый Год празднуют по-разному. Жители северной Индии украшают
себя белыми, розовыми, красными и фиолетовыми цветами. В центральной
Индии на здания вешают преимущественно оранжевые флаги. В западной Индии
на крышах домов зажигают маленькие огоньки. Накануне праздника матери
раскладывают для своих детей подарки, сладости, цветы на больших
подносах. В первое утро Нового Года детей с закрытыми глазами подводят к
подносу, с которого они и выбирают себе подарок.
В Иране Новый Год встречают весной. Загодя иранцы высаживают зерна
пшеницы или ячменя в небольшое блюдо. Взошедшая к Новому Году трава
символизирует начало новой жизни. В Италии накануне Нового Года принято
выбрасывать старые вещи и заменять их новыми. А если старых вещей нет,
то приходится выбрасывать новые, иначе счастье обойдет дом стороной.
В Китае Новый Год празднуют всегда во время новолуния, в конце января —
начале февраля. По улицам движутся процессии из многих тысяч фонарей. Их
зажигают для освещения пути в Новый Год. Чтобы не пускать злых духов в
этот день, китайцы заклеивают окна и двери домов бумагой и отпугивают их
хлопушками и петардами.
На Кубе и Новый Год часы бьют только 11 раз. Поскольку 12-й удар
приходится как раз на Новый Год, часам дают отдохнуть и спокойно
встретить праздник вместе со всеми. В полночь кубинцы выплескивают воду
через открытое окно на улицу, желая, чтобы Новый Год был таким же ясным
и чистым, как вода.
В Монголии Новый Год встречают у елки. В новогодний праздник проводятся
спортивные состязания, игры, проверка ловкости и смелости. В Панаме
новогодняя ночь необыкновенно шумна: гудят трубы, воют сирены и кричат
люди. Согласно древнему поверью шум отпугивает злых духов. В Румынии в
новогодних пирогах принято запекать маленькие сюрпризы — монетки, под
Новый год принято разбивать посуду у дверей соседей.
В Шотландии под праздник поджигают в бочке смолу и катят эту бочку по
улицам. Это символизирует сожжение Старого Года. После этого дорога
Новому Году открыта. Считается, что первый человек, вошедший в дом после
наступления Нового Года, приносит счастье или неудачу. В Уэльсе,
отправляясь в гости на встречу Нового Года, следует захватить кусочек
угля и бросить его в разжигаемый в новогоднюю ночь камин. Это
свидетельствует о дружеских намерениях пришедших гостей. Ровно в
полночь необходимо распахнуть настежь двери, чтобы выпустить Старый Год
и впустить Новый.
В Японии канун Нового Года называют «золотой неделей». В это время
прекращают свою работу многие учреждения и фирмы, правительственные
организации, крупные универмаги. Даже банки работают до 12 часов 31
декабря и отдыхают первые три дня Нового Года. Обязательным является
обычай проводов Старого Года, включающий организацию приемов и
посещение ресторанов. В момент наступления Нового Года японцы начинают
смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году. В
первую новогоднюю ночь принято посещать храм. В храмах отбивают 108
ударов в колокол.
Но, несомненно, для православного христианина первостепенными могут
стать только праздники церковные. Соперничая с Пасхой своей
торжественностью, праздник Рождества Христова оставляет самые яркие
впечатления и благодатные переживания. Вообще, трудно себе представить,
чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего
Спасителя. Однако, древней Церкви точно неизвестен был не только день,
но и месяц рождения Христова.
В постановлениях апостольских указывается праздновать день Рождества
Христова 25 декабря и отмечается значительность этого праздника для
Церкви. По словам Климента Александрийского (III в.), одни полагали это
событие в мае – 20, другие в январе – 10 или 6; по другим свидетельствам
II-III веков Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже
в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса – именно в
пользу 25 декабря.
Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний
солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), в те
дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря.
Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем «Непобедимого» (dies
Invicty), т.е. днем непобедимого солнца, которое не смогла одолеть зима
и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV
века именно 25 декабря указан этот языческий праздник.
Чтобы отвлечь христиан от языческих чествований, в Риме перенесли на
этот день празднование Рождества Христова, рождения духовного
незаходимого Солнца. За Римом последовали и все Восточные церкви. Месяц
и день смерти Христовой точно не известен из Евангелий; а в Церкви
издавна распространено было убеждение, что Христос должен был находиться
на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что
Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую
пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9
месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Эту дату
принимает уже святой Ипполит (III в.); ее защищают святой Златоуст и
блаженный Августин.
С IV-го века с появлением и распространением арианства для Православной
Церкви снова необходимо было прославить Рождество Христово. Так, с датой
25-го декабря и стало ассоциироваться событие Рождения Господня. В
богослужебных песнопениях Церковь утверждает нашу веру как величайшую
тайну воплощения Господа нашего Иисуса Христа и изображает этот день как
всеобщую радость: «яко родися днесь Спас, Иже есть Христос Господь» (Лк.
2, 10-11). «Небо и земля, восклицает св. Церковь, днесь пророчески да
возвеселятся»; «играет вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса
Господа». Вместе с тем Церковь празднованием Рождества Христова
нравственно поучает нас святой жизни, достойной родившегося Господа.
К достойному празднованию Рождества Христова верующие приготовляются
сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или
Филиппова. Поэтому христианину всегда нужно помнить, что излишнее
акцентирование внимания на встрече Нового Года, который на неделю раньше
Рождества Христова, и бурная его встреча может полностью лишить
рождественские дни благодати церковного торжества.
Канун, или день навечерия праздника, проводится в особо строгом посте и
называется сочельником или сочевником, так как по уставу церковному в
этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т.е. сушеные хлебные
зерна, размоченные в воде. В V в. Анатолий, патриарх
Константинопольский, в VII в. Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII—
IX в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, патриарх
Константинопольский написали для праздника Рождества Христова многие
священные песнопения, которыми Церковь и ныне прославляет празднуемое
событие. В навечерие, во время часов, Церковь воспоминает различные
ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя.
Далее совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не
случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна
Златоуста в обычное время. Всенощное бдение начинается великим
повечерием, в котором церковь особенно выражает свою духовную радость
пением пророчественной песни: «Яко с нами Бог».
В канун этого великого христианского праздника хотелось бы пожелать
нашим читателям мира и согласия в их семьях. Постараемся же встретить
святые дни и провести их согласно словам апостола Павла: «Всегда
радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас
воля Божия во Христе Иисусе» (1-е Фес. 5, 16-18)
Д.А.Саунин
|